«Редкий драматург оставляет нас без уголовщины»

В Театре Наций показали дилогию Андрея Прикотенко и новосибирского театра «Красный факел»: репертуарные «Мёртвые души» и премьерных «Бесов». Если из поэмы Гоголя вышел сценичный, «ламповый» макабр с ленцой и балалайкой, то инсценировка шестого романа Фёдора Михайловича получилась документальной до обнажённости. О новом прочтение классики, нежном отношении к искусству и временах, которые не выбирают, «ЛГ» поговорилас режиссёром.

— В кулуарах рассказали, что вы собираетесь делать из этой дилогии трилогию. Считаете ли, что «Мёртвые души» и «Бесы» актуальны для нашей жизни? Чем завершите проект?

— Не знаю, стоит ли делать эту трилогию. Может быть, оставить дилогию — переклички в «Мёртвых душах» и «Бесах» очевидны. У Гоголя сгорает дом помещицы Коробочки, у Достоевского горит район Заречья, в обоих произведениях есть персонаж по фамилии Ноздрёв, а главные герои, Чичиков и Ставрогин, выдают себя не совсем за тех, кем являются… Кроме того, Достоевский обожал Гоголя и считал, что сам «вышел из гоголевской «Шинели». А вообще, все эти дилогии, трилогии, тетралогии — просто красивые обёртки. Зрителю не так важно, объединяются ли какой-то темой спектакли, которые к тому же идут в разные дни. А что касается актуальности, — об этом лучше спросить зрителя. Вы смотрели спектакли?

— Да, и мне больше понравились «Мёртвые души». Пока смотрела «Бесов», думала, годится ли это вообще в качестве театрального материала… Откровения Ставрогина про изнасилование Матрёши и тайную женитьбу на дурочке Лебядкиной звучат со сцены куда страшнее, чем с экрана. Там ещё и стреляют…

— Конечно, страшнее. Плёнка вообще много чего разрешает. Например, в кино персонажей чуть что, рвёт. Ну и нормально, все привыкли. Попробуйте изобразить это на сцене. Выйдет что-то непостижимое. А что стреляют — ну так это нормально. У Достоевского стреляют, у Островского стреляют, у Чехова стреляют, у Верди душат и отрезают голову… Редкий драматург оставляет нас без уголовщины. Разве что Гоголь? «Мёртвые души», конечно, более зрительский спектакль, они сотканы из бесконечных переливов, импровизаций, игр с сюжетом и нашим восприятием этого произведения. В голове у каждого из нас есть чёткий образ каждого из гоголевских помещиков: мы все прекрасно знаем, каковы Плюшкин, Собакевич, Коробочка. Ночью разбуди, — «А, Собакевич — ну, он такой квадратный». А ведь эти типажи засели в сознании благодаря иллюстрациям, сделанным в 1846 году художником Александром Агиным, которые впоследствии возникали чуть ли не во всех переизданиях. Мало кто знает, что Гоголь не был сторонником схематичных образов. Вот, например, он пишет о своих персонажах: «Тут придётся сильно напрягать внимание, пока заставишь перед собою выступить все тонкие, почти невидимые черты, и вообще далеко придётся углублять уже изощрённый в науке выпытывания взгляд». Спектакль играет с нашими клише, и в этом смысле он очень гоголевский…

— У вас и впрямь вышли очень внезапные типажи. Старушка Коробочка оказалась дамой бальзаковского возраста, заигрывающей с Чичиковым. Кстати, замечательная актёрская работа: впервые видела, как можно говорить сексуально о клистирах и дровах. Собакевич — упёртый националист в наполеоновской треуголке. Плюшкин — расслабленный «коза-ностровец». В общем, перебрали современные типажи…

— Так это вы в своём воображении перебрали. Так и задумывалось!

— А ещё в обоих спектаклях прослеживается почти каноническая вера в беса, в чём в одной из финальных сцен Николай Всеволодович признаётся архиерею Тихону. Но Тихон ему не верит и приводит Ставрогину цитату из откровения Иоанна Богослова: «Знаю твои дела: ты ни холоден, ни горяч; о если бы ты был холоден или горяч! Но, как ты тёпел, то извергну тебя из уст Моих». Значит ли это, что лучше полное отрицание Бога, чем маловерие?

— Это из Апокалипсиса. Тихон цитирует обличение Ангелу Лаодикийской церкви, чья паства не верила горячо во Христа, но и не была холодна к вере, как язычники. Равнодушие — самая страшная форма безверия, это то, что непобедимо. Ставрогин этого и боится. Он понимает, что его душу испепелил опыт греха, и на самом деле ему абсолютно всё равно. Его уже ничем невозможно тронуть. Отчасти это и проблема сегодняшнего дня, когда люди декларируют, что им нет дела ни до чего, кроме своих личных интересов. Но только они не ощущают это как беду.

— Вы ставите спектакли по всей стране и за рубежом: в Москве, Петербурге, Новосибирске, в Белоруссии, раньше ставили в Риге. Чем отличается публика, какого материала ждёт?

