Я\МЫ МУРОМСКИЕ

Спектакль «Дело» по второй части трилогии Сухово-Кобылина появился посреди пандемии, воздав должное остроте момента: тут и маски порой надевают, и перчатки, и над Кандид Касторычем подчиненные посмеиваются, окрестив его Ковид Касторычем. Но главной ценностью стала тончайшая выделка актерских работ. Дмитрий Егоров признался, что никогда еще так подробно и несуетно не работал с актёрами, как в этой постановке посреди пандемии. К слову, успех центрального «Дела» подтолкнул руководство театра к обсуждению постановки всей трилогии, так что Дмитрию Егорову придется, видимо, как в кино, где эпизоды снимаются вразнобой, – вернуться потом к началу.

Про свою пьесу автор говорил, что она «не есть поделка литературного ремесла, а есть в полной действительности сущее, из самой реальнейшей жизни с кровью вырванное дело», и называл ее местью чиновничеству, которое ненавидел. Своих действующих лиц Сухово-Кобылин поделил на Начальства, Силы, Подчиненности, Чиновников и Ничтожества. Режиссер Дмитрий Егоров и драматург Светлана Баженова предложили свои сословия: Ничтожества стали Гражданскими, Силы и Начальства – Судебной властью, появились также Полицейская власть, Чиновники и Допрашиваемые, но главное – сохранили это ощущение «из самой реальнейшей жизни».

«Дело» начинается как идеальный спектакль психологического театра, где каждый характер прорисован крупно, ярко, внятно. Весь тот сложный и болезненный расклад сил, который сложился в семье Муромских в первой части истории (впервые вышедшей под названием «Картины прошедшего») захватывает сразу. Жертвенная любовь отца и дочери (Владимир Лемешонок и Анастасия Косенко, в другом составе – Клавдия Качусова), измученная переживаниями Лидочкина тетка (Галина Алехина), скользкий в своей требовательной любви к Лидочке мягкотелый западник Нелькин (Алексей Межов), который «поможет» дорогой ему семье, разразившись постом «Я\Мы Муромские»; действительно преданный Муромскому приказчик Иван Разуваев (Олег Майборода или Денис Казанцев), олицетворяющий народную доброту: последнюю рубашку отдаст, но защитить не сможет и посоветует терпеть до последнего, тем самым подтолкнув к пропасти. Это сюжет Гражданских, которых случайно зацепила и потащила в свои жернова всеядная полицейская машина. Режиссер отвел им место посередине сцены – в центре жизни. Дом Муромских в геометрии сцены, созданной художником Фемистоклом Атмаздасом – островок человечности, мост над пропастью.

Гораздо шире – с перехлестом в зал и провалом там, за «горизонтом», за задником сцены – раскинулось «море» государства, где обитает Чиновничество, Судебная и Полицейская власть, а в театральную игру начинает проникать гротеск. Чиновничество – все эти безликие Медузы Душенькины и прочие Позвизды Блудовичи – изнывает под кипами бумаг и развлекается ядовитым трепом в WhatsApp, периодически попадая впросак, когда та или иная шуточка по ошибке улетает в соседний чат и какой-нибудь начальник (в данном случае «Ковид Касторыч» Дениса Ганина) читает про себя нелицеприятное. Тузы покрупнее, из судейских, сочиняют схемы сравнительно честного выкачивания взяток из населения, всегда готовые перехватить инициативу друг у друга.

Самый захватывающий процесс происходит на авансцене, где, собственно, и зарождается, разрастаясь метастазами, питаясь подлостью, жадностью, тупостью и невежеством разнообразного офисного и полицейского «планктона» пресловутое «дело». Его куют, не проронив почти ни слова, одними взглядами, два «кузнеца»-гипнотизера: следователь Псой Швец (Павел Поляков) да его помощник Аполлон Гусь (Александр Поляков). Переглядываются через очередного допрашиваемого, понимая друг друга без слов, на ходу «сканируя» клиента и решая, как с ним быть, – одному пакет на голову надеть, другому водки налить, для третьего изобразить понимание, поднажать на больную мозоль. Расколются все! Ведомые «правильными» вопросами, а чаще даже выразительным молчанием следователей, дадут нужные ответы, изольют душу, изваляют в грязи ближнего своего. Каждый допрос – отдельный концертный номер. Двум полицаям остается только выбросить лишнее, склеить нужное, и состряпать то самое письмо злополучного Кречинского (Михаил Селезнев), которое подденет на крючок солидного чадолюбивого помещика Петра Муромского, разведет его на дачу взятки, а за этим – разорение, смерть, бесчестие. Вставные интермедии с допросами точно пускают время вспять: к концу спектакля становится понятно, как появилось письмо Кречинского – с пакетом на голове, со связанными руками он может только бессильно хохотать над тем, как ловко высосано и раздуто дело о бесчестье Лидочки Муромской, в котором он обречен сыграть позорную роль наживки.

