Моцарт и теперь живее всех живых!

Спектаклем «Амадеус» по пьесе английского драматурга Питера Шеффера открылись в среду, 2 июня, большие гастроли Новосибирского академического драматического театра «Красный факел». За две недели наши гости сыграют на сцене краевого театра драмы восемь спектаклей, которые, по словам главного режиссера театра Валерия Гришко, представляют собой лучшую часть репертуара прославленного сибирского театра.

Каков хозяин, таков и дом

Театральные гастроли в последние полтора десятилетия —событие незаурядное, ибо позволить себе надолго выехать за пределы родного города могут далеко не все театры. Новосибирский академический может, поскольку научился за годы экономической неразберихи самостоятельно зарабатывать деньги. И сейчас, как сказал на утренней пресс-конференции директор «Красного факела» Александр Кулябин, это театр скорее частный, чем государственный. Во всяком случае в зарплате актеров доля государственных денег составляет всего лишь четвертую часть!

Сколько они на самом деле получают — коммерческая тайна. Так же, как и то, каким образом театр на зарплату и постановочные расходы деньги зарабатывает. Ясно одно, что решающую роль в этом деле играет незаурядная личность директора, который, кстати сказать, стал главным «виновником» оживления гастрольной жизни в Сибирском регионе.

Александр Кулябин — автор идеи, основатель и генеральный продюсер регионального фестиваля «Сибирский транзит», который недавно (в четвертый раз) прошел в Томске. И Кулябин удостоился на нем сразу двух премий: в номинации «Театр — культурный дом России» от ассоциации «Сибирское соглашение» и «Крылатый гений» — от омской театральной общественности. Звание гения обычно присуждают творческим личностям. А значит, талантливая административная деятельность Александра Кулябина — сродни творчеству. Да и по первой своей специальности он — актер.

— Может быть, именно поэтому наши первые большие гастроли мы решили провести в Барнауле, — сказал Александр Кулябин. — Ведь именно здесь, на барнаульской сцене, началась моя актерская судьба. Я проработал здесь четыре года и с тех пор постоянно поддерживаю с вашим театром дружеские связи.

Костер на Оби

А главный режиссер театра Валерий Гришко переехал в «Красный факел» в прошлом сезоне из Санкт-Петербурга, где он семнадцать лет работал в театре имени Комиссаржевской и одновременно ставил спектакли в Германии. На вопрос, не грустно ли ему в Сибири после Питера, ответил:

— У каждого театрала есть малая родина, — театр. Можно жить в Питере и на Юпитере. Но если в театре у тебя облом, не спасут никакие красоты архитектуры. А в «Красном факеле» — потрясающая, редкая атмосфера театра-дома, где с большим почтением относятся и к истории, и друг к другу. Мне это очень близко: есть режиссеры-скитальцы, я же вырос в традициях театра-дома. Поэтому вчера мы не разбрелись по номерам играть в карты, а пошли все вместе на берег Оби, разожгли костер, жарили сосиски на палочках — и до часу ночи отмечали начало наших гастролей.

Стать главрежем «Красного факела» Валерию Гришко «помогла» постановка спектакля «Амадеус», который в день открытия гастролей собрал полный зал и завершился бешеными овациями!

Музыка на сцене и в зале

Конечно, придирчивый критик непременно нашел бы в «Амадеусе» какие-нибудь недостатки. Они, безусловно, есть, но достоинств в спектакле гораздо больше — и они с лихвой искупают и некоторые длинноты, и преобладание «литературного театра» над драматическим действием…

«Амадеус» — это спектакль-версия о смерти Моцарта. Версия философская и фантастическая одновременно. Однако главный герой ее вовсе не Вольфганг Амадеус, а его старший коллега и соперник — «убивец» Сальери. Доживший до глубокой старости, он подробнейшим образом рассказывает «потомкам историю своего злодеяния: сладкозвучный гений вовсе не был отравлен, «просто» Сальери сделал все, чтобы довести его до смерти. А потом, лишившись былой славы первого придворного композитора, сам о себе пустил сплетню об отравлении. Чтобы, произнося имя Моцарта, потомки, пусть даже с и неприязнью, вспоминали бы и Сальери.

Таким образом, действие спектакля становится своеобразной и очень зрелищной иллюстрацией-воспоминанием о жизни и смерти великого Моцарта. Лаконичные, стильные декорации (сценограф Владимир Боер) и роскошные яркие костюмы XVIII века (художник Николай Вагин). Преобладающий цвет — красный…

Потрясающей силы образ создает заслуженный артист России Владимир Лемешонок. Его Сальери то грозен и страшен, то жалок и смешон, то страстно вдохновенен. А главная его страсть —  это… музыка Моцарта, которую он (ненавидя ее создателя) описывает так красиво и проникновенно, что его речи в иных фрагментах становятся подобными самой этой музыке.

А что же Моцарт? Мальчик нежный, кудрявый, влюбленный и слегка сумасшедший — таков Максим Битюков в роли Моцарта (наша публика уже видела этого талантливого актера в роли Зилова из спектакля «Утиная охота»). Он легкомыслен, вертляв, болтлив — зачастую невпопад, откровенно непристоен и очень, ну очень смешон. Однако эпатажная пластика и мимика молодого талантливого актера Максима Битюкова (местами, кажется, позаимствованная у американского комика Джима Керри) не мешает ему тонко вести внутреннюю линию характера своего гениального героя, в музыке которого (по словам Сальери) явил себя миру сам Господь Бог.

Впрочем, во втором акте он уже совсем другой. Притихший и печальный, больной, полусумасшедший, но по-прежнему гениальный Амадеус вызывает в публике искреннейшее сочувствие и даже, возможно, слезы. Однако всплакнуть по-настоящему зрителям «мешает» полная жизненного огня и юношеского оптимизма (за исключением «Реквиема», разумеется) божественная музыка Моцарта, которая становится невидимым, но полноправным действующим лицом спектакля.

Причем не только на сцене, но и в зале: несколько раз в течение спектакля мобильники неучтивых зрителей наигрывали фрагментики из Моцарта! И подтверждали таким образом одну из сверхзадач спектакля: Моцарт и теперь живее всех живых!


«Алтайская правда» 5 июня 2004