Художник

Ольга Шаишмелашвили

Родилась в Ленинграде в 1978 году. В 1996 году окончила Санкт-Петербургский государственный академический художественный лицей им. Б.В.Иогансона Российской академии художеств. Выпускница Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица (факультет «Монументальное искусство», кафедра «Интерьер и оборудование», 2002 год). С 2002 года создавала сценографию и костюмы в соавторстве с Петром Окуневым. С 2011 года осуществляет как совместные, так и самостоятельные проекты. Новосибирскому зрителю знакома по совместным работам с художественным руководителем театра «Красный факел» Андреем Прикотенко. В их числе работы в театре «Старый дом» («Вишневый сад», «Sociopath/Гамлет», «Идиот», «Петерс», «Анна Каренина», «Пульчинелла») и в «Красном факеле» («Мертвые души», «Бесы»).

Публикации в СМИ

«Красный факел», черный снег

В Театре Наций прошли приуроченные ко Дню Сибири гастроли новосибирского театра «Красный факел». Андрей Прикотенко, возглавивший театр в начале 2023 года, привез в столицу две свои последние постановки: «Бесы» и «Мертвые души», объединенные в дилогию. Действительно, в романе Достоевского упоминаются гоголевские персонажи: «невольный крик погоревшей Коробочки» звучит на губернаторском балу. Верховенский-старший сравнивает тургеневского Базарова с Ноздревым. Но не это является силой, объединяющей постановки. Центральной темой обоих спектаклей становится массовое нарушение первой заповеди: «Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исх. 20, 2). Герои и романа, и поэмы в режиссерской оптике заняты ожиданием и поисками нового Спасителя.

Экран и сцена

Чичиков и простор. «Мертвые души» театра «Красный факел»

В рамках празднования Дня Сибири Новосибирская область представила в Москве культурную программу: на сцене Театра Наций прошел показ двух знаковых спектаклей театра «Красный факел». Об одном из них — в нашей статье.

Театрон

Пожар в умах

Новосибирский театр «Красный факел» побывал на гастролях в Москве и показал 7 ноября в Театре Наций свежую премьеру «Бесы», режиссер Андрей Прикотенко. По мнению режиссёра, сценическая версия романа Фёдора Достоевского художественно складывается в дилогию с предыдущей постановкой, «Мертвыми душами«.

Арт-журнал «ОКОЛО»

Михалков и «Красный факел»

В новом выпуске проекта Алексея Кудинова «Культурный максимум» вы: узнаете, как Никита Михалков в Новосибирске спектакль "12" показал; побываете на премьере фильма Сергея Суховея «Дом деда»; увидите, как «Красный факел» в Москве русскую классику играл.

«Культурный максимум»

Куда несется Россия с мертвыми душами и живыми бесами

«Красный факел» выступил в Москве с гастролями и показал два своих премьерных спектакля – «Мертвые души» и «Бесы», выдержав таким образом творческий экзамен. Второй сезон театр работает с новым руководителем – режиссером Андреем Прикотенко. Сегодня театр перестраивается: в премьерах задействованы актеры, которые долгое время оставались в тени (а вот недавние первачи, наоборот, отходят на второй план), художественным руководителем задается новый стилевой регистр. Но труппа в хорошей форме и даже столице готова предложить конкурентные постановки.

Независимая газета

«Сибирский МХАТ» вернулся в Москву

«Красный факел» показал в столице спектакли своего художественного руководителя. «Бесы» и «Мёртвые души» прошли на сцене Театра Наций. Классика в интерпретации режиссёра Андрея Прикотенко вызвала большой интерес у московской публики. А театралы со стажем вспомнили, что в 50-х именно после гастролей в столице «Красный факел» начали сравнивать с МХАТом. Съемочная группа Телеканала ОТС запечатлела, как артистов приняли в этот раз.

