Это Верона, здесь кроме силы нет закона

19 и 20 апреля текущего года в новосибирском театре «Красный факел» состоялась премьера музыкального спектакля «Ромео и Джульетта». Такую версию бессмертного произведения Уильяма Шекспира создали специально приглашённый пермский режиссёр Марк Букин и драматург Наталия Макуни, которые в значительной степени переработали исходный текст английского классика, придав ему новое звучание и наделив новыми смыслами.

По словам Марка Букина, изначально стояла задача «создать адаптацию языка, чтобы он был сегодняшним, актуальным и современным». При этом было необходимо найти именно поэтическую адаптацию, созвучную первоисточнику, которая не заместит собой всем известные строчки Шекспира, а станет как бы их новой интерпретацией, раскроет заложенные в них, но ранее скрытые оттенки и нюансы значений, глубину чувств и т.д. Кроме того, при выборе формы постановки было решено, что это будет именно музыкальный спектакль. Музыка как вид искусства обладает очень сильным воздействием на человека, способностью отражать всю гамму человеческих чувств и задевать куда больше струн в человеческой душе, чем обычные диалоги героев, которые мы чаще всего слышим со сцены. В итоге получился спектакль синтетического формата, совершенно непохожий на то, что доселе исполнялось на сцене «Красного факела» – нечто на стыке мюзикла и драмы. На сцене вживую играет музыкальный бэнд, в котором задействованы клавиши, аккордеон, гитары и барабаны, а герои на сцене то устраивают барабанные шоу, то сходятся в рэп-баттле, то исполняют настоящие рок-баллады. На выходе получается достаточно мультижанровая палитра, которая непременно найдёт своих слушателей. Конечно, нельзя не отметить вокал исполнителей главных ролей – Анастасии Плешкань и Вадима Гусельникова. Это то, что называется high class.

Наверное, сюжет пьесы Шекспира знают все, и нет нужды его ещё раз подробно пересказывать. Перед нами Верона XVI века – это не тот милый туристический уголок, полный романтики и окутанный таинственным ореолом, а довольно мрачное и унылое место, город раздоров, насилия и ненависти, где непрерывно идёт дождь, а семейства Монтекки и Капулетти враждуют не на жизнь, а на смерть. Вся сценография спектакля, начиная с кроваво-красных букв, которыми начертано слово Verona, настраивает зрителей на этот минорно-декадентский лад, создаёт атмосферу тоски и безысходности. Да, действие спектакля перенесено из Средневековья в наши дни, но по сути это мало что меняет, ведь речь идёт о вечных, временных ценностях – любви, которая превыше всего, и свободе выбора, праве человека самому распоряжаться своей судьбой, вне зависимости от силы обстоятельств и мнения окружающих. Оба эти постулата воплощают в себе Ромео и Джульетта, с отчаянием обречённых противостоящие царящим вокруг злобе и ненависти, противопоставляющие им силу своих искренних чувств, бескорыстие и самоотверженность, на которые способна только молодость.

А противостоять им действительно приходится очень многому. Здесь и отец Джульетты в блистательном исполнении Андрея Черных, который готов переступить через дочь и навязать ей брак с нелюбимым, и её мать – прекрасная Дарья Емельянова воплотила образ безвольной, подавленной мужем и своей социальной средой женщины, которая, сообразно желанию супруга, также принуждает дочь выйти замуж. Образ отца, стоит признать, получился очень сильным. Это настоящий семейный тиран под маской заботливого и достопочтенного pater familias, по существу, продающий родную дочь посватавшемуся к ней Парису. В их беседах то и дело мелькают слова «договор», «сделка», «по рукам» и т.п., будто речь идёт не о женитьбе, а о какой-то торговой операции. Впрочем, для обеих сторон это, похоже, действительно так и есть. И только потом, когда они принимают Джульетту за мёртвую, в них просыпается какое-то подобие чувств.

