Пляшут тени на стене

Есть растиражированное мнение, что роман Достоевского «Бесы» творцы обходят стороной, ибо он слишком сложен и сценически невозможен, но это совсем не так. Спектакли по мотивам идут во многих российских театрах, а в этом году кинорежиссёр Сергей Арланов представил сериал «Клипот» — в маленьком провинциальном городке скучающая молодёжь начинает бороться за всё хорошее против всего плохого под руководством мажора, прибывшего из швейцарской школы. Ничего удивительного в популярности «Бесов» нет: мы вновь оказались на витке спирали, где радикальные идеи разного толка выжигают из нас человеческое и сужают тоннели реальности, заставляя категорически разделять мир на своих и чужих. А когда идея тотально поглощает человека, то оставляет от него потом горстку пепла — и судя по количеству золы, которая просыпалась с колосников на головы героям спектакля «Бесы» Андрея Прикотенко в театре «Красный факел», у нас плохие новости.

По замыслу режиссёра, «Бесы» существуют в мультивселенной его же «Мёртвых душ», где действие разворачивается в условном безвременье, а сценография весьма аскетична — белые стены-порталы да иногда стулья. В этом мире не существует понятия «человек — это звучит гордо», всё живое здесь растворяется и поглощается холодным белым светом, а суетливый человеческий исход, бредущий маленькими «стадами» на заднем фоне, отчётливо работает на евангелическую притчу про бесов и свиней, которая и стала вторым эпиграфом для романа Фёдора Михайловича. И если в «Мёртвых душах» мир, придуманный художником-сценографом Ольгой Шаишмелашвили, подсвечивал склонность русского человека к магическому мышлению, то в «Бесах» — к умению превращать свою душу в безжизненную стерильную пустыню и помещать себя в рамки-стены. Этот мир, напоминающий пространства в спектаклях режиссёра Римаса Туминаса, живёт в постапокалиптичном режиме — условное Заречье давно сгорело, с неба валят вёдра пепла, а жалкие светильники-примусы в руках героев вряд ли добавят света в предлагаемые обстоятельства. А если учесть, что Прикотенко считает своих «Бесов» условным продолжением «Мёртвых душ», где лампы связывали мир живых и мёртвых, то примусы явно сигнализируют нам, что никого живого здесь нет.

Инфернальная суть «Бесов» отчётливо проявляется и в эпизодах с теневым театром, напоминая рождественские гадания, когда кусок смятой и тлеющей газеты вызывал к жизни на стене пугающие образы, увеличивая то, что казалось в повседневности ничтожным.

И наоборот — высвечивал настоящее, как в эпизоде встречи Николая Ставрогина (Александр Поляков) и отца Тихона (Андрей Яковлев), где первый сжимается до размеров испуганной мыши. В аннотации к спектаклю, размещённой на сайте театра, режиссёр говорит о том, что для него «Бесы» — это одновременной жуткий и очень смешной роман, но здесь всё зависит, конечно, от зрительской оптики. Кому-то будет совсем не смешно, ибо только мартышки в баснях хохочут, увидев в зеркале неизвестную рожу. Впрочем, даже сам роман Фёдора Михайловича приверженцы разных идей толкуют по-своему: одни видят жёсткую статиру-предупреждение на представителей русского западничества, которые задурили молодёжи голову либертарианскими идеями, а другие — предтечу большевизма и всё, что с ним связано. Хотя Достоевский писал о «Бесах» вполне конкретно: «Эти явления — прямое последствие вековой оторванности всего просвещения русского от родных и самобытных начал русской жизни». Итак, в губернский город одновременно возвращаются из-за границы демонический красавец Николай Ставрогин и сын домашнего приживала-учителя Пётр Верховенский (Никита Воробьёв). Их приезд открывает портал в ад: городок начинают сотрясать скандалы-убийства-расследования, а на шее у власти завязывается удушающая петля из политических интриг. «В романе Фёдора Достоевского “Бесы” насчитывается 15 убиенных персонажей. Постановщики пытались спасти некоторых из них, и тем не менее в спектакле содержатся сцены насилия и убийства», — предупреждают зрителя перед спектаклем в театре.

Николай Бердяев считал, что в романе Достоевского есть только одно действующее лицо — Николай Ставрогин, все остальные — лишь его эманации-проекции, безвольные спутники, несущиеся по орбите звезды. Ставрогин Александра Полякова — скорее сатирический персонаж, который принёс сам себя в жертву на алтарь либидо, но до конца так и не понял: а из-за чего, собственно, такой сыр-бор вокруг его персоны? Его демонизм — явно придуманный, часть точно выверенного имиджа, у него нет экзистенциального окраса. Поэтому знаменитый монолог из ненапечатанной главы «У Тихона» звучит не горькой исповедью, а ещё одной попыткой придать себе значимости: а я ещё и вот так могу! Все эти политические шуршания местного уровня ему вообще до светильника, впрочем, как и женщины уездного города. Он явно чем-то мается, много говорит и, наверное, страдает.