Главный конфликт «Дела» – трагическая встреча несовершенной, слабой, не умеющей держать удар и просчитывать на шаг вперед живой жизни и беспроигрышной мертвечины государственной машины, в которой все работает как в часах: от охранников до Весьма Важных Лиц. Эта машина держится на огромной армии держиморд в балаклавах, приводится в движение нешуточной борьбой за естественный отбор изобретательными тарелкиными и варравиными и венчается огромной ложью: в спектакле под арест Муромского быстро подверстывается репортаж о борьбе с коррупцией, с которой нещадно «борется» Князь (Сергей Новиков), заскочивший в полицейский участок со своей съёмочной группой.

В этом «Деле» трагедия вырастает не из духа музыки (не заслужили!), а из гротеска, сарказма, стеба, почти лобовой копии нынешних новостей, из властного шансона (интриган Максим Кузьмич Варравин – натура художественная, песни любит), из духоты и мерзости. Продвигаясь в своем падении (зная свою правоту, решил откупиться), борясь, как умеет, за любимую дочь, Петр Муромский Владимира Лемешонка обретает и достоинство, и гордость, и силу духа (в обмен на физические силы), чтобы противостоять бездушной полицейской машине. Он идет против нее напролом – чем больше нарастает дрожь в руках, тем сильнее крепнет голос, тем яснее предчувствие – не победить, не справиться, тем явственнее упоение короткой, но полной свободой. Оболганный, обворованный, лишенный былых заслуг, закованный в наручники, упакованный в маску, точно лишенный права на последний глоток воздуха, Муромский умирает в застенках, пополнив печальную статистику жертв полицейского беспредела. И не успев догадаться, что судьба явила ему последнюю милость – о том, как «освидетельствуют» его дочь он уже не узнает. Режиссер же не щадит ни актрису, ни зрителей страшной сценой «освидетельствования»: дрожа всем телом, лишенная одежды, под взглядом «свиных рыл», Лидочка Муромская бредет к гинекологическому креслу.

Ольга Фукс , Блог журнала «ТЕАТР», 03 июня 2021

Другие публикации

День театра в Новосибирске: Полуночный актерский марафон, выставка, премьеры и экскурсии

Новосибирские театры готовятся отметить профессиональный праздник. В честь Всемирного дня театра драматические и музыкальные труппы города запустят проекты, которые позволят разделить ежегодное событие не только с коллегами, но и со зрителями — ценителями, любителями и знатоками сценического искусства. В афишах заявлены премьеры спектаклей, актерские марафоны, квизы, концерты, экскурсии по закулисью и исторические выставки.

Юлия Щеткова, Новая Сибирь online

Что за прелесть эти сплетни

Петербургский режиссер Роман Кочержевский показал, что природа человека со времен английского классика комедии нравов Ричарда Шеридана не изменилась.

Яна Колесинская, Инфопро54

Пермский Театр-Театр сыграет в Новосибирске школьный мюзикл, драму по классике и почти античную трагедию

В Новосибирск в рамках межрегионального направления федеральной программы «Большие гастроли» приезжает один из самых известных региональных театров. С 1 по 6 апреля на сцене «Красного факела» представит свои спектакли Пермский академический Театр-Театр. Хорошо знакомый сибирской публике коллектив сыграет young adult мюзикл «Удачи, Марк!», драму самоидентификации по роману Ивана Тургенева «Отцы/Дети» и сложноустроенный трагический спектакль по пьесе белорусского драматурга Константина Стешика «Мороз».

Юлия Щеткова, Новая Сибирь online

«Школа злословия» в театре «Красный факел»: прыжок в глубину веков и человеческих пороков

Вывести на сцену в XXI веке комедию нравов «Школа злословия», написанную и поставленную в 1777 году британским драматургом Ричардом Бринсли Шериданом, было вызовом, сродни прыжку в пропасть с тарзанки: сложно, рискованно, но интересно.

Ольга Рахманчук, Культура Новосибирска

630099, Новосибирск, ул. Ленина, 19