Классика по собственному желанию: театр «Красный факел» готовится к новому сезону

Новосибирский «Красный факел» запускает в театральный космос новый сезон, доминировать в котором будет классика русской и мировой литературы. Гоголь, Шекспир, Булгаков, Лесков в постановке известных мастеров и молодых режиссеров расскажут о легендарных аферах, кипящих страстях, ключевых проблемах биоэтики и трагической любовной мании, приводящих в вихревое движение ежегодные репертуарные процессы.

Жизнь «Красного факела», как, впрочем, и любого другого театрального организма, складывается из поэзии и прозы. За высокие материи традиционно отвечает художественный продукт, который при удачном раскладе должен в равной мере привлекать внимание зрителей и профессионального сообщества. В своем 104 сезоне крупнейший драматический театр Сибири планирует ввести в репертуар пять новых названий. Реализовывать масштабные проекты на большой сцене предстоит режиссерам, чей стиль и метод хорошо знаком российским театралам и в представлении не нуждается. Вдохнуть новую жизнь в камерное пространство малой сцены попытаются молодые режиссеры-постановщики, начинать следить за творчеством которых лучше прямо сейчас. Объединит и тех, и других не только география и труппа, но и литературный материал ‒ классика, для интерпретации которой в арсенале «Красного факела» достаточно чутья, таланта и смелости.

«Ближайший театральный сезон будет посвящен хрестоматийным названиям, — подчеркивает главный режиссер театра «Красный факел» Андрей Прикотенко. — Премьерная афиша сложилась, исходя из творческих пожеланий каждого приглашенного режиссера. Акцент будет сделан на классике. Это позволит зрителям вновь ощутить “Красный факел” как театр крупной формы, понятного диалога с публикой и огромного творческого ресурса».

Начнет диалог сам главреж. В соавторстве с художником Ольгой Шаишмелашвили он представит новое прочтение поэмы Николая Гоголя «Мертвые души». Это будет третья совместная работа труппы «Красного факела» с Андреем Прикотенко и дебют режиссера как художественного лидера театра. Концепцию спектакля режиссер пока не раскрывает, но обещает кардинальное изменение пространства большой сцены, в котором будет заложена и пронизывающая поэму тема путешествия, и «гигантское дыхание» русской земли, и человек, вдруг оказавшийся на перекрестье этих объемов и масштабов.

В декабре на малой сцене театра «Красный факел» петербургский режиссер Роман Габриа поставит спектакль «Собачье сердце» по одноименной повести Михаила Булгакова. Главную роль в спектакле, исследующим ценностные критерии человечности в эпоху потрясений, сыграет заслуженный артист России Владимир Лемешонок.

В марте режиссер Петр Шерешевский, завоевавший сердца новосибирских зрителей фантазией «Тайм-аут», выпустит на большой сцене спектакль «Леди Макбет Мценского уезда». Повесть Николая Лескова о запятнанной кровью супружеской измене в купеческой среде станет исследованием «высокой драмы» любви и представлений о границах дозволенного.

В апреле опять же на большой сцене «Красного факела» появится музыкальный спектакль «Ромео и Джульетта». Трагедию Уильяма Шекспира интерпретирует режиссер Марк Букин ‒ выпускник Дальневосточной государственной академии искусств и Московского института современного искусства, ученик Бориса Мильграма и штатный режиссер пермского «Театра-Театра». Музыку специально для спектакля напишет известный композитор Евгения Терехина.

Завершится премьерный бум в июне. На малой сцене «Красного факела» петербургский режиссер Максим Соколов и художница Анастасия Юдина воссоздадут сложноустроенный мир автобиографического романа Эдуарда Кочергина «Крещенные крестами», в котором знаменитый сценограф, соавтор Георгия Товстоногова и многие годы главный художник БДТ откровенно рассказывает о своем непростом детстве и долгом пути домой ‒ из детского приюта в Сибири в родной Петербург.

