«Бесы» как исследование человека — новосибирский вариант Достоевского на Летнем фестивале

Летний театральный фестиваль в Новосибирске открыл конкурсную программу «Бесами» режиссёра и худрука «Красного факела» Андрея Прикотенко. До этого зрители смотрели постановки, привезённые из других городов.

Спектакль складывается в дилогию с вышедшими в начале прошлого сезона «Мёртвыми душами» Прикотенко. Оба исследует бескрайние просторы русской действительности. Словно вокруг стержня, повествование построено вокруг обычного человека, которого окружающие начинают наделять исключительными качествами. В «Бесах» это Николай Ставрогин, которого играет Александр Поляков.

«Бесов» можно было бы назвать «костюмной драмой» — художник Ольга Шаишмелашвили сделала наряды героев в духе середины XIX века. Но действие происходит в абсолютно стерильном белом коробе, в котором есть только входы и выходы, а из декораций — лишь потрёпанные стулья. Сверху персонажей засыпает пеплом: «пожар в умах, а не на крышах домов».

Текст Достоевского перенесён на сцену очень аккуратно. Звучат даже важные для понимания романа эпиграфы, отданные Степану Трофимовичу Верховенскому. Актёры воссоздают атмосферу самой книги, надрыв, почти все их диалоги — на повышенных тонах. «Бесы» — это удовольствие наблюдать именно за актёрами, за персонажами Достоевского, которых раздирают страсти.

Все герои движутся к фигуре Ставрогина. Александр Поляков играет человека, который, с одной стороны, извлекает выгоду из своего положения, с другой — стоит над схваткой. Его гораздо больше занимает собственный надлом, созерцание карамазовских «двух бездн». Я смотрела спектакль во второй раз, и заметила, как изменилось восприятие: на премьере мне показалось, что Ставрогин кается у отца Тихона искренне, и поэтому плачет, хотя в романе это не совсем так. На фестивальном показе я поняла: эти слёзы — от невозможности раскаяться.

Политическое высказывание, важное для Достоевского, в интерпретации Прикотенко дано скорее как исторический факт: в те времена были вот такие люди, у них были вот такие взгляды и методы. Гораздо больше режиссёра интересует исследование человека: что будет, если окружающие начнут делать из кого-то кумира? А если этот человек — барчонок, растративший праздно свою силу, которому, как другому «мятущемуся нигилисту» Достоевского, «всё позволено»? Сможет ли он совладать сам с собой?
Екатерина Соловьева, Сибирский экспресс

Другие публикации

Одиссей: путь к себе

Новый сезон театр "Красный факел" начал с "Одиссеи". Режиссер Марк Букин, известный новосибирским зрителям яркой интерпретацией "Ромео и Джульетты", поставил спектакль по мотивам поэмы Гомера. Постановочная группа: композитор Евгения Терехин, художник Евгений Терехов, художник по костюмам Анастасия Терехова, художник по свету Евгений Козин, стихи Натальи Макуни, саунд-дизайнер, медиахудожник Андрей Платонов.

Евгения Буторина, Ревизор.ru

Театральный разговор как точка соприкосновения

Новосибирский «Красный факел» запустил новый социальный театральный проект «Разговоры о важном» в театре «Красный факел», ориентированный прежде всего на подростковую аудиторию. Формат проверенный и простой: юные зрители смотрят спектакли и обсуждают увиденное вместе с участниками постановки. При этом диалог двигает не только желание поделиться впечатлениями, но и возможность найти ответы на вечные вопросы, без которых невозможно обойтись, когда ты взрослеешь и отправляешься на поиски себя и своего места в этом большом мире.

Марина Вержбицкая, Новая Сибирь online

Культурный и познавательный туризм в приоритете гостей и жителей Новосибирской области

В Новосибирской области функционирует более 119 музеев и 32 театра, которые принимают туристов из разных регионов страны. В 2025 году наибольшей популярностью среди посетителей пользовались Новосибирский государственный академический театр оперы и балета, театры «Глобус» и «Красный факел», а также Новосибирский государственный краеведческий и художественный музеи.

Александра Моисеева, Сиб.фм

Премьеры декабря: Динамичные мюзиклы против абсурда и драмы человеческой души

Театры Новосибирска долистывают календарь и спешат к зрителям с премьерами спектаклей, которые зафиналят театральные впечатления в уходящем году. И отнюдь не все стремятся погрузить концепцию новых постановок в атмосферу зимних праздников. Публику ждет большой жанровый разбег: молодежный мюзикл, поэтический байопик, классика советского абсурда, чеховская драма и сказка на все времена.

Юлия Щеткова, Новая Сибирь online

630099, Новосибирск, ул. Ленина, 19