«Вся жизнь – сплошной тайм-аут»
Совсем недавно посетил спектакль «Тайм-аут» в «Красном факеле» по пьесе Марины Крапивиной. Вообще, премьера этого спектакля состоялась более двух лет назад, в марте 2021 года, но мне удалось его посетить только сейчас. Как говорится, лучше поздно, чем никогда.
Саму пьесу до похода на спектакль я не читал (прочитал уже после), но я много слышал о спектакле, читал отзывы о нём. «Тайм-аут» считается одной из лучших и самых популярных у публики постановок в репертуаре театра, в чём я имел счастливую возможность воочию убедиться: зрители очень тепло приняли спектакль и одарили артистов бурными овациями.
В общем, идя на спектакль, я не до конца представлял, что увижу на сцене, но определённые ожидания у меня были, и в итоге они оправдались на все 100%.
Сюжет спектакля, если здесь вообще уместно это слово, ибо сюжета или фабулы как таковых здесь нет, довольно прост. В его центре – Люда, или Людмила Ивановна, женщина немного за сорок, мать-одиночка, работающая в отделе соцобеспечения. По сути, это самый распространённый в России женский паттерн, во многом типологически схожий с героиней фильма «Зимняя вишня». И жизнь у Люды соответствующая: серая, скучная, монотонная, изо дня в тень катящаяся по одним и тем же рельсам и пустая, прямо как полки импровизированного супермаркета, расположенного на сцене. Как и героиня «Зимней вишни» Люда очень хочет, чтобы её кто-то отогрел, хочет придать своей жизни какое-то подобие осмысленности и хоть чем-то её наполнить. Но чем она может её наполнить? Либо опостылевшей работой, где её вроде бы ценят и уважают, но при этом приходится выслушивать упрёки начальницы Ляшко, заставляющей подчинённых быть креативными и навязывать клиентам ненужные им платные услуги, а также жалобы стариков на высокие цены на продукты и закрытие эконом-парикмахерской, либо перепиской в «Одноклассниках» с музыкантом Геннадием, который в ответ на её душевные излияния ставит ей смайлики и приглашает на свои концерты. Выбор, прямо скажем, скудный. И как тут не вспомнить Базарова, заполнявший пустое место в своём чемодане сеном, сравнивая это с жизнью человека, которую тот по тому же принципу заполняет чем угодно, лишь бы там не оставалось пустого места. Так и героиня спектакля хватается за любую соломинку, лишь бы вырваться из замкнутого круга, в котором она находится, и самым ярким олицетворением которого является кадр на экране, где Люда бредёт по заснеженному полю в красной шапке с пакетами в руках. Глядя на это зрелище, зрителя охватывает ощущение безысходности и какого-то экзистенциального отчаяния.
Переписка с Геннадием и походы на его концерты для Люды – своеобразный эрзац личной жизни, которой у неё толком нет. Зато есть дочь Даша, живущая своей обособленной жизнью, называющая мать «заурядной тёткой» и подтрунивающая над ней за её общение со «звездой» в соцсетях (правда как мы узнаём в самом конце, сама Даша делает ровно то же самое). Есть старик Одинцов, ветеран труда, один из её подопечных, проявляющий по отношению к ней отеческую заботу и даже делающий ей предложение. Ещё есть Виталий, отец Даши, с которым Люда случайно сталкивается в магазине после долгого перерыва. У Виталия есть жена и сын, а о существовании Даши он узнал только из «Одноклассников» — «в век интернета ничего не скроешь». Картина, в общем, получается довольно безрадостная, и не так-то просто найти хоть какой-то выход из этого жизненного тупика. И неспроста Люда занимается своеобразном аутотренингом, повторяя, как мантру, что «у меня всё хорошо, моя жизнь наполнена смыслом, у меня полезная работа» и всё в таком духе. На самом деле, как мы понимаем, она ужасно устала и от этой «полезной работы», и от своего личного одиночества. И не от хорошей жизни она потом вновь сходится с Виталием, человеком вроде и неплохим, но лживым, двуличным, не внушающим особой симпатии ни зрителям, ни родной дочери, которая при первой же встрече посылает его по известному адресу. Но Люда счастлива и этим: «Как прекрасно, когда есть любимый! Он есть у меня. И на этот раз это Виталий! Да, Виталий, а не какой-то Геннадий. Это отец моей дочери, и теперь у нас настоящая семья. Виталий! Какое прекрасное имя от слова жизнь. Виталий сразу вдохнул жизнь в нашу однообразную жизнь. Мы теперь одно целое, мы будем вместе ходить гулять в парк, делать шашлыки, мы будем вместе плавать на кораблике, а то купим лыжи и будем на равнинных лыжах ходить по этим, по равнинам, будем вместе ходить в Торговый центр и что-нибудь покупать. Не знаю даже, какая я счастливая, реально счастливая!» Счастье, конечно, довольно условное, но, видимо, и оно лучше, чем никакого.
