Художник

Ольга Шаишмелашвили

Родилась в Ленинграде в 1978 году. В 1996 году окончила Санкт-Петербургский государственный академический художественный лицей им. Б.В.Иогансона Российской академии художеств. Выпускница Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица (факультет «Монументальное искусство», кафедра «Интерьер и оборудование», 2002 год). С 2002 года создавала сценографию и костюмы в соавторстве с Петром Окуневым. С 2011 года осуществляет как совместные, так и самостоятельные проекты. Новосибирскому зрителю знакома по совместным работам с художественным руководителем театра «Красный факел» Андреем Прикотенко. В их числе работы в театре «Старый дом» («Вишневый сад», «Sociopath/Гамлет», «Идиот», «Петерс», «Анна Каренина», «Пульчинелла») и в «Красном факеле» («Мертвые души», «Бесы»).

Публикации в СМИ

"Красный факел" озвучил планы на новый сезон

106-й сезон новосибирский театр "Красный факел" открыл большими гастролями в Петербурге на сцене БДТ имени Г.А. Товстоногова. Сибиряки показали яркие премьеры последних лет: "Ромео и Джульетта" в постановке Марка Букина, "Мертвые души" и "Бесы" Андрея Прикотенко.

Ревизор.ru

Новый сезон в «Красном факеле»: От античности до наших дней

Новосибирский «Красный факел» запускает новый сезон. Строго говоря, 106-й репертуарный год начался еще в августе с масштабных гастролей в Петербурге, но принять первых зрителей в родных стенах команда академического театра планирует в октябре. Сейчас в «Сибирском МХАТе» идут репетиции новых названий и завершается ремонт внутренних интерьеров, стилистическое решение которых позволит соединить историю и современность.

Новая Сибирь online

«Красный факел» осветил Петербург

Летнее затишье наступившего межсезонья в Петербурге мощно разбавили проходившие с 5 по 10 августа гастроли новосибирского театра «Красный факел». Показы проходили  на основной сцене БДТ им. Товстоногова, и все желающие могли оценить привезенные репертуарные хиты: «Ромео и Джульетта», «Мертвые души», «Бесы». Постановки были способны удовлетворить самого придирчивого зрителя, а мнения об увиденном зачастую кардинально расходились.

Musecube

Первый Летний театральный фестиваль в Новосибирске

Первый Летний театральный фестиваль в Новосибирске порадовал качеством подготовки и проведения. Всё, с первого до последнего дня, было заряжено любовью к театру, участникам и гостям. Запущенный и отлаженный организаторами и командой «Красного факела» механизм работал как часы. Фестиваль получился дружественным и теплым,  не только благодаря красному (красивому) сибирскому лету, но доброжелательной солнечной атмосфере.

Экран и сцена

В Петербург с гастролями приезжает Новосибирский академический драматический театр «Красный факел»

Новосибирский академический театр драмы «Красный факел» представит свою программу на сцене Большого драматического театра имени Г.А. Товстоногова в Санкт-Петербурге, показав три разноплановых спектакля. Гастроли запланированы на период с 5 по 10 августа 2025.

Эгоист

«Бесы» как исследование человека — новосибирский вариант Достоевского на Летнем фестивале

Летний театральный фестиваль в Новосибирске открыл конкурсную программу «Бесами» режиссёра и худрука «Красного факела» Андрея Прикотенко. До этого зрители смотрели постановки, привезённые из других городов.

Сибирский экспресс

Театральные яблоки «Парадиза» вновь раздали в Новосибирске

Единственная в Новосибирске профессиональная театральная премия «Парадиз» вернулась после долгого перерыва, чтобы в 33-й раз подвести итоги двух последних сезонов. Победителей определяли три состава жюри, специализирующиеся на музыкальном, драматическом и театре кукол. Вручали же награду в традиционно выходной для артистов день — понедельник ‒ на сцене Городского драматического театра.

Новая Сибирь online

Международный Летний театральный фестиваль: семейные саги, тонкие материи и путь героя

Новосибирск готовится к насыщенному событиями театральному июню. В город ворвется Международный Летний театральный фестиваль. Новому смотру предстоит объединить в своих программах большое профессиональное комьюнити. В центре событий окажутся спектакли Сибири, Урала и Дальнего Востока: девятка лучших будет представлена на суд жюри с 14 по 21 июня. Дополнит конкурс гостевой блок, участниками которого станут постановки из Москвы, Петербурга и Нягани. Специалистов ждут форум, посвященный мастерству актера XXI века, и фокусирующий внимание на национальной сцене круглый стол, а публику — встречи с волнующим и прекрасным современным театром.

Новая Сибирь online

«Красный факел», черный снег

В Театре Наций прошли приуроченные ко Дню Сибири гастроли новосибирского театра «Красный факел». Андрей Прикотенко, возглавивший театр в начале 2023 года, привез в столицу две свои последние постановки: «Бесы» и «Мертвые души», объединенные в дилогию. Действительно, в романе Достоевского упоминаются гоголевские персонажи: «невольный крик погоревшей Коробочки» звучит на губернаторском балу. Верховенский-старший сравнивает тургеневского Базарова с Ноздревым. Но не это является силой, объединяющей постановки. Центральной темой обоих спектаклей становится массовое нарушение первой заповеди: «Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исх. 20, 2). Герои и романа, и поэмы в режиссерской оптике заняты ожиданием и поисками нового Спасителя.

