«Мертвые души» в «Балтийском доме»: не разбирая дороги
Великая поэма Гоголя здесь – многоголосная стройная сложная партитура, репетиция оркестра с дирижером по имени Павел Иванович Ч. Разыгрывается она в достаточно свободном незанятом пространстве, которое и позволяет героям чувствовать себя раскованно, и намекает собой на широту трактовок классического сюжета. В качестве оригинальных декораций – ну вот как будто бы поженились два магазина: «Мир света» и «Мир мебели». Лампы, лампы, лампы над головами, кресла, кушетки, диваны и столы раскиданы в пространстве. С аутентичными звуками тоже полный порядок: перестукиваются в такт невидимым дорожным колесам ложки, жалобно дребезжит балалайка, время от времени романтично вступает аккордеон.
Вереница помещиков с легкой режиссерской руки превращается в данном случае не в парад уродов, не в безобразную кунсткамеру, а в живописную любопытную подборку всяческих типов и типажей. Маниловы грезят наяву о счастливом будущем, но сладостный парадайз, розовый рай уже заранее отравлен необъяснимой тоской. Какая-то невеселая неприкаянность, общая внутренняя неустроенность подтачивает идиллическую картину мира. Прямолинейный господин Собакевич весьма груб, но зато проницателен: все про всех знает, мухе не даст пролететь. Палец в рот такому не клади – откусит. Между Чичиковым и Коробочкой в силу половых различий возникает заманчивое игривое влечение, пролетает сноп огненно-страстных искр, вспыхивает на мгновение безумная молния. Но, увы, шампанское допито, а сердце предсказуемо разбито. Это оказался короткий роман без малейшего намека на продолжение. Между Чичиковым и Ноздревым (даже и говорить несколько неловко) возникает не просто химия, там разворачивается атомная энергия в полный рост. Стереотипный мужлан, источник грубой силы здесь потрясающе смешон, нелеп до абсурда, мужественен до явной карикатурности. И даже знаменитая ноздревская псарня тут уже и не нуждается в упоминании, оставлена за рамками – когда такой колоритный персонаж перед нами, к чему эти избыточные детали? Зато состоится игра в шашки со всеми вытекающими: буйством эмоций, скандалами и драками. Внезапный Плюшкин здесь – немолодой, но неплохо выглядящий для своих лет англофил и гедонист, ценитель всего многочисленно прекрасного. Знаменитая патологическая скупость тут никак не определяющая черта характера, а милая придурь, легкая изящная блажь, не более того. Разумеется, тут никак не обходится без губернатора, его дочки, его жены, и прочего светского общества уездного города N. Все они непрестанно крутятся, вертятся, вращаются, танцуют и фланируют, создают общий фон, отвечают за механику спектакля.
На самом дальнем плане время от времени изящно перелетает невесомый бадминтонный воланчик – судя по всему, визуальный символ истинно желаемой для Чичикова судьбы: легкой и неприхотливой. Он бы хотел так жить, а не иначе, ему больше по нутру необременительные занятные приключения, свобода от скучных дел и навязанных обязанностей. Сам же Павел Иванович Чичиков, кстати, здесь какой-то удивительно простой и даже человечный, честно говоря. Не он такой, жизнь такая, как говорится. Его понимаешь, ему во многом сочувствуешь, к нему не получается испытывать презрение или отвращение. А самый мудрый-правильный-понимающий тут так и вовсе кучер Селифан, даром что пьет от этих рассуждений горькую. Загадочная русская душа восстает во всю свою мощь, раскрывается нараспашку, выворачивается наизнанку. Но ответа на многие по-настоящему важные вопросы даже этот мудрец из простонародья не знает.
В спектакле Андрея Прикотенко много скрытого от зрительских глаз внутреннего движения, чуточку суетливого, капельку заводного. Этот незримый моторчик тут работает отлажено и бесперебойно. Здесь хватает тонкого, истинно гоголевского юмора и аккуратнейших узнаваемых намеков (чего только стоит, скажем, фраза Who is mr. Chichikov?). Здесь проникает в душу музыка, оригинальный саундтрек чичиковских мытарств, звуковая дорожка для той самой птицы-тройки. Здесь небанальна и нетипична для этого текста сценография, продуманно сочиненная и воплощенная Ольгой Шаишмелашвили. Здесь подобраны совершенно невероятные актеры, для которых само существование в заданных образах зримо выглядит большим профессиональным наслаждением. Андрей Яковлев живо, интересно, лукаво воплощает Чичикова, под стать ему и Денис Ганин – кучер Селифан. Невероятно притягательна в роли Коробочки Ирина Кривонос. Абсолютный фаворит спектакля – Ноздрев, которого блестяще играет Константин Телегин. Обращает на себя зрительское внимание Владимир Лемешонок в роли Плюшкина.
Резюмируя, хочется признать: от происходящего в целом становится немного грустно, если не сказать больше. Все, что описал когда-то автор и воплотил в наши дни режиссер, так точно, метко, актуально, все настолько узнаваемо и привычно, что становится даже как-то не по себе от этой неизменности. И ответа на тот самый риторический вопрос из самого финала о направлении движения заветной птицы-тройки так до сих пор и не находится. А вот здесь уже не просто грустно – действительно больно. Бредем и поныне вслепую, не разбирая дороги.