Анна Покидченко и миллион алых роз
Об удивительных историях, которые сопровождают спектакли и жизнь замечательной актрисы…
Сегодня вечером Анна Покидченко выйдет на сцену в новом спектакле «Доргая Памела». Спектакль поставлен на сцене «Красного факела» главным режиссером театра Валерием Гришко, который сделал тем самым подарок актрисе и зрителям.
По обыкновению за неделю до премьеры Анна Яковлевна отменила все встречи и отказалась от участия в пресс-конференции. Перед каждой премьерой актриса становится настоящей затворницей — ей необходима полная внутренняя сосредоточенность и время, чтобы остаться наедине с ролью и с собой…
— Иначе я просто не умею, так повелось с давних пор, это существует независимо от меня,
Зная эту ее особенность, мы составили беседу заранее и говорили не о премьере, «чтобы не сглазить», а о тех удивительных историях, которые сопровождают сценическую жизнь актрисы…
История первая. Гарольды
Пожалуй, самая романтическая. В спектакле «Гарольд и Мод», который не сходит со сцены «Красного факела» уже более 10 лет, речь идет о необыкновенных отношениях юноши и пожилой дамы. Гарольду — 18 лет, Мод — 80, и несмотря на разницу в возрасте они очень близки по духу и понимают друг друга с полуслова. И с последней репликой и падением занавеса спектакль не заканчивается. Десять лет назад на «Гарольда…» с завидным постоянством стал ходить красивый интеллигентный мальчик. «И все время с розой», — шептали в театре, приметив необычного юного поклонника. Сначала он ходил инкогнито, потом осмелился представиться актрисе.
— Высокий, красивый, интеллигентный. Ну настоящий Гарольд! Ждал меня после спектакля, провожал до подъезда. Весь такой одухотворенный, с тонкими пальцами, он учился
Когда однажды Гарольд на ее спектакль не пришел, Анна Покидченко даже разволновалась, не случилось ли с ним чего. Оказалось, он просто уезжал из города и к спектаклю не успел вернуться. Всего за десять лет он не был на ее спектаклях лишь дважды — тогда и еще один раз, когда, как оказалось, у него «не было денег на розу». «Боже мой, — говорит актриса. — Роза… Да разве это так важно?».
Потом ее Гарольд уехал из Новосибирска навсегда…
— И что вы думаете? — смеется Анна Яковлевна, — недавно появился другой — еще моложе, еще трогательнее.
Наверное, считает актриса, сегодняшним молодым людям очень не хватает романтики, высоких и чистых отношений, жизнь слишком прагматична, а душе так иногда хочется неординарных, не имеющих точного определения чувств…
Все дороги ведут в Рим
Сейчас даже трудно представить, что Анны Покидченко в нашем городе могло не быть. А ведь действительно могло! Ее путь в столицу Сибири был долог и покрыт терниями. На этом пути случались крутые повороты, дорога разветвлялась, тропы уводили в сторону… И все же от судьбы ей было не уйти.
Приглашение в «Красный факел» она получила в 1955 году от Веры Редлих, тогда художественного руководителя театра. Покидченко была актрисой Оренбургского театра драмы, театр гастролировал в Москве, и там по счастливому стечению обстоятельств оказалась Редлих и увидела ее в спектакле… Сибирский МХАТ тогда гремел по все стране, и актриса долго не раздумывала. Была и еще одна причина — не так давно она рассталась со своим первым мужем, надо было сменить обстановку… В Новосибирск они уже ехали вместе с Семеном Иоаниди (тогда актером, позднее известным новосибирским режиссером). Чемоданы собрали буквально в пять минут, подали заявление об увольнении…
— Сидим на чемоданах, а из Новосибирска — тишина, ответа никакого. Что делать? Ну, говорю, Семен, давай карту, куда пальцем ткну, туда и поедем… _ _И они поехали в город Львов, где их ждали трехкомнатные апартаменты и роли, о которых можно было только мечтать…
Однако, когда два года спустя, в августе
Проплакав ночь, она с мокрыми глазами пошла к Редлих. И Вера Павловна, мягкая и интеллигентная, бесконечно любящая своих актеров, все сразу поняла: «Ничего, Анечка, все будет хорошо, будем работать, договоримся». И они договорились, и все действительно было хорошо. Из пустякового водевильчика потом получился лучезарный, изящный, тонкий и ажурный спектакль, который потом с удовольствием игрался более ста раз. А в доме Веры Павловны и Сергея Сергеевича Бирюкова Аня Покидченко очень скоро стала своим человеком, что тоже очень помогло ей полюбить город.