ОТС

Спектакль «Бесы» привез в Москву новосибирский театр «Красный факел»

Новосибирский театр "Красный факел" привез в Москву недавнюю премьеру – постановку Андрея Прикотенко "Бесы". Режиссер признается – из всех его работ роман Достоевского оказался самым сложным для воплощения на сцене.

Новости культуры / телеканал «Культура»

Пляшут тени на стене

В «Красном факеле» рассказали историю о социальных химерах и фантомах.

Ведомости Законодательного Собрания Новосибирской области

«Мертвые души» в «Балтийском доме»: не разбирая дороги

Наступившая осень, как обычно, тесно связана в нашем городе с театральным фестивалем «Балтийский дом», который давно уже стал приятной правильной традицией и настоящим ярким праздником для всех ценителей сценического искусства. Вне всякого сомнения, едва ли не самым заметным спектаклем насыщенной фестивальной программы стали «Мертвые души»  режиссера Андрея Прикотенко. Постановку представил один из лучших театральных коллективов страны – новосибирский  «Красный факел».

Musecube

Вихри пепла и пожар в умах

В 20-х числах сентября в новосибирском театре «Красный факел» прошли премьерные показы спектакля «Бесы» по мотивам романа Фёдора Достоевского. Постановку осуществил художественный руководитель и главный режиссёр театра Андрей Прикотенко.

Ревизор.ru

В новосибирском театре «Красный факел» прошла премьера спектакля «Бесы»

«Этот во многом жуткий, а во многом смешной роман Достоевского – очень сложный для сценической композиции. Наверное, самый сложный в моей жизни», — делится худрук театра Андрей Прикотенко.

Собака.ру

Новости телеканала «НСК 49» о спектакле «Бесы»

Есть много причин, чтобы посмотреть первую премьеру 105-го сезона в «Красном факеле»: искусно сочиненная сценическая композиция, оригинальный текст Достоевского, аутентичный крой костюмов, нагруженное смыслами, но при этом лаконичное в бытовых деталях пространство, большое количество действующих лиц в исполнении замечательных артистов, каждый из которых успевает рассказать свою непростую историю. И это отнюдь не все аргументы. Смотрите сюжет о том, почему русская литература не ушла в прошлое и как она отзывается в сегодняшнем дне благодаря спектаклю Андрея Прикотенко.

49 канал

«Бесы»: первая премьера в Красном факеле

20 сентября на Большой сцене «Красного факела» прошёл первый премьерный показ спектакля «Бесы». Своё прочтение романа Федора Достоевского впервые в истории новосибирского академического театра представил художественный руководитель «Красного факела» Андрей Прикотенко и художник Ольга Шаишмелашвили.

Министерство культуры Новосибирской области

Андрей Прикотенко выпускает премьеру «Бесы»

20, 21 и 22 сентября театр «Красный факел» представит первую премьеру сезона – «Бесы» по роману Достоевского. «Политический триллер, сатирический боевик, религиозную драму и экзистенциальную трагедию под одной обложкой» поставил худрук Андрей Прикотенко.

Театрал

Андрей Прикотенко находит в Ставрогине Чичикова, а в Достоевском – Серджио Леоне

Премьера спектакля «Бесы» состоится 20 сентября на Большой сцене новосибирского театра «Красный факел». Ещё до премьеры режиссёр объявил, что постановка по Достоевскому образует дилогию с его предыдущей новосибирской премьерой – спектаклем «Мёртвые души». В частности, ради спектакля снова расширят пространство сцены – и это, конечно, не единственное сходство.

Театральный журнал

Новосибирский «Красный факел» впервые выпустит «Бесов»

Великие и ужасные «Бесы» готовятся выйти на большую сцену «Красного факела». Художественный руководитель театра Андрей Прикотенко, «подсадивший» в прошлом сезоне новосибирских зрителей на «Мертвые души» Гоголя, открывает юбилейный год не менее масштабным замыслом. Впервые в истории «Сибирского МХАТа» в репертуаре появится самый точный в художественных диагнозах и прогнозах роман Достоевского. А объединят два хрестоматийных текста в метафорическую дилогию эпический охват, бескрайние русские просторы и фигура героя, которого окружающие воспринимают как полубога.

