Вы видели Анну Покидченко?
Добро — есть!
Самым большим событием гастрольной программы новосибирских гостей стала, на наш взгляд, встреча барнаульской публики со звездой сибирской сцены «актрисой номер один за Уралом», народной артисткой СССР Анной Покидченко, которая пришла в «Красный факел» в те же пятидесятые годы благодаря Вере Редлих.
Спектакль «Дорогая Памела» Дж. Патрика, в котором Анна Покидченко сыграла главную роль, новосибирские театралы еще не видели — в Барнауле была сыграна его премьера. Но зато нашим завзятым театралам эта пьеса наверняка хорошо известна. Во всяком случае тем из них, кто помнит одноименный спектакль краевого театра драмы со Светланой Талалаевой в главной роли.
Эта, на первый взгляд, незамысловатая и очень смешная история о том, как «маниакально» добрая старая дама (обитательница свалок) радостно впускает в свой дом совершенно незнакомых мошенников и чудесным образом превращает их в почти что порядочных людей; на самом деле очень пронзительна и даже печальна. Правда, эта печаль — светла.
Однако оба эти свойства (то есть пронзительность и светлая печаль) могут проявиться на сцене лишь тогда, когда роль дорогой (во всех смыслах) Памелы играет истинная Актриса. Та, в исполнении которой главная героиня пьесы не кажется выжившей из ума старой маразматичкой, разучившейся отличать добро от зла, а становится светлым женским образом, достойным восхищения и подражания. Образом, который рождает в зрительских душах надежду на то, что человеческое совершенство на земле — возможно и достижимо.
А старости и смерти — нет!
Именно такой образ и создает на сцене Анна Покидченко, которая, кажется, вовсе никакую роль и не играет, а просто и естественно на сцене живет. Ее теплый низкий голос завораживает с первых же фраз, а легкая девичья пластика и ослепительная искреннейшая улыбка заставляют напрочь забыть о том, что в мире существуют такие неприятные вещи, как старость, болезни и даже смерть.
Удивительнейшим образом актриса сплавляет в своей героине все возможные ипостаси женской сущности: наивную маленькую девочку, готовую радоваться каждому пустяку; юную девушку — в предчувствии любви, сострадающую мать и многомудрую старушку. Когда Анна Покидченко находилась на сцене, в зал шла такая осязаемая благодать, что,
И это подтвердил постановщик спектакля — главный режиссер театра Валерий Гришко:
— В Новосибирске про Анну Покидченко говорят точно так же, как
Счастье — это сцена и… кот
После спектакля Анна Покидченко сидела в гримерке среди множества цветов, курила, наверняка была очень уставшей, но незваным гостям улыбнулась также радостно, как только что мошенникам в спектакле. Чем и спровоцировала первый вопрос.
Елена Рябова: Когда видишь вас на сцене, возникает такое ощущение, что вы и Памела — это один и тот же человек.
Анна Покидченко: Наверное, это потому, что во мне действительно
Е. Р.: Анна Яковлевна, ведь вы — актриса столичного уровня! И вам наверняка делали предложения…
А. П.: Да, меня звали, но я отказывалась, потому что не любила менять театры. И поменяла один только раз —
Е. Р.: Удалось ли вам сыграть все роли, о которых вы мечтали?
А. П.: Я не сыграла в «Бесприданнице». Когда я в Новосибирск приехала, этот спектакль уже отошел, а потом у меня возраст вышел. Но я ни о чем не жалею и счастлива, что до сих пор работаю в театре. Это огромная радость — мои роли и кот!