Актер и режиссер Константин Телегин выпустит в 104 сезоне выездной спектакль по прозаическим произведениям Антона Чехова. Это будет мобильная постановка, ориентированная на тинейджерскую аудиторию, и увидеть ее смогут учащиеся новосибирских школ, в театральных залах которых она будет играться.

Пока же новые театральные истории только ждут своего появления на свет, команда «Красного факела» продолжает работать над репертуаром малой сцены. Именно в профессиональное камерное пространство переезжают лучшие спектакли «КаФе», получив с переменой места свежие декорации, костюмы, световую и звуковую партитуру. В августе на малую сцену выйдет моноспектакль Андрея Яковлева «Сказ про Федота-стрельца» и приключенческая комедия «Трое в лодке, не считая собаки» в режиссуре Дениса Казанцева.

Не прекращает «Красный факел» работать и с прозой театральной жизни. Чтобы цветы буквально не росли из сора, летом начались работы по ремонту здания, которое в силу солидного возраста нуждается в глобальной реновации. «Предыдущий сезон был сложным. От наступающего сезона мы ждем, что он будет художественно содержательным и полным открытий для наших зрителей, — отмечает директор театра «Красный факел» Антонида Гореявчева. — А для того, чтобы творцам и зрителям было комфортно в нашем театре, мы начали реализовывать проект преображения внешних и внутренних интерьеров. Когда мы откроем двери для зрителей, в служебных помещениях театра завершится ремонт. Осенью будут окончены работы по частичному ремонту кровли и капитальному ремонту двух фасадов здания. У нас большие планы, в том числе по реконструкции и обеспечению театра новым оборудованием, реализация которых возможна только благодаря поддержке правительства Новосибирской области, губернатора Андрея Александровича Травникова и министерства культуры региона. К счастью, наши учредители понимают, какие проблемы перед нами стоят ‒ и творческие, и организационные ‒ и мы совместно и успешно работаем над их решением».

Еще один важный виток наступающего сезона ‒ пополнение труппы. Новосибирский «Красный факел» всегда славился мощной разновозрастной актерской командой. В этом сезоне художественное руководство театра приняло решение о пополнении арт-ансамбля молодыми кадрами. В июне был проведен трехдневный кастинг. Счастливый билет достался пяти новобранцам.

«Мы поздравляем ребят с обретением новой театральной семьи и нового дома, — подчеркивает директор театра «Красный факел» Антонида Гореявчева. — У них впереди много работы. У Никиты Воробьева большой опыт сотрудничества с Новосибирским музыкальным театром. Карина Овечкина, Александр Жуликов и Артем Малиновский пришли к нам из “Первого театра”. Все ‒ выпускники Новосибирского театрального института. Татьяна Лукасевич окончила РГИСИ в Санкт-Петербурге и только начинает свой творческий путь. Мы верим, что наш дружный коллектив окажет поддержку молодым артистам, а новичкам хочется пожелать не забывать о том, что они пришли в театр с вековой историей и традициями, которые для всех нас очень важны».

Поработал прошедшим летом театр еще над одним пополнением труппы ‒ в отложенной перспективе. В июле в Новосибирском государственном театральном институте завершился набор студентов на специальность «Актерское искусство». Желающие обучаться по специализации «Артист драматического театра и кино», смогли стать учащимися мастерской, ориентированной на театр «Красный факел». Общее художественное руководство курсом будет осуществлять режиссер Андрей Прикотенко, а в качестве мастеров выступит блистательная краснофакельская команда ‒ Константин Телегин, Наталья Резник и Денис Казанцев.

«Мы с нетерпением ждали приемной кампании и вступительных экзаменов. По-моему, на наш курс поступили замечательные, талантливые и интересные ребята. И с ними будет работать не менее замечательная команда педагогов. Конечно, ребятам еще предстоит заслужить право работать в этом театре, но мы будем внимательно следить за их успехами», — резюмирует главный режиссер театра «Красный факел» Андрей Прикотенко.


Юлия Щеткова, Новая Сибирь online