— Публика отличается скорее от театра к театру, чем от города к городу. В Театр Наций ходят одни люди, а в Театр на Юго-Западе — совсем другие. Зрители Малого отличаются от поклонников Театра Пушкина. Новосибирск — очень интеллигентный, научный город, Москва — светская, искушённая. В Петербурге вообще всё очень разное. Одно дело БДТ, другое — «Балтийский дом». В Риге я работал давно, это был 2007 год, тогда интерес к русскому театру был огромен. Вокруг него собирались люди с русскими корнями, которых очень много в Латвии. При нас был даже некий попечительский совет, состоявший из богатых русских бизнесменов, и они стоически держали оборону, отбивались от регулярных попыток сделать театр латышским. В Риге я ставил «Дни нашей жизни» по пьесе Леонида Андреева, «Калеку с острова Инишмаан» МакДонаха, «Донну Флор и её два мужа» Жоржи Амаду… В своё время мне очень сильно понравился этот роман, я его ставил ещё у Марка Захарова в «Ленкоме».

— Вы ставите всё, от Софокла до Александра Пелевина. Как выбираете репертуар?

— Театру нужен широкий спектр, не стоит замыкаться на чём-то одном — классике или современной драматургии. У меня был спектакль без слов на тему трактата философа Джорджо Агамбена о Пульчинелле — персонаже без лица, чей феномен возник в самом начале Венецианской республики, когда великий художник Ренессанса Джованни Баттиста Тьеполо вдруг удалился на свою виллу и стал писать фрески с этим персонажем. В «Балтийском доме» я ставил хореографическую «Одиссею», где за всё время действия прозвучали только два монолога — и оба в финале. А роман Александра Пелевина «Покров 17» мне просто понравился: закрытый наукоград-«почтовый ящик», по всей территории которого прыгают «ширлики»...

— «Ширлики» — довольно мерзкие твари. Их играют куклы?

— Нет, кукол не сделаешь такими уж противными. Мы решаем этот вопрос при помощи огромного количества размоченной глины, артисты её на себя мажут и становятся чёрт знает на что похожи.

— Какие ваши спектакли можно посмотреть сейчас в Москве?

— Спектакль «Бовари» в Театре Наций, поставленный в тандеме с художником Ольгой Шаишмелашвили по мотивам романа Гюстава Флобера «Госпожа Бовари».

— Говорят, что чем труднее времена, тем лучше театру. Согласны?

— Не думаю. Для театра любое время — «его». Когда-то сложнее, когда-то легче, но время театра — то, в котором он живёт. А так — мы же все мечтаем о каких-то прекрасных эпохах, которых не бывает. Помните, как у Бродского: «Родиться бы сто лет назад / и сохнущей поверх перины / глазеть в окно и видеть сад, / кресты двуглавой Катарины; / стыдиться матери, икать / от наведённого лорнета, / тележку с рухлядью толкать / по жёлтым переулкам гетто...»

— Можно задушить театр?

— Задушить можно всё что угодно. К искусству нужно быть нежным, потому что искусство очень хрупко — как мир, как люди, как связи между ними. Сделать что-то сложно, а развалить — в одночасье.
Дарья Ефремова, Литературная газета

Другие публикации

День театра в Новосибирске: Полуночный актерский марафон, выставка, премьеры и экскурсии

Новосибирские театры готовятся отметить профессиональный праздник. В честь Всемирного дня театра драматические и музыкальные труппы города запустят проекты, которые позволят разделить ежегодное событие не только с коллегами, но и со зрителями — ценителями, любителями и знатоками сценического искусства. В афишах заявлены премьеры спектаклей, актерские марафоны, квизы, концерты, экскурсии по закулисью и исторические выставки.

Юлия Щеткова, Новая Сибирь online

Что за прелесть эти сплетни

Петербургский режиссер Роман Кочержевский показал, что природа человека со времен английского классика комедии нравов Ричарда Шеридана не изменилась.

Яна Колесинская, Инфопро54

Пермский Театр-Театр сыграет в Новосибирске школьный мюзикл, драму по классике и почти античную трагедию

В Новосибирск в рамках межрегионального направления федеральной программы «Большие гастроли» приезжает один из самых известных региональных театров. С 1 по 6 апреля на сцене «Красного факела» представит свои спектакли Пермский академический Театр-Театр. Хорошо знакомый сибирской публике коллектив сыграет young adult мюзикл «Удачи, Марк!», драму самоидентификации по роману Ивана Тургенева «Отцы/Дети» и сложноустроенный трагический спектакль по пьесе белорусского драматурга Константина Стешика «Мороз».

Юлия Щеткова, Новая Сибирь online

«Школа злословия» в театре «Красный факел»: прыжок в глубину веков и человеческих пороков

Вывести на сцену в XXI веке комедию нравов «Школа злословия», написанную и поставленную в 1777 году британским драматургом Ричардом Бринсли Шериданом, было вызовом, сродни прыжку в пропасть с тарзанки: сложно, рискованно, но интересно.

Ольга Рахманчук, Культура Новосибирска

630099, Новосибирск, ул. Ленина, 19