ГОСПОДИН ДОМ, ВЕЛИКИЙ И УЖАСНЫЙ

Вместе с художником-постановщиком Николаем Чернышевым режиссер придумал пространство, соединяющее в себе черты небольшого европейского города с интерьером большого загородного дома где-то в окрестностях Брюсселя — именно там в начале XX века любили селиться состоятельные господа. Умение обживать пространство большой сцены так, что она становится уютной, запомнилось еще по спектаклю Баргмана «Отцы и сыновья», также отмеченному высокой постановочной культурой и не сходившему со сцены несколько лет. На этот раз в списке специалистов постановочной команды — не только педагог-репетитор по сценической речи, но даже консультант-психоаналитик: лирический фарс Кроммелинка в самом деле дает повод для психоанализа, ведь страсти на сцене по своему накалу напоминают, скорее, не Бельгию, а Испанию. 

«Идея господина Дома» в интерпретации Александра Баргмана вызывает в зрительской памяти «Дом Бернарды Альбы» Лорки, ведь загадка господина Дома — это и загадка его дома: этот сценический каламбур неоднократно обыгрывается в спектакле. Откуда-то из испанских интерьеров, из прохладных гостиных прибыл и большой выцветший ковер, лежащий на помосте, наклоненном под довольно значительным углом к зрительному залу. Кажется, что ковер выцвел от времени и вытерт туфлями нескольких поколений жильцов дома господина Дома. В то же время гостиную окружают фонари, превращая помост в площадь, и в этом ракурсе ковер уже кажется не выцветшим, а выгоревшим на обжигающем солнце Испании. 

Разматывая дальше клубок ассоциаций, уже не удивляешься танго, пришедшему в Европу из испаноговорящей Аргентины. Камерный оркестр исполняет музыку, специально написанную для спектакля (композитор Максим Милютин), очень напоминающую произведения Астора Пьяццоллы. За всеми перипетиями любовных многоугольников читается даже не «любовь людей», а нежность режиссера-постановщика к европейской культуре вообще, к той Атлантиде, которая идет ко дну под натиском мультикультурализма, толерантности и проницаемых границ Евросоюза. 

Ребус, составленный из слов пьесы и визуальных знаков, несомненно, доставит удовольствие образованным зрителям. Кроме мелодий, стилизованных под европейскую салонную музыку, они узнают мужчин с картин Магритта, а деревянная лестница в доме господина Дома, разворачиваясь на поворотном круге, становится похожей на все лестницы и пролеты над железнодорожными путями вокзалов европейских городов. Костюмы восхищают не только своим изысканным кроем, богатством фактуры и благородством цвета, но семантически поддерживают интригу. Мужчины одеты в монохромные костюмы, порой даже одинаковые пальто и шляпы. Это выгодный фон для элегантных и разнообразных женских нарядов, каждый из которых подчеркивает индивидуальность дамы или девушки, выходящей на сцену, и актрисы, исполняющей ее роль. 

Музыканты перемещаются по сцене, не только наполняя действие музыкой, но и облагораживая пространство своим присутствием. Они не только музицируют, но с большим достоинством и тактом исполняют роли музыкантов-жрецов, представителей самого абстрактного, но и самого чувственного из всех искусств, близкого в равной степени и к математике, и к безднам подсознания. Мы помним с юности, что «из наслаждений жизни одной любви музыка уступает». 

В спектакле Александра Баргмана любовь — это не только мелодия, но танец. Все мизансцены построены по хореографическим законам, будь то любовная сцена, скандал или драка (хореограф-постановщик Николай Реутов). Дуэт Леоны (Ирина Кривонос) и Одилона (Виктор Жлудов) — кантилена танца-поединка, в котором мужчина и женщина не могут оторваться друг от друга, запутавшись в сплетении рук и ног, не замечая преград — разницы в возрасте, семейного положения, общественного мнения. Текст произносится так, будто это огромное стихотворение в прозе, что соответствует приподнятому тону Кроммелинка, поднимает действие высоко над бытом и переводит его в символически-загадочный мир картин условного Магритта.

Сама же идея господина Дома становится платоновской идеей мужчины. Мы не видим господина Дома, поэтому он вырастает в загадочно-значительную фигуру, напоминающую то ли беккетовского Годо, то ли всепрощающего и вездесущего великана по имени Воскресенье из романа Честертона «Человек, который был Четвергом».

Лирический фарс в постановке Александра Баргмана не исключает иронии. Неожиданно в этой связи проявился Павел Поляков в роли Бургомистра — он не раз вызывал зрительский смех и аплодисменты, превратившись из мужественного и мощного артиста в комический антипод великого и ужасного господина Дома. Да, господин Дом — это Великий Гудвин, которого зритель так и не увидит, но любили его столь великолепные женщины, что он просто не может не быть воплощением идеала мужчины, самой идеи мужественности. Соперничество двух красавиц — Леоны и Фели (Дарья Емельянова) — создает чувственное поле такого напряжения, что все мужчины, попадая в него, становятся безумцами. 

О темном безумии страсти, о высокой любовной болезни, возможной только в искусстве, рассказывает этот спектакль, в котором преувеличенная, даже нарочитая «театральность» режиссуры оказывается более важной, чем история, которую рассказал драматург.

Яна Глембоцкая , Петербургский театральный журнал

Другие публикации

День театра в Новосибирске: Полуночный актерский марафон, выставка, премьеры и экскурсии

Новосибирские театры готовятся отметить профессиональный праздник. В честь Всемирного дня театра драматические и музыкальные труппы города запустят проекты, которые позволят разделить ежегодное событие не только с коллегами, но и со зрителями — ценителями, любителями и знатоками сценического искусства. В афишах заявлены премьеры спектаклей, актерские марафоны, квизы, концерты, экскурсии по закулисью и исторические выставки.

Юлия Щеткова, Новая Сибирь online

Что за прелесть эти сплетни

Петербургский режиссер Роман Кочержевский показал, что природа человека со времен английского классика комедии нравов Ричарда Шеридана не изменилась.

Яна Колесинская, Инфопро54

Пермский Театр-Театр сыграет в Новосибирске школьный мюзикл, драму по классике и почти античную трагедию

В Новосибирск в рамках межрегионального направления федеральной программы «Большие гастроли» приезжает один из самых известных региональных театров. С 1 по 6 апреля на сцене «Красного факела» представит свои спектакли Пермский академический Театр-Театр. Хорошо знакомый сибирской публике коллектив сыграет young adult мюзикл «Удачи, Марк!», драму самоидентификации по роману Ивана Тургенева «Отцы/Дети» и сложноустроенный трагический спектакль по пьесе белорусского драматурга Константина Стешика «Мороз».

Юлия Щеткова, Новая Сибирь online

«Школа злословия» в театре «Красный факел»: прыжок в глубину веков и человеческих пороков

Вывести на сцену в XXI веке комедию нравов «Школа злословия», написанную и поставленную в 1777 году британским драматургом Ричардом Бринсли Шериданом, было вызовом, сродни прыжку в пропасть с тарзанки: сложно, рискованно, но интересно.

Ольга Рахманчук, Культура Новосибирска

630099, Новосибирск, ул. Ленина, 19