Долгая дорога к себе

Игорь Белозеров — это гармония интеллекта и страсти. В нем сконцентрировано то, что иным дано по частям или даже крупинкам. Поэтому его фигура всегда заметна, даже если этому артисту в спектакле достался всего лишь эпизод. Заметна благодаря не фактуре, но тому внутреннему объему, которым наполнен образ. В игре Белозерова не бывает закругленных линий и приглушенных красок, как и излишней аффектации, напрасного педалирования. Его энергетика захлестывает зрителя подобно соленой волне, как будто внезапно начался шторм, а с ним на смену благости явились долгожданные острые ощущения.

Острые ощущении довелось испытать зрителям на спектакле «Достоевский-trip» по скандальной пьесе Сорокина — ощущения, острые во всех отношениях. Пресловутое слово из трех букв, которое вдохновенно выкрикивает герой Белозерова, ввергло в шок благовоспитанных дам. Но мастеру не интересны внешние эффекты. Сначала было слово? Слово было только сначала. Слово родило идеи.

Игорь Афанасьевич, противники этого спектакля считают, что в театре для выражения даже самых сильных чувств существуют иные средства.

Тебя тоже неформальная лексика коробит?

Меня —  нет. Если она — часть художественного языка. Но я же не одна в зале сижу.

Нельзя подстраиваться под зал. Даже если он не понимает, что мат — это всего лишь сочетание букв. Как мы можем средой пренебречь, если мы о ней рассказываем! Мат не мат… Все говорят о форме, о лексике — и не говорят о главном. Боятся откровенного разговора о правде — правде о самом себе.

Так давайте же поговорим!

Возвращение человека к себе — это почти смертельный трюк. Круги адовы он проходит на этом пути. Вся восточная философия на том основана: вернись к себе, в тебе вся вселенная! Но мы обусловлены. Человека начинают программировать с самого рождения. Мы — в конвенции, в постоянной договоренности друг с другом о том, как надо поступать и как не надо, в поиске партии, которая приказывает, кого любить, кого не любить. Человеку нужен наркотик, которым в данном случае выступает литература. Человеку нужен поводырь — Ленин, Сталин, Гитлер. И тогда много каждый перестает быть самим собой — получается стадо. Закрыть на это глаза? А Пазолини куда денем с его фильмом «Сто дней Содома и Гоморры»? Он делал сигнал против тоталитаризма и фашизма, а получилось обвинение против человека. Потому что после этого фильма человека ненавидишь, жертва это или палач, не важно. Но человек только тогда станет человеком, когда сможет освободиться от самого гнусного в себе. Когда сможет выбрать индивидуальный путь, то скорее придет к самому высочайшему чувству, какое может быть — любви. Об этом пьеса Сорокина, с которой мы попытались что-то сделать.

Сорокина вы сделали для фестиваля в Германии, где он — любимый русский писатель. В стране Гессе и Ремарка… Вы Ремарка любите?

Я давно его не перечитывал. Но тогда «Триумфальная арка» меня поразила. Я влюбился в главного героя — хирурга Равика. В то время я многого не понимал, принимал на уровне интуиции, сейчас понял: Равик не был обусловлен. Он противостоял общепринятым нормам, если не был согласен с ними. Шел один против всех, потому что сам решал, как нужно поступать: осуществлял месть, вершил суд. Это был одинокий волк, который сумел стать внутренне свободным. Теперь я читаю другую литературу, нехудожественную, и она меня убеждает: если человек не освободится внутренне, он никогда не станет человеком.

А вы благодаря Сорокину освободились от прежнего театра? От того, что вам как артисту в нем мешало. Ну, может быть, вышли на новый уровень театра и самого себя.

Ни на какой уровень я не выходил. Есть драматургия. Если ты ее чувствуешь, если цепляет, то, значит, будет о чем сказать со сцены. Благодаря Сорокину нам всем есть о чем сказать.

Вот и я о том же. Если пьеса не цепляет? Вы же не выбираете репертуар.

Представь, пилот летал по рейсу Москва-Гамбург. И вот ему приходится осуществлять рейс Москва- Ростов. Он что, будет плохо самолет вести? Это себя не уважать. Все можно сложить в житейскую историю, найти близкие для любого человека вещи и сыграть азартно. Чтобы запомнилось. В Польше я видел спектакль «Мастер и Маргарита». Что меня особенно поразило — обилие великолепных артистов в одном месте и в одно время. Осталось ощущение, что я всех помню. Это и есть честная профессиональная работа.

Вы очень азартны в Утиной охоте. Кушака, этого второстепенного персонажа, поставили наравне с главными героями. Увеличили его смысловой и духовный объем…

Что такое Кушак? Какая у него болевая точка? Зилов в «Утиной охоте» — вроде как диссидент, а Кушак обусловлен советской системой, воспитан ею. Нарождаются люди, им чужды идеалы, в которые он верил. Новых идеалов нет и уже не будет. А молодость уходит — большинство мужиков это чувствует. Жена уехала отдыхать в Сухуми. А почему уехала без него? Почему он пьет? Не алкоголик же он. Нельзя просто проговаривать информацию на сцене. Нужно донести, что у него тоже все рушится. Когда во время репетиций и помимо их мы с режиссером Петром Шерешевским это обсуждали, я убеждал, что надо все делать более жестко: «Петя, не получится у тебя эта сцена, если будешь делать бытово! Надо все ломать!» Зилов, Саяпин, Кузаков — молодые люди. Кузаков, которого играет Андрюша Черных, произносит камертонную фразу: «Жизнь-то в сущности проиграна». Кушак это остро чувствует. Он такой же подранок, как и Зилов. Но ему еще сложнее. Вот об этом я и играю.