Большое значение для понимания душевного состояния Люды и общего эмоционального фона спектакля имеют своеобразные флешбэки из её прошлого, где мы сначала видим, как Люде в школе сообщают о гибели матери, а затем переносимся к ней домой и видим сцену с ней и отцом, впавшим в беспросветный алкоголизм и доведшим себя до состояния delirium tremens, а из дома его уносят санитары. Известно ведь, что зачастую причины жизненных неурядиц человека кроются в его детстве. И здесь, видимо, как раз тот случай.
Вообще, в процессе просмотра спектакля нет-нет да и ловишь себя на ассоциациях с картиной великого испанского художника Франсиско Гойи «Сон разума порождает чудовищ». Например, в сцене, где Люда приходит домой с продуктами к Лидии Афанасьевне, которая в какой-то момент будто раздваивается, и обе старухи гладят по волосам и утешают бедную Люду, доведённую до небольшой истерики претензиями той же Лидии Афанасьевны по поводу слишком дорогих продуктов, которые, мол, в других магазинах стоят дешевле. Или в сцене в супермаркете, где Люда в рамках акции «Особая забота» собирает у граждан продукты ко Дню Победы. Там она видит довольно странную женщину в чёрном костюме, чёрном парике и с чёрными губами, в тележке у которой сидит ещё более странная девочка с большой лысой головой, к которой бантами приколоты косички. В сущности, жизнь Люды – это действительно сплошной тайм-аут, как она сама говорит, эдакий летаргический сон. И потому подобные ужасные видения, вспоминая картину Гойи, вполне объяснимы.
В финальной сцене спектакля мы видим Люду, которая в красном платье исполняет весьма энергичный и зажигательный танец. Но можно ли считать это хэппи-эндом? Вопрос спорный. Как известно, любое произведение искусства – генератор интерпретаций, и трактовать его можно совершенно по-разному. В полной мере этот тезис относится как к пьесе Марины Крапивиной, так и к блестящему спектаклю, созданному на её основе. «Тайм-аут» буквально насыщен метафорами, смыслами, образами, аллюзиями, аллегориями и всем прочим, дающими зрителю богатую и обильную пищу для размышлений. По своей сути, форме и содержанию это одновременно и фантазия, как заявлено в афише спектакля, и философская притча, и сеанс психотерапии, и безумно искренняя и достоверная история о каждом из нас. И всё это режиссёр Пётр Шерешевский сотворил из, казалось бы, абсолютно банальной, тривиальной, даже примитивной истории. Таких Люд, если подумать, вокруг нас каждая вторая, мы все так или иначе находимся в подобном жизненном лабиринте, из которого поди вырвись. Особый колорит постановке добавляют отсылки к скандинавской мифологии. И они здесь тоже отнюдь не случайны: подобно тому, как в сумасшедшем доме запросто можно встретить Наполеона или папу Римского, так и в центрах соцзащиты обитают самые разные мифологические сущности, с которыми социальный работник должен уметь контактировать и находить общий язык. В этом смысле отдельно хочется отметить Галину Алёхину, Юлию Новикову, Дениса Ганина, а также Александра и Юрия Дроздовых, гениально воплотивших на сцене образы демонических стариков. А Денис Ганин и вообще оказался един в трёх ипостасях – помимо Одинцова, он также предстаёт в образах отца Люды и певца Геннадия. Артисты, занятые в спектакле,- это, конечно, особая статья, и каждый из них достоин отдельного рассказа, причём исключительно в восторженных тонах. Помимо вышеперечисленных, безусловно, нельзя не отметить, как всегда, бесподобную Ирину Кривонос, чья Люда получилась настолько натуральной, объёмной и фактурной, что ей невозможно не сопереживать, а также Анастасию Плешкань, сыгравшую её дочь Дашу. Бесконечно обаятельного Олега Майбороду в образе непутёвого Виталия и Владиславу Франк, представшую в амплуа строгой начальницы и оперной дивы Ляшко.
«Тайм-аут» — однозначно спектакль из категории «про подумать». Да, там есть смешные моменты, но юмор здесь — не более чем дополнение, гарнир к основному смысловому блюду, необходимый, дабы слегка снизить градус инфернальности, коей, по сути, этот спектакль пропитан от и до. То, что этот спектакль уже больше двух лет идёт в театре с неизменными аншлагами, уже само по себе показательно. И такому его успеху не препятствует даже то, что действие происходит в основном на экране, в то время как на сцене при всём желании что-либо разглядеть почти невозможно.
Театральный зритель – народ в массе своей консервативный, и когда «кино» становится основой, главенствующим элементом театральной постановки, у него это не всегда находит одобрение и понимание. Но в данном случае паззл, как кажется, сложился идеально, и современные технологии не только не мешают и не раздражают, а, напротив, играют исключительно в плюс. В общем, спектакль во всех отношениях удался, и здорово, что он продолжает радовать новосибирских театралов. Думаю, он будет это делать ещё не один год.