Возвращение на Итаку

Первую премьеру 106-го театрального сезона представил Новосибирский государственный академический драматический театр (НГАДТ) "Красный факел". На Большой сцене развернулось трехчасовое действо по сюжету поэмы Гомера "Одиссея".

По словам художественного руководителя "Красного факела" Андрея Прикотенко, театр не первый год обращается к шедеврам мировой литературы. Это востребовано публикой, на всех спектаклях - аншлаг. "Одиссея" вписывается в обозначенную руководством концепцию: "Красный факел" ? академический репертуарный театр.

"Сибирский МХАТ" за свою более чем вековую историю обратился к творчеству Гомера впервые. Мир древней Эллады на сцене воплотил режиссер Марк Букин, чья музыкальная версия "Ромео и Джульетты", вышедшая в прошлом году, собирает полные залы.

- Для меня "Одиссея" - матерь всех трагедий, - говорит Марк Букин. - Герои преодолевают неразрешимые обстоятельства, пытаются изменить свою судьбу, победить предначертанное. И для меня первый трагический литературный герой - это, конечно же, Одиссей, ведь у Гомера не просто история о возвращении домой. Одиссей - сложный, противоречивый, многоплановый герой, который пытается переосмыслить себя, и найти свое место в мире. Герой хочет понять в чьих руках его судьба, все ли находится во власти богов, или же человек сам вершит свою судьбу? Одиссей очень близок к нам. Он задает вечные неразрешимые вопросы, которые актуальны во все времена: "Кто я? чего я хочу? в чем мое предназначение?" Это история про путешествие во внутрь себя, про попытку заглянуть в самые потаенные уголки своей души.

Режиссер признается, что для него "Одиссея" - это история о том, как семья воссоединяется. Но будет ли все, как прежде?

- Для меня Одиссей - невероятно многогранный: он хитрый и смелый, а где-то и трусливый, добрый, злой, любящий, ненавидящий, безжалостный, мягкий и так далее. И, как мне кажется, он не смог вернуться к себе, каким он был двадцать лет назад. Ведь он прошел немало испытаний, стал участником множества событий. Это не могло не изменить его, он не мог остаться прежним, - отмечает Марк Букин, добавляя, что спектакль сделан, исходя из современных реалий и психологии современного человека.

Несмотря на то что со сцены звучит выразительный вокал Вадима Гусельникова, "Одиссея" поставлена по законам драматического театра и в жанре трагедии. Вокал используется точечно, лишь в нескольких эпизодах. Когда сюжетная линия подходит к точке накала, на сцене вдруг появляется барабанная установка, и Одиссей (Константин Телегин), словно рок-звезда, выдает мощную барабанную дробь, вызывая мурашки по телу.

Для лауреата и номинанта нескольких премий "Золотая маска" актера НГАДТ Константина Телегина роль Одиссея словно писали специально. Марк Букин не скрывает, что давно хотел поработать с этим актером и увидеть его в материале, где им обоим "можно было бы развернуться на полную катушку". Для создателей спектакля Одиссей - не полубог, а человек. Его тело в шрамах, но все еще полно сил, а вот израненной души не видит никто, и никто не в силах разделить тревожащие его по ночам кровавые, трагические воспоминания, из-за которых он не может уснуть.

- "Одиссея" - однозначно трагедия. Она о человеке, об одиночестве, о его месте в жизни, о встрече с жизнью и смертью. В ней много философских тем, которые интересны широкому кругу зрителей, - говорит Константин Телегин. - Мне несложно было принять эту роль. Я уже, как мне кажется, достиг какого-то очередного возрастного кризиса, вошел в новый этап, поэтому было очень интересно работать с таким материалом.

"Боги не хотят, чтобы ты вернулся. Судьбе не угодно, чтобы ты вернулся. Но ты вернешься", - слышит в прорицании Одиссей. Однако эпос не может закончиться идиллией. И борьба с непрошеной ролью, которой человека наделили боги, еще не завершена.

- Я не очень верю в хэппи-энд своего Одиссея. Мне кажется, в самом названии, в тексте Гомера, заложен этот код - возвращения как такого не будет никогда. И это хочется исследовать, в этом хочется разобраться, в том числе со своими личными вопросами, - отмечает Марк Букин.
Наталья Решетникова, Российская газета

Другие публикации

В «Красном факеле» состоялась премьера «Дяди Вани» без штампов

В театре «Красный факел» представили новую постановку «Дяди Вани», которую поставил художественный руководитель Андрей Прикотенко. Режиссер стремился очистить легендарную пьесу Чехова от привычных штампов, чтобы зрители увидели ее в новом свете. Этот спектакль завершает трилогию по русской классике, над которой режиссер работал несколько лет.

Алексей Кудинов, ОТС

Андрей Прикотенко вдохнул душу в дядю Ваню, в «Красном факеле»

Я убежден, что текст пьесы это не партитура симфонии Малера, где перестановка двух-трех нот неминуемое обернется катастрофой. Текст пьесы это руководство к действию, отправная точка большого волшебного путешествия. Особенно сейчас, на рубеже первых двух четвертей XXI столетия. Чтобы не говорили адепты традиционных постановок, увенчанные стереотипами, играть Чехова со звериной серьезностью, с картой Африки на стене, с надрывами в избах и гостиных сейчас невозможно. Но и окунаться с головой в откровенный постмодернизм со всеми этими успевшими поднадоесть приблудами в виде экранов и проекций тоже не хотелось бы.

Сергей Тиханов, Культвитамин

Андрей Прикотенко исследует феномен «русского идеализма»

20 и 21 в новосибирском театре «Красный факел» завершится блок премьерных показов спектакля Андрея Прикотенко «Дядя Ваня». Эта работа станет заключительной частью трилогии, которую худрук посвятил исследованию «русского идеализма». В неё входят «Мёртвые души» и «Бесы».

Татьяна Власова, Театрал

630099, Новосибирск, ул. Ленина, 19