Бесы, интеллигенты, легенды: кого отметили на Летнем театральном фестивале

Об этом смотре, проходящем под эгидой Новосибирского театра «Красный факел», нам доводилось писать подробно. Программа его была разделена на специальную, куда входили привозные спектакли столичных коллективов, и конкурсную, в рамках которой соревновались спектакли Сибири, Урала и Дальнего Востока. 21 июня фестиваль подвёл итоги.  

Главная особенность «переформатированного» фестиваля заключается в смене фокуса: со спектаклей как таковых на актёрские работы. Кроме того, призам отныне присвоены имена легендарных актёров, чьи судьбы были связаны с театром «Красный факел». Церемония награждения прошла на Большой сцене; за режиссуру мероприятия отвечал Роман Кочержевский. 

Приз за лучшую женскую роль (носит имя Анны Подкидченко) разделили между собой две актрисы: Мария Сидорова и Илона Литвиненко. Первая сыграла роль слепоглухой Элен Келлер в спектакле «ва-ва» Березниковского драматического театра. Вторая исполнила роль Елены Модестовны, неверной и несчастной жены заглавного героя спектакля «Профессор Сторицын» (Новокузнецкий драматический театр). Не в обиде и сам профессор: Андрей Ковзель, создавший образ современного публичного интеллектуала, награждён за лучшую мужскую роль. Второй лауреат мужского приза им. Владлена Бирюкова – Михаил Тихомиров, сыгравший инфернального Иудушку в «Головлёвых» Лысьвенского театра драмы. 

Ещё одна именная награда – Премия имени Веры Редлих. Редлих – легенда сибирской сцены, создавшая славу «Красному факелу» и основавшая «Старый дом»; премия вручается за вклад в развитие театрального дела. Первой лауреаткой этой награды стала актриса, народная артистка РФ Валентина Бекетова, свыше полувека служащая в Томском областном театре драмы. Интересно, что творческий путь Валентины Алексеевны прочно связан с Новосибирском: ремеслу она обучалась в Новосибирском театральном училище (ныне – НГТИ), а её сценический дебют случился в «Красном факеле»; то был дипломный спектакль «Дама сердца». 

Что касается «коллективных» призов, то большая их часть осталась в Новосибирске. Премии «За лучший ансамбль» удостоен стопроцентно мужской коллектив спектакля «Котлован» («Старый дом»). Присутствовать на церемонии награждения виновники торжества не смогли – в этот момент ансамбль был уже в Нижнем Новгороде, где играл «Дачников» на фестивале «Горький +». 

«Спектаклем-событием» были признаны «Бесы» Андрея Прикотенко, с которого фестиваль и стартовал. «Мне кажется, это ещё и награда за большую работу нашего театра, которую мы провели в последние два сезона», – прокомментировал событие Андрей Михайлович. 

Награду «Лучшему театральному цеху» присудили спектаклю Пермского Театра-Театра «Коридор».  

В последних строках назовём людей, которые все эти решения вынесли. Председателем жюри был режиссёр и педагог Сергей Афанасьев; также в состав судейской коллегии вошли китайский режиссёр Дин Итэн, актёр Игорь Гордин, режиссёр и худрук Театра им. В. Ф. Комиссаржевской Виктор Минков, помощник руководителя Вахтанговского фестиваля театральных менеджеров Наталия Сергеевская, писатель Дмитрий Данилов, театровед Наталья Витвицкая (Москва) и заместитель министра культуры Новосибирской области Ирина Рудковская.
Театральный журнал

Другие публикации

В «Красном факеле» состоялась премьера «Дяди Вани» без штампов

В театре «Красный факел» представили новую постановку «Дяди Вани», которую поставил художественный руководитель Андрей Прикотенко. Режиссер стремился очистить легендарную пьесу Чехова от привычных штампов, чтобы зрители увидели ее в новом свете. Этот спектакль завершает трилогию по русской классике, над которой режиссер работал несколько лет.

Алексей Кудинов, ОТС

Ради «Дяди Вани» актеры «Красного факела» освоили скрипку и кларнет

Новосибирский театр «Красный факел» представил премьеру по пьесе Чехова «Дядя Ваня». Она стала завершающим элементом масштабной трилогии по классическим произведениям русской прозы 19-го века. Напомним, режиссёр Андрей Прикотенко уже поставил спектакли по «Мёртвым душам» Гоголя и «Бесам» Достоевского.

Новосибирские новости

Андрей Прикотенко вдохнул душу в дядю Ваню, в «Красном факеле»

Я убежден, что текст пьесы это не партитура симфонии Малера, где перестановка двух-трех нот неминуемое обернется катастрофой. Текст пьесы это руководство к действию, отправная точка большого волшебного путешествия. Особенно сейчас, на рубеже первых двух четвертей XXI столетия. Чтобы не говорили адепты традиционных постановок, увенчанные стереотипами, играть Чехова со звериной серьезностью, с картой Африки на стене, с надрывами в избах и гостиных сейчас невозможно. Но и окунаться с головой в откровенный постмодернизм со всеми этими успевшими поднадоесть приблудами в виде экранов и проекций тоже не хотелось бы.

Сергей Тиханов, Культвитамин

630099, Новосибирск, ул. Ленина, 19