Художник

Ольга Шаишмелашвили

Родилась в Ленинграде в 1978 году. В 1996 году окончила Санкт-Петербургский государственный академический художественный лицей им. Б.В.Иогансона Российской академии художеств. Выпускница Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица (факультет «Монументальное искусство», кафедра «Интерьер и оборудование», 2002 год). С 2002 года создавала сценографию и костюмы в соавторстве с Петром Окуневым. С 2011 года осуществляет как совместные, так и самостоятельные проекты. Новосибирскому зрителю знакома по совместным работам с художественным руководителем театра «Красный факел» Андреем Прикотенко. В их числе работы в театре «Старый дом» («Вишневый сад», «Sociopath/Гамлет», «Идиот», «Петерс», «Анна Каренина», «Пульчинелла») и в «Красном факеле» («Мертвые души», «Бесы»).

Публикации в СМИ

Вихри пепла и пожар в умах

В 20-х числах сентября в новосибирском театре «Красный факел» прошли премьерные показы спектакля «Бесы» по мотивам романа Фёдора Достоевского. Постановку осуществил художественный руководитель и главный режиссёр театра Андрей Прикотенко.

Ревизор.ru

В новосибирском театре «Красный факел» прошла премьера спектакля «Бесы»

«Этот во многом жуткий, а во многом смешной роман Достоевского – очень сложный для сценической композиции. Наверное, самый сложный в моей жизни», — делится худрук театра Андрей Прикотенко.

Собака.ру

Новости телеканала «НСК 49» о спектакле «Бесы»

Есть много причин, чтобы посмотреть первую премьеру 105-го сезона в «Красном факеле»: искусно сочиненная сценическая композиция, оригинальный текст Достоевского, аутентичный крой костюмов, нагруженное смыслами, но при этом лаконичное в бытовых деталях пространство, большое количество действующих лиц в исполнении замечательных артистов, каждый из которых успевает рассказать свою непростую историю. И это отнюдь не все аргументы. Смотрите сюжет о том, почему русская литература не ушла в прошлое и как она отзывается в сегодняшнем дне благодаря спектаклю Андрея Прикотенко.

49 канал

«Бесы»: первая премьера в Красном факеле

20 сентября на Большой сцене «Красного факела» прошёл первый премьерный показ спектакля «Бесы». Своё прочтение романа Федора Достоевского впервые в истории новосибирского академического театра представил художественный руководитель «Красного факела» Андрей Прикотенко и художник Ольга Шаишмелашвили.

Министерство культуры Новосибирской области

Андрей Прикотенко выпускает премьеру «Бесы»

20, 21 и 22 сентября театр «Красный факел» представит первую премьеру сезона – «Бесы» по роману Достоевского. «Политический триллер, сатирический боевик, религиозную драму и экзистенциальную трагедию под одной обложкой» поставил худрук Андрей Прикотенко.

Театрал

Андрей Прикотенко находит в Ставрогине Чичикова, а в Достоевском – Серджио Леоне

Премьера спектакля «Бесы» состоится 20 сентября на Большой сцене новосибирского театра «Красный факел». Ещё до премьеры режиссёр объявил, что постановка по Достоевскому образует дилогию с его предыдущей новосибирской премьерой – спектаклем «Мёртвые души». В частности, ради спектакля снова расширят пространство сцены – и это, конечно, не единственное сходство.

Театральный журнал

Новосибирский «Красный факел» впервые выпустит «Бесов»

Великие и ужасные «Бесы» готовятся выйти на большую сцену «Красного факела». Художественный руководитель театра Андрей Прикотенко, «подсадивший» в прошлом сезоне новосибирских зрителей на «Мертвые души» Гоголя, открывает юбилейный год не менее масштабным замыслом. Впервые в истории «Сибирского МХАТа» в репертуаре появится самый точный в художественных диагнозах и прогнозах роман Достоевского. А объединят два хрестоматийных текста в метафорическую дилогию эпический охват, бескрайние русские просторы и фигура героя, которого окружающие воспринимают как полубога.

Новая Сибирь online

В Новосибирске на Большой сцене «Красного факела» пройдут премьерные показы спектакля «Бесы»

Своё прочтение романа Фёдора Достоевского представят художественный руководитель Андрей Прикотенко и художник Ольга Шаишмелашвили.

Ведомости Законодательного Собрания Новосибирской области

Живые и мертвые

«Мертвые души» — первый спектакль Андрея Прикотенко, поставленный им в «Красном факеле» в качестве художественного руководителя. В театре выстроили целую вселенную Гоголя, проведя во время подготовки премьеры мероприятия для зрителей: лекции о юридических аспектах гоголевской коллизии, о модных тенденциях эпохи, гастровечер, расширяющий знания о кулинарных изысках исторического периода.