У Петра Верховенского — моторика мелкого беса, изживающего весь спектакль обиду на отца Степана Верховенского (Николай Телегин), который, как и положено человеку остролиберальных взглядов, ходит исключительно в белом пальто, извините, костюме. Петруша тоже много говорит, чего-то требует от Ставрогина, интригует и подставляет, но не очень понятно — зачем? Если у Лапши и его друзей  из шедевра Серджо Леоне «Однажды в Америке» (Прикотенко отчасти ассоциирует «Бесов» с этим полотном) была вполне конкретная цель, ради которой они разрабатывали свои гангстерские схемы, то здесь она не отчётлива. Все заняты какими-то своими внутренними и мелкими делишками, дрязгами и проблемами, поэтому не совсем понятно, как этот дуэт вообще смог сколотить идеологическое подполье, оказывая влияние на умы провинциальных радикалов и запустив череду убийств и самоубийств. Самый красивый мальчик в классе и его свита — вот, собственно, и всё. Впрочем, режиссёр развивает линию «Мёртвых душ», где Чичиков тоже дутая фигура, сформированная общественным мнением — эдакая социальная химера, поэтому всё логично.

Похоже, Андрей Прикотенко (по крайне мере, в новосибирских постановках) постепенно уходит от своего излюбленного приёма перекодировки, когда от изначального классического текста остаётся его современное подобие, — его «Бесы» идут в фарватере нарратива Достоевского, и иногда это кажется избыточным. Может быть, ещё и по той причине, что получилось очень много текста на один квадратный сценический метр, а мы уже привыкли к другой форме высказывания, когда события превалируют над словами. Но это не мешает в некоторых моментах чувствовать себя тенью на стене «платоновской пещеры» — горестно восхищаясь и ужасаясь этому состоянию одновременно.

Кому понравится спектакль «Бесы»?


Разумеется, литературно образованным людям, ценящим язык и идеи Фёдора Достоевского, которые актуальны, видимо, всегда. В сюжете «Бесов» большую роль играют взаимоотношения «отцов» и «детей» — «либералов» и будущих «нигилистов», которых они сами и породили. Спектакль Андрея Прикотенко говорит в том числе и об этом — каждое предыдущее поколение формирует следующее и несёт ответственность за его духовный и нравственный облик. В противном случае мы получаем детализацию мифа об отце-Кроносе и его сыне-Зевсе.
Наталия Дмитриева, Ведомости Законодательного Собрания Новосибирской области

Другие публикации

День театра в Новосибирске: Полуночный актерский марафон, выставка, премьеры и экскурсии

Новосибирские театры готовятся отметить профессиональный праздник. В честь Всемирного дня театра драматические и музыкальные труппы города запустят проекты, которые позволят разделить ежегодное событие не только с коллегами, но и со зрителями — ценителями, любителями и знатоками сценического искусства. В афишах заявлены премьеры спектаклей, актерские марафоны, квизы, концерты, экскурсии по закулисью и исторические выставки.

Юлия Щеткова, Новая Сибирь online

Что за прелесть эти сплетни

Петербургский режиссер Роман Кочержевский показал, что природа человека со времен английского классика комедии нравов Ричарда Шеридана не изменилась.

Яна Колесинская, Инфопро54

Пермский Театр-Театр сыграет в Новосибирске школьный мюзикл, драму по классике и почти античную трагедию

В Новосибирск в рамках межрегионального направления федеральной программы «Большие гастроли» приезжает один из самых известных региональных театров. С 1 по 6 апреля на сцене «Красного факела» представит свои спектакли Пермский академический Театр-Театр. Хорошо знакомый сибирской публике коллектив сыграет young adult мюзикл «Удачи, Марк!», драму самоидентификации по роману Ивана Тургенева «Отцы/Дети» и сложноустроенный трагический спектакль по пьесе белорусского драматурга Константина Стешика «Мороз».

Юлия Щеткова, Новая Сибирь online

«Школа злословия» в театре «Красный факел»: прыжок в глубину веков и человеческих пороков

Вывести на сцену в XXI веке комедию нравов «Школа злословия», написанную и поставленную в 1777 году британским драматургом Ричардом Бринсли Шериданом, было вызовом, сродни прыжку в пропасть с тарзанки: сложно, рискованно, но интересно.

Ольга Рахманчук, Культура Новосибирска

630099, Новосибирск, ул. Ленина, 19