Я выбираю радоваться
Романтичная Порция в постановке английского режиссёра Яна Виллема Ван ден Боша по пьесе М. Карр «Порция Кохлан», роковая миссис Рейвенскрофт в «Странном ужине инспектора Раффинга», боевая Ида в фарсе Ф. Кроммелинка «Жар и холод, или Идея господина Дома», леди Макдуфф в «Макбете» Шекспира, баронесса Штраль в «Маскараде» Лермонтова, Таня Долматова и Лиза Головкер в спектакле «Довлатов. Анекдоты» – всё это образы, мастерски воплощённые Еленой Ждановой.
Я не из тех, кто говорит «театр ‒ моё призвание». Просто мне повезло. И чем старше я становлюсь, тем больше я об этом думаю. Тридцать лет назад я была на таком перепутье дорог, что легко могла пойти туда, где бесконечно чувствовала бы себя неуспешной. А это ужасно. Ведь для человека успех – одна из базовых потребностей, причём неважно, в каком виде деятельности. Будь это хобби, выращивание помидоров или создание великих произведений. К счастью, моя профессия целиком закрыла эту потребность.
Как человеку тревожному мне сложно даются перемены. В такие моменты я как будто теряю иллюзию контроля над жизнью.
На сцене все ещё сложнее. По-моему, невозможно контролировать то, что тебе не принадлежит, ‒ я говорю о том, что у нас принято называть талантом. Если, допустим, какой-то артист подробно объясняет, как именно ему удается так блистательно играть своих персонажей, то он либо заблуждается, либо врёт: нельзя объяснить то, что тебе неподвластно. Как у Ахматовой, мы не можем знать, из какого сора растут стихи роли. Вот почему один спектакль получается блестящим, а другой терпит фиаско?
Я половину жизни нуждалась в бесконечном подбадривании — это ты сделала хорошо, здесь отлично сыграла, тут замечательно выглядела. Как вдруг поняла: я и сама себе могу сказать, что удалось, а что было не очень. И я начала себе доверять. Вообще, ставя какие-либо цели в жизни, неплохо было бы прежде научиться верить в то, что ты сможешь этого добиться.
В репертуарном театре актёры несвободны. Это не значит, что у нас нет права голоса, но мы зависим от вкуса художественного руководства и предлагаемого материала. С моей стороны было бы неэтично сказать: «Я это играть не буду, это ниже моего достоинства». Ну, если ниже – найди себе другой театр, где ты будешь решать, что играть. Просто каждый должен делать свою работу: руководитель – управлять, а актёр – выполнять поставленные задачи, вкладываться по максимуму, предлагать режиссёру лучшие решения, иногда даже спасать свою роль. Таким образом, через несвободу развивать ментальную гибкость, творчество, чувство команды.
Мы называем это потереть человечка. Когда тебе нужно додумать, дораскрыть своего персонажа. Это очень интересно – создавать и детализировать образ из скупых строчек сценария или пьесы. И чем больше у артиста на сцене задач – тем лучше. Студентам я часто привожу фразу Олега Павловича Табакова: «У артиста задач на сцене должно быть много, желательно по числу извилин».
Театр – дело молодых. Один режиссёр пытался со мной поспорить на эту тему. Однако это за пределами России эйджизм осуждается, а у нас в 40 лет могут и не взять на работу. В театре или кино молодые актрисы начинают играть матерей своих ровесниц. Да, при помощи грима их можно искусственно состарить, но зачем, если есть актриса подходящего возраста? Я со своим тревожным стажем в 30 лет понимаю, что уже даже не мама по нынешним запросам, но ещё и не бабушка. Извините, а что мне играть? (Смеётся.)
В свои 49 лет я сделала удивительное открытие. Оказывается, успех и успешность – это только вопрос социальной коммуникации. Есть такое понятие – архетипы. У любого человека на планете спроси: «Знаешь, кто такой герой или мудрец?» Он скажет: «Знаю». Сейчас появились архетипы нового времени. Например, Мэрилин Монро. Но я обращаюсь мысленно к некому австралийскому аборигену: «Дорогой, абориген, ты знаешь, кто такая Мэрилин Монро?» Он скажет: «Не знаю». ‒ «А ты знаешь, что такое успех или успешность?» Он ответит: «Знаю – это когда я словил большого зверя, или женился на хорошей девушке, или выучил сына ремеслу охотника». Успех — это то, что думают о тебе люди. И зачастую он не имеет никакого отношения к личной самооценке.
Семья – это великая удача для тех, кто её обрёл и сумел сохранить на долгие годы. Сейчас, к сожалению, много разводов. Люди так поспешно и необдуманно соединяются, потому что знают – в любую секунду могут разбежаться. Такая позиция имеет разрушительную силу, из-за которой дети остаются без родителей.
Для меня семья – это крепость, тыл, где человека принимают таким, какой он есть.
Когда у меня родился сын, вместе с ним родилась и любовь. Любовь, о существовании которой я не предполагала, хотя до этого играла любящих женщин и матерей. Но я никогда не могла представить себе это чувство в полной мере. А теперь оно живёт и растёт во мне вместе с моим ребёнком, наполняя меня изнутри.
Женщину делает красивой любовь к жизни. У меня на кухне яркими карандашами раскрашены три буквы «ЯВР», это значит – «Я Выбираю Радоваться». Что бы в жизни ни случилось, у нас всегда есть выбор: печалиться, обижаться и вопрошать «за что?!» или радоваться и размышлять «для чего мне этот опыт?» Я стараюсь рассуждать в каждый момент так: «М-м-м, как интересно! Зачем мне эта ситуация? Чему она научит меня? В чём сделает сильнее?»
В жизни нужно уметь радоваться самым простым вещам. Например, созерцанию природы. На меня сильное впечатление производят горы. Только представьте: вы на короткий миг становитесь частью их величественной и могучей красоты, которая была до вас и останется после вас. Вот такие вещи, мне кажется, делают нас по-настоящему счастливыми, а не те цели и награды, к которым мы мчимся всю жизнь.
Елена Жданова окончила Новосибирское театральное училище в 1993 году, Российскую академию театрального искусства (ГИТИС) – в 2002 году. Работала в Новосибирском драматическом театре «Старый дом», за роли в спектаклях которого – яркие, оригинальные, смелые – была удостоена высокого признания критики и призов различных конкурсов, в том числе профессиональной театральной премии «Парадиз». В 2005 году актриса приглашена в труппу театра «Красный факел», на сцене которого за последующие сезоны сыграла ряд знаковых ролей классического и современного репертуара. Заслуженная артистка Российской Федерации.