Новая Сибирь online

В Новосибирске на Большой сцене «Красного факела» пройдут премьерные показы спектакля «Бесы»

Своё прочтение романа Фёдора Достоевского представят художественный руководитель Андрей Прикотенко и художник Ольга Шаишмелашвили.

Ведомости Законодательного Собрания Новосибирской области

Живые и мертвые

«Мертвые души» — первый спектакль Андрея Прикотенко, поставленный им в «Красном факеле» в качестве художественного руководителя. В театре выстроили целую вселенную Гоголя, проведя во время подготовки премьеры мероприятия для зрителей: лекции о юридических аспектах гоголевской коллизии, о модных тенденциях эпохи, гастровечер, расширяющий знания о кулинарных изысках исторического периода.

Петербургский театральный журнал

Работы
в «Красном факеле»

2024

Художник

Бесы

По роману Федора Достоевского

Большая сцена Купить билет

Ольга Шаишмелашвили в спектакле Бесы

О спектакле

Режиссер Андрей Прикотенко продолжает эпическое путешествие по бескрайней России – «Бесы» художественно складываются в дилогию с предыдущей постановкой, «Мертвыми душами». 

«Этот во многом жуткий, а во многом смешной роман Достоевского – очень сложный для сценической композиции. Наверное, самый сложный в моей жизни, – говорит Андрей Прикотенко. – Все линии соединяет фигура Ставрогина, причем здесь вновь, как и с Чичиковым, возникает ситуация, когда окружающие наделяют человека сверхчертами, которыми он вовсе не обладает, и он неосознанно оказывается в центре внимания. Мне интересно рифмовать “Бесов” с “Мертвыми душами”, тем более что у Достоевского есть для этого крючки».




Обращаем внимание зрителей! В романе Федора Достоевского «Бесы» насчитывается 15 убиенных персонажей. Постановщики пытались спасти некоторых из них, и тем не менее в спектакле содержатся сцены насилия и убийства. Некоторые из них при этом сопровождаются громкими звуковыми эффектами.

Зрителей первых рядов просим также извинить нас за то, что частицы «пепла», кружащего по сцене, могут долететь и до них. Они абсолютно безопасны. Таковы нюансы художественного решения, которое, надеемся, произведет на вас впечатление.

Сценография и костюмы

Мороз

Пермский академический Театр-Театр

Большая сцена Купить билет

Ольга Шаишмелашвили в спектакле Мороз

О спектакле


Гастроли проводятся при поддержке Министерства культуры Российской Федерации Федеральным государственным бюджетным учреждением культуры «РОСКОНЦЕРТ».

«Ну вот и всё. Я молчал. Я долго молчал, постукивая пальцами по дверце бардачка. Пальцы пока не замёрзли, в машине ещё витало остаточное тепло от несколько минут назад отключившейся печки. Надо бы надеть перчатки, но я не спешил – словно назло ситуации. Мол, я тебя не боюсь, мороз. Не боюсь и не очень-то и верю в тебя. Это только в кино они – какие-то там они – насмерть замерзают. Это всё чушь и неправда. Так не бывает». К. Стешик «Мороз»

«Мороз» Константина Стешика, одного из самых известных современных белорусских драматургов, – пьеса с простым и страшным сюжетом. Два друга похитили из морга тело третьего, чтобы похоронить его так, как он хотел. Но их машина сломалась, и вот два живых человека и один мёртвый остались посреди снежного нигде, наедине с лютым морозом и сложным выбором – жизнь или долг?