— Мы приходили, варилась картошка… Сергей Сергеевич доставал графинчик… Я говорила: «Вера Павловна, я не могу, у меня завтра спектакль». — «Ничего, Анечка, сделаете зигзаг»…
С «Последней легенды» началась комедийная линия в театральной судьбе Покидченко… Оттуда пошли ее стряпухи в пьесах Сафронова, Мирандолина в «Трактирщице» Гольдони, Диана в «Собаке на сене»… И ее героиня в лирической комедии Птушкиной «Пока она умирала», которую она с успехом играет сейчас.
О любви на сцене
Актрисам обычно любят задавать вопросы: «Что вы чувствуете к партнеру, когда играете любовь?», «Не ревнует ли муж?», «Не требует ли уйти со сцены?» и проч. Семен Иоаниди сам был человеком театра и, естественно, «не ревновал» и «не требовал». И все же, что касается любви на сцене, то была в жизни Анны Яковлевны одна удивительная история… Случилось это еще
— Я не знаю, как он это делал, но это была любовь! — до сих пор вспоминает своего партнера актриса.
К любви тогда располагало буквально все.
— Какой это был Федя Протасов! Он ничего не делал, он просто вел со мной своим монологом внутренний диалог, рассматривая при том каждую мою морщинку, каждую родинку… И это была любовь! После того спектакля газеты писали, что я на сцене
Покидая Новосибирск, Симонов написал ей: «У вас дарование, Анна Яковлевна, берегите его»…
История с шалью
Есть в гардеробе у актрисы великолепная шаль, которая подарена ей одним московским бизнесменом. А история вышла такая. В 1994 году Московский театр наций организовал программу «Национальное достояние России», куда Анна Покидченко одной из первых была приглашена с бенефисом. Бенефис на сцене МХАТа! Триумф! Переполненные залы, маститые критики, звезды московских театров… И на спектакле «Таланты и поклонники», где Покидченко играла блестяще, в той сцене, где ее героине Домне Пантелеевне меценат Великатов дарит шаль, московский поклонник и преподнес ей тот платок необыкновенной красоты, решив, что театральная шаль для большой актрисы недостаточно хороша. А вначале, признается актриса, она вообще не хотела играть роль Домны Пантелеевны, находя ее слишком бытовой. Столичная пресса, естественно, не упустила возможности на разные лады обыграть подарок мецената актрисе. А еще в газетах тогда было много о «полной власти над залом», «филигранной работе», а бывший краснофакелец народный артист СССР Евгений Матвеев откликнулся на ее бенефис лаконично и красноречиво: «…это актриса такого класса, что ее искусство могло бы украсить любую сцену мира».
— У меня счастливая звезда, счастливая судьба, я переиграла столько ролей, — говорит актриса…
Сегодня она по обыкновению придет в театр за два часа до начала спектакля… Будет волноваться перед выходом на сцену, сколько бы не было в жизни премьер — каждый раз, как в первый… Потом будет считать минуты до первого звонка. Наконец, он прозвенит, занавес взовьется, зал взорвется аплодисментами. Потом затихнет…
И как знать, может, где-нибудь в седьмом-девятом ряду партера, выбрав место поудобнее, чтобы видеть игру любимой актрисы в мельчайших деталях, будет сидеть ее Гарольд со своей неизменной красной розой…