Вообще все роли в спектакле получились очень сильными. Нельзя не отметить отца Лоренцо в исполнении Егора Овечкина, ведущего свой спор с Богом и помогающий влюблённым тайно обвенчаться. Затем он же даёт Джульетте особое снадобье, которое должно на какое-то время лишить её признаков жизни – тогда её оплачут как покойную, а затем она сможет воссоединиться с возлюбленным. Понравились также Бенволио и Меркуцио, произносящий сакраментальное «чума на оба ваших дома». Очень неординарными получились слуги Монтекки и Капулетти, по виду сильно напоминающие этаких «пацанов с района» и дерущиеся друг с другом с не меньшей яростью, чем друг к другу относятся их хозяева.

Верона вообще – город тотальной, возведённой в абсолют жестокости, где «насилие никто не стремится унять» и где «кроме силы нет закона». И даже предостережение герцога, грозящего тамошним жителям суровыми карами за очередные акты насилия, не сильно помогают. И хоть Ромео и говорит Джульетте, что «сегодня никто не умрёт», мы понимаем, что всё будет совсем не так. В итоге сначала на дуэли с братом Джульетты Тибальтом погибает Меркуцио, затем от руки Ромео гибнет сам Тибальт, а Ромео изгоняется из города и вынужден на время уехать. Раз пролившись, реки крови уже не могут остановиться. У Шекспира всё кончается трагическим финалом – гибелью главных героев, чья любовь переходит в иное измерение, где отныне будет обитать sub specie aeternitatis. Под знаком вечности. Спектакль «Красного факела», напротив, дарит в конце надежду на то, что отнюдь не всё в жизни мрачно и безнадёжно, что счастье возможно, если его очень сильно захотеть. И это главное.

Каким должен быть эталонный спектакль по «Ромео и Джульетте», не знает никто.  За время, что минуло с момента написания пьесы, на театральных подмостках всего мира были сыграны тысячи спектаклей, каждый из которых, наверное, был по-своему прекрасным и имеющим право на жизнь. Краснофакельская премьера, как кажется, обязательно должна зайти как молодой публике благодаря пропитывающему её драйву и местами очень даже современной обиходной лексике, так и людям постарше, ведь в спектакле хватает и отсылок к шекспировскому оригиналу. Постановка Марка Букина убедительно доказала, что современное, смелое прочтение классики может не портить её, не опошлять, а выводить на новый уровень и как бы дарить вторую жизнь. Бывает, конечно, по-разному, но с «Ромео и Джульеттой» произошло именно так. Что не может не радовать.
Дмитрий Овчинников, Inteatr.ru

Другие публикации

День театра в Новосибирске: Полуночный актерский марафон, выставка, премьеры и экскурсии

Новосибирские театры готовятся отметить профессиональный праздник. В честь Всемирного дня театра драматические и музыкальные труппы города запустят проекты, которые позволят разделить ежегодное событие не только с коллегами, но и со зрителями — ценителями, любителями и знатоками сценического искусства. В афишах заявлены премьеры спектаклей, актерские марафоны, квизы, концерты, экскурсии по закулисью и исторические выставки.

Юлия Щеткова, Новая Сибирь online

Что за прелесть эти сплетни

Петербургский режиссер Роман Кочержевский показал, что природа человека со времен английского классика комедии нравов Ричарда Шеридана не изменилась.

Яна Колесинская, Инфопро54

Пермский Театр-Театр сыграет в Новосибирске школьный мюзикл, драму по классике и почти античную трагедию

В Новосибирск в рамках межрегионального направления федеральной программы «Большие гастроли» приезжает один из самых известных региональных театров. С 1 по 6 апреля на сцене «Красного факела» представит свои спектакли Пермский академический Театр-Театр. Хорошо знакомый сибирской публике коллектив сыграет young adult мюзикл «Удачи, Марк!», драму самоидентификации по роману Ивана Тургенева «Отцы/Дети» и сложноустроенный трагический спектакль по пьесе белорусского драматурга Константина Стешика «Мороз».

Юлия Щеткова, Новая Сибирь online

«Школа злословия» в театре «Красный факел»: прыжок в глубину веков и человеческих пороков

Вывести на сцену в XXI веке комедию нравов «Школа злословия», написанную и поставленную в 1777 году британским драматургом Ричардом Бринсли Шериданом, было вызовом, сродни прыжку в пропасть с тарзанки: сложно, рискованно, но интересно.

Ольга Рахманчук, Культура Новосибирска

630099, Новосибирск, ул. Ленина, 19