В новосибирском «Красном факеле» поставили спектакль про абсолютное зло

К произведению Николая Лескова, постановки и экранизации которого видели многие российские и зарубежные сцены и кинотеатры, новосибирский театр обратился впервые. И, по задумке драматурга Семена Саксеева и режиссера Петра Шерешевского, домом главной героини Катерины Измайловой стал не купеческий особняк XIX века, а сегодняшняя «панелька» в одном из районов Новосибирска.

По сценической версии Петра Шерешевского, Катерина (роль исполнила Юлия Новикова) выросла в провинциальных кварталах кузбасского Прокопьевска — в Прокопе, как называет родной город героиня. И благодаря состоятельному мужу Зиновию Борисовичу (Олег Майборода) переехала в город-миллионник.

Правда, вокруг мало что изменилось — те же «панельки», те же серые пейзажи. И сама Катерина Львовна не стремится меняться — покуривает и попивает пиво с приятельницей на детской площадке. И ей просто скучно. Пока в ее жизни не появляется любовь, страстное влечение к Сергею (Денис Ганин), который готов ее «без устали на руках носить и в уста сахарные целовать». И готова теперь Катерина Львовна за Сергея «в огонь, в воду, в темницу и на крест».

В современной версии мужчина в самом расцвете сил и формы работает то ли продавцом, то ли разнорабочим в небольшом магазине у дома, владельцем которого является Зиновий Борисович.

— Лесков очень хитро переплетает этакую сказовость, сказочность языка, которым он ведет рассказ, с абсолютно холодным злом, расчетливостью и полным отсутствием моральных ориентиров у героев этой истории, — рассказывает режиссер Петр Шерешевский. — От этого все еще страшнее в этой сказочке.

Перенося историю в сегодняшний день, мы хотели сохранить этакую блестящую конфетную обертку. А внутри на контрасте еще выпуклее банальное, безэмоциональное зло. Вообще мы рассказываем о банальности зла, о том, что в сегодняшнем мире убивают так же просто и обыденно, как зубы чистят. И это может происходить рядом, за стенкой, почти у нас на глазах, а мы и не замечаем. Или не хотим замечать. Нам проще прикрыть глаза, чтобы не брать на себя моральную ответственность.

Режиссер убежден: леди Макбет — абсолютное зло, и никакая любовь не может это оправдать. С ним соглашается исполнительница ведущей роли Юлия Новикова, которой ранее уже приходилось играть леди Макбет в другом театре. И тогда ее героиня была более любящей, страстной.

— Тогда были другие эмоции. Сейчас четкое ощущение: любовь ничего и никого не оправдывает. Нельзя убивать людей даже из-за любви, — говорит актриса. — Мотивация поступков Катерины Измайловой исходит из желания остаться в живых, в собственной квартире и с любимым мужчиной, который дал ей почувствовать страсть, возможность быть любимой. Сергей открыл ей новый мир, ради которого она готова на все.

Когда известный литературный сюжет перенесли в наши многоэтажные дома, стало еще страшнее — за стенкой может происходить все что угодно, такие люди, как Катерина и Сергей, могут быть рядом с нами.

Актер Денис Ганин считает своего героя морально слабее любимой женщины, он идет по ее пятам.

— Сергей понимает, что они с Катериной начали свой путь и нет дороги назад. Если они остановятся, их разоблачат, и оба отправятся в тюрьму. Ступив на этот страшный путь, они не могут остановиться. Но в данном случае зло пожирает само себя, - рассказывает Денис Ганин.
Наталья Решетникова, Журнал «Родина»

Другие публикации

Одиссей: путь к себе

Новый сезон театр "Красный факел" начал с "Одиссеи". Режиссер Марк Букин, известный новосибирским зрителям яркой интерпретацией "Ромео и Джульетты", поставил спектакль по мотивам поэмы Гомера. Постановочная группа: композитор Евгения Терехин, художник Евгений Терехов, художник по костюмам Анастасия Терехова, художник по свету Евгений Козин, стихи Натальи Макуни, саунд-дизайнер, медиахудожник Андрей Платонов.

Евгения Буторина, Ревизор.ru

Театральный разговор как точка соприкосновения

Новосибирский «Красный факел» запустил новый социальный театральный проект «Разговоры о важном» в театре «Красный факел», ориентированный прежде всего на подростковую аудиторию. Формат проверенный и простой: юные зрители смотрят спектакли и обсуждают увиденное вместе с участниками постановки. При этом диалог двигает не только желание поделиться впечатлениями, но и возможность найти ответы на вечные вопросы, без которых невозможно обойтись, когда ты взрослеешь и отправляешься на поиски себя и своего места в этом большом мире.

Марина Вержбицкая, Новая Сибирь online

Культурный и познавательный туризм в приоритете гостей и жителей Новосибирской области

В Новосибирской области функционирует более 119 музеев и 32 театра, которые принимают туристов из разных регионов страны. В 2025 году наибольшей популярностью среди посетителей пользовались Новосибирский государственный академический театр оперы и балета, театры «Глобус» и «Красный факел», а также Новосибирский государственный краеведческий и художественный музеи.

Александра Моисеева, Сиб.фм

Премьеры декабря: Динамичные мюзиклы против абсурда и драмы человеческой души

Театры Новосибирска долистывают календарь и спешат к зрителям с премьерами спектаклей, которые зафиналят театральные впечатления в уходящем году. И отнюдь не все стремятся погрузить концепцию новых постановок в атмосферу зимних праздников. Публику ждет большой жанровый разбег: молодежный мюзикл, поэтический байопик, классика советского абсурда, чеховская драма и сказка на все времена.

Юлия Щеткова, Новая Сибирь online

630099, Новосибирск, ул. Ленина, 19