Петербургский театральный журнал

Работы
в «Красном факеле»

2024

Художник

Бесы

По роману Федора Достоевского

Большая сцена Купить билет

Ольга Шаишмелашвили в спектакле Бесы

О спектакле

Режиссер Андрей Прикотенко продолжает эпическое путешествие по бескрайней России – «Бесы» художественно складываются в дилогию с предыдущей постановкой, «Мертвыми душами». 

«Этот во многом жуткий, а во многом смешной роман Достоевского – очень сложный для сценической композиции. Наверное, самый сложный в моей жизни, – говорит Андрей Прикотенко. – Все линии соединяет фигура Ставрогина, причем здесь вновь, как и с Чичиковым, возникает ситуация, когда окружающие наделяют человека сверхчертами, которыми он вовсе не обладает, и он неосознанно оказывается в центре внимания. Мне интересно рифмовать “Бесов” с “Мертвыми душами”, тем более что у Достоевского есть для этого крючки».

Премьера спектакля Андрея Прикотенко «Бесы» – 20, 21 и 22 сентября. Билеты уже в продаже на сайте театра, а также на площадках Ticketland и МТС Live.



Обращаем внимание зрителей! В романе Федора Достоевского «Бесы» насчитывается 15 убиенных персонажей. Постановщики пытались спасти некоторых из них, и тем не менее в спектакле содержатся сцены насилия и убийства. Некоторые из них при этом сопровождаются громкими звуковыми эффектами.

Зрителей первых рядов просим также извинить нас за то, что частицы «пепла», кружащего по сцене, могут долететь и до них. Они абсолютно безопасны. Таковы нюансы художественного решения, которое, надеемся, произведет на вас впечатление.

2023

Художник

Мертвые души

По мотивам поэмы Николая Гоголя

Большая сцена Купить билет

Ольга Шаишмелашвили в спектакле Мертвые души

О спектакле


Личность Гоголя и его произведения давно уже обросли мифами и легендами, которые то подтверждаются, то опровергаются исследователями и поклонниками творчества классика. Был ли он ипохондриком? Действительно ли сюжет «Мертвых душ» подарил ему Пушкин, а структурно Гоголь опирался на «Божественную комедию» Данте? Сжег ли автор второй том специально или это трагическая случайность?

А что такое «Мертвые души» для нас? Аферист Чичиков, тройка-Русь, калейдоскоп характеров – все это навязло в наших умах со школьных лет. И имена гоголевских персонажей стали нарицательными: Плюшкин – скупой, Манилов – мечтательный, Коробочка – ограниченная.

Режиссер Андрей Прикотенко и труппа «Красного факела» работают именно с устойчивыми мифами о персонажах. Герои, населяющие этот театральный сюжет, вряд ли будут отвечать хрестоматийным представлениям о них. В безграничном космомире, в звенящей пустоте они несут свою истину, приближаясь к архетипам высшего порядка. Кем же окажется Чичиков среди этих усталых интеллигентов, сибаритов и философов, и куда занесет его птица-тройка?




Обратите внимание: на спектакле «Мертвые души» сцена продлена в зал – зрительские места начинаются с 8 ряда.



  • Наталия Дмитриева: «Андрей Прикотенко поставил метафизическое роуд-муви, где сцена превращается в модель новой галактики — с россыпью звёздных ролей и тёмной материей архетипов <...> «Мёртвые души» — это прежде всего актёрский безупречный ансамбль, бенефис краснофакельской труппы, сумевшей выпрыгнуть из своего физического тела, чтобы дотянуться до новых звёзд» (Ведомости Законодательного Собрания Новосибирской области).

  • Евгения Буторина: «Художник Ольга Шаишмелашвили создала удивительное пространство, в котором отсутствие декораций воспринимается декорацией <...> Здесь в каждом эпизоде столько смыслов, что хочется перебирать, как четки, пересматривать и анализировать. Соотносить с текстом поэмы и современными фильмами, отыскивая те вешки, которые выведут к дороге» (Ревизор.ру).

  • Марина Шабанова: «Невозможно передать всей этой многоголосой поэмы, ни в деталях, ни в общих чертах. Потому что этот спектакль — вселенная, где как в музыкальной табакерке, всё звучит, играет, символизирует, живёт и дышит. Виртуозная игра актёров «Красного факела» сделала этот спектакль по-настоящему незабываемым» (ВК)



Спектакль – участник ХV Международного Рождественского фестиваля искусств (Новосибирск)

Приз зрительских симпатий XXXIV Международного Театрального фестиваля «Балтийский дом» (Санкт-Петербург) 



630099, Новосибирск, ул. Ленина, 19