В Новосибирске подвели итоги летнего театрального фестиваля

На культурной карте России появилась еще одна точка притяжения - Международный летний театральный фестиваль, который впервые состоялся в Новосибирске 8-22 июня.

Всего на участие в фестивале поступило более ста заявок от театров Урала, Сибири и Дальнего Востока. Эксперты отобрали девять спектаклей профессиональных драмтеатров сезона 2023-2024 годов из восьми городов России - по одному из Красноярска, Тюмени, Кемерова, Новокузнецка, Лысьвы, Березников, Нюрбы и два из Новосибирска. Жюри под председательством заслуженного деятеля искусств, режиссера и педагога Сергея Афанасьева предстояло выбрать лучших.

Несмотря на жаркую погоду, которая сопровождала фестивальные дни, на всех показах был аншлаг. Яркой и по-настоящему теплой, как июньские вечера в Новосибирске, стала церемония закрытия и награждения лауреатов в "Красном факеле" (театр при поддержке регионального минкульта - организатор фестиваля). "Подводки" к номинациям в постановке петербургского режиссера Романа Кочержевского сами могли претендовать на премию - словно мини-спектакли, ведущие задушевный разговор со зрителями.

Лауреатов премии за "Лучшую женскую роль" имени народной артистки СССР Анны Покидченко, прослужившей в "Красном факеле" 56 лет, объявили театральный режиссер Дин Итэн (Китай) и писатель, поэт и драматург Дмитрий Данилов (Москва), отметившие сложный выбор, который предстояло сделать жюри. Лучшими названы Мария Сидорова за роль Элен Келлер в спектакле "Ва-ва" Березниковского драмтеатра и Илона Литвиненко за роль Елены Модестовны в спектакле "Профессор Сторицын" Новокузнецкого драмтеатра.

- В моей жизни было много номинаций на разные премии, но лауреатство, именное, сейчас случилось впервые. Для меня это очень важно, почетно, трогательно. Это большое событие в моей карьере - в следующем году исполнится тридцать лет, как я служу на сцене Новокузнецкого драматического театра, - сказала Илона Литвиненко.

Премия имени народного артиста РФ Владлена Бирюкова за "Лучшую мужскую роль" вручена Михаилу Тихомирову за роль Порфирия Владимировича (Иудушка) в спектакле "Господа Головлевы" Лысьвенского театра драмы им. А. Савина и Андрею Ковзелю (спектакль "Профессор Сторицын" Новокузнецкого драмтеатра).

Почетная премия конкурса носит имя режиссера, ученицы Константина Станиславского Веры Павловны Редлих, которая поставила семьдесят спектаклей в различных театрах России и Белоруссии. Эту особенную премию решено давать за вклад артиста или режиссера в развитие российского театрального искусства. В этой номинации не оказалось равных народной артистке РФ, актрисе Томского театра драмы Валентине Бекетовой, отдавшей сцене пятьдесят лет.

- Я родилась, училась и впервые вышла на сцену в Новосибирске. Здесь, в "Красном факеле", играла первые спектакли. И так получилось, что на одном из них мне досталось платье, в котором выходила на сцену Анна Покидченко. Такая вот связь с родной землей, с моими педагогами, - поделилась лауреат.

Член жюри, заслуженный артист РФ Игорь Гордин отметил: если в актерских номинациях было очень сложно выбрать лучших из лучших, то в "крупных" выбор был очевиден. Так, спектакль "Котлован" Новосибирского драматического театра "Старый дом" удостоен премии "За актерский ансамбль". Специальный приз жюри "Спектакль-событие" достался спектаклю "Бесы" драматического театра "Красный факел". Режиссер Андрей Прикотенко считает, что эта награда не только за "Бесов", а вообще за всю работу театра за последние два сезона.

- Я всю свою жизнь ориентировался на работу этого театра. Для меня это эталон замечательного пути в искусстве, - признался режиссер Сергей Афанасьев, вручая награду коллективу "Красного факела".

Между тем

Не забыли организаторы и про работников театра, которые никогда не выходят на поклон, но без которых не состоялся бы ни один спектакль. Премия "Лучший цех" присуждена помощнику режиссера Галине Самозванцевой (спектакль "Коридор", Пермский академический Театр-Театр).
Российская газета

Другие публикации

В «Красном факеле» состоялась премьера «Дяди Вани» без штампов

В театре «Красный факел» представили новую постановку «Дяди Вани», которую поставил художественный руководитель Андрей Прикотенко. Режиссер стремился очистить легендарную пьесу Чехова от привычных штампов, чтобы зрители увидели ее в новом свете. Этот спектакль завершает трилогию по русской классике, над которой режиссер работал несколько лет.

Алексей Кудинов, ОТС

Ради «Дяди Вани» актеры «Красного факела» освоили скрипку и кларнет

Новосибирский театр «Красный факел» представил премьеру по пьесе Чехова «Дядя Ваня». Она стала завершающим элементом масштабной трилогии по классическим произведениям русской прозы 19-го века. Напомним, режиссёр Андрей Прикотенко уже поставил спектакли по «Мёртвым душам» Гоголя и «Бесам» Достоевского.

Новосибирские новости

Андрей Прикотенко вдохнул душу в дядю Ваню, в «Красном факеле»

Я убежден, что текст пьесы это не партитура симфонии Малера, где перестановка двух-трех нот неминуемое обернется катастрофой. Текст пьесы это руководство к действию, отправная точка большого волшебного путешествия. Особенно сейчас, на рубеже первых двух четвертей XXI столетия. Чтобы не говорили адепты традиционных постановок, увенчанные стереотипами, играть Чехова со звериной серьезностью, с картой Африки на стене, с надрывами в избах и гостиных сейчас невозможно. Но и окунаться с головой в откровенный постмодернизм со всеми этими успевшими поднадоесть приблудами в виде экранов и проекций тоже не хотелось бы.

Сергей Тиханов, Культвитамин

630099, Новосибирск, ул. Ленина, 19