Молодость еще больше склонна иронизировать над жизнью. Тем более понятны метания Зилова, которого не устраивает ни окружающая действительность, ни он сам. А Кушак призывает его к каким-то стандартам.

Он и сам начинает в них сомневаться! Короче, я не театровед. Мне главное болевую точку найти. 

Вспоминается ваш Тригорин в «Чайке». Он, человек успешный, талантливый, тоже начинает сомневаться, теряет опору…

Когда моя племянница училась в младших классах, ее мама мне говорила: «Игорь, она стихи пишет, посмотри». Думаю, там будет что-нибудь вроде: идет бычок, качается, любовь-морковь. Читаю и глазам своим не верю — в этих стихах внутренний мир надтреснутый, съехавший. И форма выдержана, и образы потрясающие. Я чуть с ума не сошел. Писала, писала она стихи, целую тетрадку исписала. А потом перестала. И тут я понял самое главное: пером водят свыше. И если перестанут водить, ты уже ничего не сможешь. У Тригорина та же самая история. Что он заметался? Писал, писал, а потом вдруг, резко, раз — и все. Он же понимает, никакой он не супер, несмотря на известность. Роман с Ниной: она — молодая актриса, думал, свежую кровь вольет, она — в него, он — в нее. А ничего не получилось. Любовь кончилась. Ни любить не может. Ни писать не может. У Тригорина был важный монолог: «Хороший был писатель Тригорин. А Тургенев был лучше». А ведь были все признаки стать Тургеневым! Я предлагал режиссеру Вадиму Цхакая многие вещи обострить, не всегда он соглашался. Когда я увидел Янковского в этой роли, то поразился: ну вот же, я же это и хотел! Тригорин у Янковского мечтает поймать леща или окуня. Такое наслаждении испытывает от одной мысли об этом. У него кинолента видения прокручивается, как он ловит леща или окуня, который задыхается в его руках. И больше ничего ему не надо. Полная деградация с ним происходит.

В жизни вы встречали людей, с которыми ничего не происходит? И нет у них никакой болевой точки?

Теоретически может быть такой человек, практически его нет. Просто его проявления будут совершенно другие. Один режиссер рассказал мне историю. Был такой спокойный парень, ну попивал в меру, вел тихую размеренную жизнь, все к нему хорошо относились. Вот только жена гуляла на стороне, весь город об этом знал. И вот наступил критический момент. Этот парень на куски изрубил свою жену. Нет, пьян не был. В тихом омуте черти водятся, не зря это придумано. Если у тебя внутри пожар, он должен выйти наружу. Американцы всегда улыбались, и вот американские же психоаналитики заявили, что не надо всегда улыбаться. Хотите плюнуть — плюньте, так полезней. Нельзя в себе накапливать отрицательные эмоции, сдерживать их. А вообще, есть такое выражение — жить тотально. То есть жить на полную катушку, использовать каждую секунду. Я — здесь и сейчас.

Вы когда-нибудь испытываете умиротворение?

Бывает такой момент — умиротворение. Ты сидишь, молчишь, тебе хорошо. Смотришь на горы и вдруг забываешь, кто ты. Или на море. Мне кажется, в эти моменты ты и есть настоящий. А то все участвуешь в гонках, бежишь куда-то, задыхаешься, добиваешься роли…

Но ведь это всего лишь моменты. Очень краткие.

Люди были бы счастливы, если бы эти моменты были продолжительными.

А как же дело, которому отдано столько сил?

Мы столько наделали…

Часто вы мне кажетесь очень печальным человеком. Или мрачным.

Я не печальный, не мрачный: я реальный. Мы с тобой живем в Новосибирске, мы такие, какие мы есть, это не хорошо и не плохо, так сложилось.

«Театральный проспект» № 11

Другие публикации

День театра в Новосибирске: Полуночный актерский марафон, выставка, премьеры и экскурсии

Новосибирские театры готовятся отметить профессиональный праздник. В честь Всемирного дня театра драматические и музыкальные труппы города запустят проекты, которые позволят разделить ежегодное событие не только с коллегами, но и со зрителями — ценителями, любителями и знатоками сценического искусства. В афишах заявлены премьеры спектаклей, актерские марафоны, квизы, концерты, экскурсии по закулисью и исторические выставки.

Юлия Щеткова, Новая Сибирь online

Что за прелесть эти сплетни

Петербургский режиссер Роман Кочержевский показал, что природа человека со времен английского классика комедии нравов Ричарда Шеридана не изменилась.

Яна Колесинская, Инфопро54

Пермский Театр-Театр сыграет в Новосибирске школьный мюзикл, драму по классике и почти античную трагедию

В Новосибирск в рамках межрегионального направления федеральной программы «Большие гастроли» приезжает один из самых известных региональных театров. С 1 по 6 апреля на сцене «Красного факела» представит свои спектакли Пермский академический Театр-Театр. Хорошо знакомый сибирской публике коллектив сыграет young adult мюзикл «Удачи, Марк!», драму самоидентификации по роману Ивана Тургенева «Отцы/Дети» и сложноустроенный трагический спектакль по пьесе белорусского драматурга Константина Стешика «Мороз».

Юлия Щеткова, Новая Сибирь online

«Школа злословия» в театре «Красный факел»: прыжок в глубину веков и человеческих пороков

Вывести на сцену в XXI веке комедию нравов «Школа злословия», написанную и поставленную в 1777 году британским драматургом Ричардом Бринсли Шериданом, было вызовом, сродни прыжку в пропасть с тарзанки: сложно, рискованно, но интересно.

Ольга Рахманчук, Культура Новосибирска

630099, Новосибирск, ул. Ленина, 19