Впрочем, восприятие спектакля «Мороз» режиссера Бориса Мильграма не равно восприятию сюжета пьесы, точнее – оказывается гораздо сложнее, многограннее, поэтичнее самой истории. На сцене не будет привычных персонажей: зрители скорее будут следить за чувствами людей, столкнувшихся с тем, что больше и сильнее человека. Артисты на сцене как будто не проживают в привычном смысле, а исследуют то, что с ними происходит: они звучат и двигаются небытово. Такое режиссёрское решение заставляет зрителей фокусироваться на тексте и прислушиваться к тому, как происходящее отзывается у них внутри – в теле, в мыслях, в чувствах. «Мороз» погружает в непривычные гипнотические ощущения оцепенения и скованности.

Вместе с героями спектакля зрителям предстоит перенестись в особенное, безжизненное, застывшее, ирреальное пространство и задаваться глубокими нравственными вопросами: что такое страх, совесть, долг, смерть?

Готовы ли вы хотя бы на полтора часа быть с самими собой по-настоящему честными?



Обратите внимание: в спектакле используется сценический дым (при наличии аллергии воздержитесь от покупки билетов на 1–3 рядах).
2023

Художник

Мертвые души

По мотивам поэмы Николая Гоголя

Большая сцена Купить билет

Ольга Шаишмелашвили в спектакле Мертвые души

О спектакле


Личность Гоголя и его произведения давно уже обросли мифами и легендами, которые то подтверждаются, то опровергаются исследователями и поклонниками творчества классика. Был ли он ипохондриком? Действительно ли сюжет «Мертвых душ» подарил ему Пушкин, а структурно Гоголь опирался на «Божественную комедию» Данте? Сжег ли автор второй том специально или это трагическая случайность?

А что такое «Мертвые души» для нас? Аферист Чичиков, тройка-Русь, калейдоскоп характеров – все это навязло в наших умах со школьных лет. И имена гоголевских персонажей стали нарицательными: Плюшкин – скупой, Манилов – мечтательный, Коробочка – ограниченная.

Режиссер Андрей Прикотенко и труппа «Красного факела» работают именно с устойчивыми мифами о персонажах. Герои, населяющие этот театральный сюжет, вряд ли будут отвечать хрестоматийным представлениям о них. В безграничном космомире, в звенящей пустоте они несут свою истину, приближаясь к архетипам высшего порядка. Кем же окажется Чичиков среди этих усталых интеллигентов, сибаритов и философов, и куда занесет его птица-тройка?




Обратите внимание: на спектакле «Мертвые души» сцена продлена в зал – зрительские места начинаются с 8 ряда.



  • Наталия Дмитриева: «Андрей Прикотенко поставил метафизическое роуд-муви, где сцена превращается в модель новой галактики — с россыпью звёздных ролей и тёмной материей архетипов <...> «Мёртвые души» — это прежде всего актёрский безупречный ансамбль, бенефис краснофакельской труппы, сумевшей выпрыгнуть из своего физического тела, чтобы дотянуться до новых звёзд» (Ведомости Законодательного Собрания Новосибирской области).

  • Евгения Буторина: «Художник Ольга Шаишмелашвили создала удивительное пространство, в котором отсутствие декораций воспринимается декорацией <...> Здесь в каждом эпизоде столько смыслов, что хочется перебирать, как четки, пересматривать и анализировать. Соотносить с текстом поэмы и современными фильмами, отыскивая те вешки, которые выведут к дороге» (Ревизор.ру).

  • Марина Шабанова: «Невозможно передать всей этой многоголосой поэмы, ни в деталях, ни в общих чертах. Потому что этот спектакль — вселенная, где как в музыкальной табакерке, всё звучит, играет, символизирует, живёт и дышит. Виртуозная игра актёров «Красного факела» сделала этот спектакль по-настоящему незабываемым» (ВК)



Спектакль – участник ХV Международного Рождественского фестиваля искусств (Новосибирск)

Приз зрительских симпатий XXXIV Международного Театрального фестиваля «Балтийский дом» (Санкт-Петербург) 



630099, Новосибирск, ул. Ленина, 19