Экран и сцена

Чичиков и простор. «Мертвые души» театра «Красный факел»

В рамках празднования Дня Сибири Новосибирская область представила в Москве культурную программу: на сцене Театра Наций прошел показ двух знаковых спектаклей театра «Красный факел». Об одном из них — в нашей статье.

Театрон

Пожар в умах

Новосибирский театр «Красный факел» побывал на гастролях в Москве и показал 7 ноября в Театре Наций свежую премьеру «Бесы», режиссер Андрей Прикотенко. По мнению режиссёра, сценическая версия романа Фёдора Достоевского художественно складывается в дилогию с предыдущей постановкой, «Мертвыми душами«.

Арт-журнал «ОКОЛО»

Работы
в «Красном факеле»

2025

Художник

Дядя Ваня

Антон Чехов

Большая сцена Купить билет

Ольга Шаишмелашвили в спектакле Дядя Ваня

О спектакле

В декабре свой новый спектакль представит художественный руководитель театра «Красный факел» Андрей Прикотенко. На этот раз его выбор пал на пьесу Антона Чехова «Дядя Ваня». Это, с одной стороны, дополняет идею построения репертуара преимущественно на произведениях русской классики, а с другой, концептуально превращает дилогию «Мертвые души»–«Бесы» в трилогию. В каждом из этих спектаклей в центре внимания окружающих находится человек, искусственно загнанный туда ими. 

Над сценическим оформлением вновь работает постоянный соавтор Андрея Прикотенко Ольга Шаишмелашвили, развивая идею бесконечного пространства.

2024

Художник

Бесы

По роману Федора Достоевского

Большая сцена Купить билет

Ольга Шаишмелашвили в спектакле Бесы

О спектакле

Режиссер Андрей Прикотенко продолжает эпическое путешествие по бескрайней России – «Бесы» художественно складываются в дилогию с предыдущей постановкой, «Мертвыми душами». 

«Этот во многом жуткий, а во многом смешной роман Достоевского – очень сложный для сценической композиции. Наверное, самый сложный в моей жизни, – говорит Андрей Прикотенко. – Все линии соединяет фигура Ставрогина, причем здесь вновь, как и с Чичиковым, возникает ситуация, когда окружающие наделяют человека сверхчертами, которыми он вовсе не обладает, и он неосознанно оказывается в центре внимания. Мне интересно рифмовать “Бесов” с “Мертвыми душами”, тем более что у Достоевского есть для этого крючки».




Обращаем внимание зрителей! В романе Федора Достоевского «Бесы» насчитывается 15 убиенных персонажей. Постановщики пытались спасти некоторых из них, и тем не менее в спектакле содержатся сцены насилия и убийства. Некоторые из них при этом сопровождаются громкими звуковыми эффектами.

Зрителей первых рядов просим также извинить нас за то, что частицы «пепла», кружащего по сцене, могут долететь и до них. Они абсолютно безопасны. Таковы нюансы художественного решения, которое, надеемся, произведет на вас впечатление.


Лауреат I Международного Летнего театрального фестиваля в номинации «Спектакль-событие»

Сценография и костюмы

Мороз

Пермский академический Театр-Театр

Ольга Шаишмелашвили в спектакле Мороз

О спектакле


Гастроли проводятся при поддержке Министерства культуры Российской Федерации Федеральным государственным бюджетным учреждением культуры «РОСКОНЦЕРТ».

«Ну вот и всё. Я молчал. Я долго молчал, постукивая пальцами по дверце бардачка. Пальцы пока не замёрзли, в машине ещё витало остаточное тепло от несколько минут назад отключившейся печки. Надо бы надеть перчатки, но я не спешил – словно назло ситуации. Мол, я тебя не боюсь, мороз. Не боюсь и не очень-то и верю в тебя. Это только в кино они – какие-то там они – насмерть замерзают. Это всё чушь и неправда. Так не бывает». К. Стешик «Мороз»

«Мороз» Константина Стешика, одного из самых известных современных белорусских драматургов, – пьеса с простым и страшным сюжетом. Два друга похитили из морга тело третьего, чтобы похоронить его так, как он хотел. Но их машина сломалась, и вот два живых человека и один мёртвый остались посреди снежного нигде, наедине с лютым морозом и сложным выбором – жизнь или долг?

Впрочем, восприятие спектакля «Мороз» режиссера Бориса Мильграма не равно восприятию сюжета пьесы, точнее – оказывается гораздо сложнее, многограннее, поэтичнее самой истории. На сцене не будет привычных персонажей: зрители скорее будут следить за чувствами людей, столкнувшихся с тем, что больше и сильнее человека. Артисты на сцене как будто не проживают в привычном смысле, а исследуют то, что с ними происходит: они звучат и двигаются небытово. Такое режиссёрское решение заставляет зрителей фокусироваться на тексте и прислушиваться к тому, как происходящее отзывается у них внутри – в теле, в мыслях, в чувствах. «Мороз» погружает в непривычные гипнотические ощущения оцепенения и скованности.

