В новосибирском театре «Красный факел» открывают «Школу злословия»
С комедией Ричарда Бринсли Шеридана случилась типичная репертуарная история. Ещё в прошлом году нам пришлось бы констатировать, что эту пьесу на нашей сцене ставят редко, а, пожалуй, единственная заметная современная постановка – спектакль Владимира Бейлиса, годами не сходивший со сцены МХАТа им. М. Горького. Однако за три недели до премьеры в «Красном факеле» свою версию «Школы злословия» представил санкт-петербургский Театр Комедии им. Н. П. Акимова (режиссёр – Татьяна Казакова). Тенденция это или совпадение, покажет время.
Постановку в «Красном факеле» готовит Роман Кочержевский, известный прежде всего своими работами в Театре им. Ленсовета. Классической трактовки от него ждать не приходится: визуально обстановка будет приближена к современности (но не перенесена в наши дни), а классический перевод Михаила Лозинского прозвучит в адаптированном виде, избавленном от архаизмов и многословия – последним Шеридана, к слову, попрекали ещё современники.
Рассуждая о грядущей премьере, режиссёр даёт понять, что занимает его не столько сатира на светское общество, сколько возможность исследовать внутренний мир интриганов, «уязвлённых ядовитых жалом клеветы». «Когда-то они пели в детском хоре, – говорит Роман Кочержевский. – Их голоса звучали чисто, искренне, как само детство, – без фальши, без злобы. Они были друзьями, их связывали мечты и смех. Но время беспощадно. Сегодня, как говорит один из персонажей пьес, “мы живём в эпоху вырождения” – лживых улыбок, отравленных слов, нескончаемых сплетен и предательства. Что случилось с этими детьми? Почему вместо песен в их голосах теперь звучит ядовитый шёпот? Эта сказка о том, как взрослый мир стирает чистоту души, превращая искренность в оружие. Это сказка о том, как прошлое неизбежно сталкивается с настоящим, заставляя каждого сделать выбор: присоединиться к шумному хору лжи или попытаться сохранить свою подлинность». По признанию режиссёра, в тексте пьесы явных предпосылок к такому прочтению нет – однако выявить этот «второй план» оказалось по-настоящему увлекательной задачей.
Метафора хора в приведённой выше цитате не случайна. Ключевую роль в музыкальном решении спектакля играет английская хоровая музыка (от хоралов до строевых песен). Исполняться она будет вживую, силами актёров «Красного факела». Будет и оригинальный саундтрек, который пишет мультиинструменталист Олег Гудачёв (на его музыку, в частности, поставлен танцевальный спектакль Ксении Михеевой «Место, которого ещё не было»). Остальные участники команды – художник Анвар Гумаров, художник по костюмам Елена Жукова, художник по свету Константин Бинкин и видеохудожник Игорь Домашкевич.
Главную интриганку «Школы злословия», леди Снируэл, играет Елена Жданова; противоборствующую ей леди Тизл – Екатерина Жирова. Также в этой густонаселённой постановке заняты Владимир Лемешонок, Андрей Черных, Екатерина Макарова, Андрей Яковлев, Александр Поляков, Виктория Левченко, Никита Воробьёв, Олег Майборода, Артём Малиновский, Михаил Селезнёв, Сергей Новиков, Александр Жуликов, Денис Казанцев, Татьяна Классина, Егор Овечкин, Ростислав Самусев, Денис Франк, Игорь Тюваев, Вадим Гусельников, Елена Дриневская, Дарья Емельянова, Татьяна Лукасевич, Карина Овечкина, Анастасия Плешкань и Владислава Франк.