Вместе с героями спектакля зрителям предстоит перенестись в особенное, безжизненное, застывшее, ирреальное пространство и задаваться глубокими нравственными вопросами: что такое страх, совесть, долг, смерть?

Готовы ли вы хотя бы на полтора часа быть с самими собой по-настоящему честными?



Обратите внимание: в спектакле используется сценический дым (при наличии аллергии воздержитесь от покупки билетов на 1–3 рядах).

Художник по костюмам

Тартюф

Спектакль Театра Наций на Большой сцене театра «Глобус» / Летний театральный фестиваль / в рамках Всероссийского гастрольно-концертного плана · Жан-Батист Мольер

Ольга Шаишмелашвили в спектакле Тартюф

О спектакле

Режиссер Евгений Писарев предлагает взглянуть на классический комедийный сюжет как на реальную историю. Для своей версии «Тартюфа» Писарев использует новый перевод – с острой, ироничной интонацией и языковой игрой. Действие перенесено во Францию наших дней в особняк большого, но не самого приятного буржуазного семейства. В трактовке Писарева – Тартюф не «мошенник двоедушный», а циник, для которого благочестие и морализаторство – оружие, с помощью которого он хочет отобрать у Оргона все: дом, семью, деньги…

Показы спектакля «Тартюф» Театра Наций состоятся в рамках направления «Ведущие театры» программы «Большие гастроли», организованной ФГБУК «РОСКОНЦЕРТ» согласно Всероссийскому гастрольно-концертному плану Министерства культуры Российской Федерации.

2023

Художник

Мертвые души

По мотивам поэмы Николая Гоголя

Большая сцена Купить билет

Ольга Шаишмелашвили в спектакле Мертвые души

О спектакле


Личность Гоголя и его произведения давно уже обросли мифами и легендами, которые то подтверждаются, то опровергаются исследователями и поклонниками творчества классика. Был ли он ипохондриком? Действительно ли сюжет «Мертвых душ» подарил ему Пушкин, а структурно Гоголь опирался на «Божественную комедию» Данте? Сжег ли автор второй том специально или это трагическая случайность?

А что такое «Мертвые души» для нас? Аферист Чичиков, тройка-Русь, калейдоскоп характеров – все это навязло в наших умах со школьных лет. И имена гоголевских персонажей стали нарицательными: Плюшкин – скупой, Манилов – мечтательный, Коробочка – ограниченная.

Режиссер Андрей Прикотенко и труппа «Красного факела» работают именно с устойчивыми мифами о персонажах. Герои, населяющие этот театральный сюжет, вряд ли будут отвечать хрестоматийным представлениям о них. В безграничном космомире, в звенящей пустоте они несут свою истину, приближаясь к архетипам высшего порядка. Кем же окажется Чичиков среди этих усталых интеллигентов, сибаритов и философов, и куда занесет его птица-тройка?




Обратите внимание: на спектакле «Мертвые души» сцена продлена в зал – зрительские места начинаются с 8 ряда.



  • Наталия Дмитриева: «Андрей Прикотенко поставил метафизическое роуд-муви, где сцена превращается в модель новой галактики — с россыпью звёздных ролей и тёмной материей архетипов <...> «Мёртвые души» — это прежде всего актёрский безупречный ансамбль, бенефис краснофакельской труппы, сумевшей выпрыгнуть из своего физического тела, чтобы дотянуться до новых звёзд» (Ведомости Законодательного Собрания Новосибирской области).

  • Евгения Буторина: «Художник Ольга Шаишмелашвили создала удивительное пространство, в котором отсутствие декораций воспринимается декорацией <...> Здесь в каждом эпизоде столько смыслов, что хочется перебирать, как четки, пересматривать и анализировать. Соотносить с текстом поэмы и современными фильмами, отыскивая те вешки, которые выведут к дороге» (Ревизор.ру).

  • Марина Шабанова: «Невозможно передать всей этой многоголосой поэмы, ни в деталях, ни в общих чертах. Потому что этот спектакль — вселенная, где как в музыкальной табакерке, всё звучит, играет, символизирует, живёт и дышит. Виртуозная игра актёров «Красного факела» сделала этот спектакль по-настоящему незабываемым» (ВК)



Спектакль – участник ХV Международного Рождественского фестиваля искусств (Новосибирск)

Приз зрительских симпатий XXXIV Международного Театрального фестиваля «Балтийский дом» (Санкт-Петербург) 

Лауреат Профессиональной театральной премии-фестиваля «Парадиз» в номинациях: «Лучший спектакль», «Лучшая работа художника», «Лучшая мужская роль» – Андрей Яковлев. Обладатель Спецпремии жюри  «За лучший актерский дуэт» – Елена Жданова и Екатерина Жирова



630099, Новосибирск, ул. Ленина, 19