«Три сестры» — Антон Чехов

Пьесу Антона Чехова «Три сестры» ставили в «Красном факеле» трижды. И каждый раз постановщиками спектаклей были художественные лидеры труппы. И всякий раз семья Прозоровых являлась зрителю в юбилейный для театра год.

«Три сестры» (1960 год), режиссер Вера Редлих

Впервые в 1960 году к «Трем сестрам» обратилась легендарная Вера Редлих. Постановка, хоть и не стала новым словом в режиссуре чеховских спектаклей (ранее Вера Павловна выпустила имевших большой успех «Дядю Ваню» и «Чайку»), однако заняла достойное место в освоении краснофакельцами наследия великого драматурга. 

На репетициях царила атмосфера влюбленности в пьесу, в Чехова. Вера Павловна была очень хорошо подготовлена к постановке (совсем недавно режиссер вернулась из Чехословакии, где поставила тех же «Трех сестер» в Городском театре Колина). Артисты прослушивали запись знаменитого мхатовского спектакля и песни тех времен, смотрели репродукции картин… Все более явственно вырисовывался добротный облик будущего спектакля с тонкими психологическими переходами, сменой настроений и ритмов действия. Но отзывы критиков на премьеру были более чем сдержанными. Рецензенты отмечали, что спектакль не будоражит мысль. Виной всему казалась, увы, совсем не остросовременная концепция, которая смыслово восходила к «Трем сестрам» Владимира Немировича-Данченко 1940 года, но на старте 1960-х воспринимавшаяся анахронизмом. 

Эти «Три сестры» вошли в историю «Красного факела» не только как последний спектакль, поставленный Верой Редлих в Новосибирске, но и тем, что одну из первых своих ролей в нем сыграла еще одна легенда — Анна Покидченко. Именно в ней режиссер увидела Машу Прозорову. «Это самый интеллигентный, самый трудный характер гениальной пьесы. Чехов говорил, она же не плачет, она усмехается, а сестры — “злая ты, Машка”. Да, злая, нестерпимо ощущать свою зря погубленную жизнь и запоздалую любовь. Все это поняла Покидченко и с горьким юмором мужественной, не сентиментальной души раскрыла в чеховском образе», — вспоминала позднее Вера Редлих в своей книге.

«Три сестры» (2000 год), режиссер Олег Рыбкин

В следующий раз «Три сестры» вернулись на сцену «Красного факела» в 2000 году. В интерпретации режиссера Олега Рыбкина это был неожиданный, авангардный, эстетский спектакль, преодолевший традицию и запомнившийся своей парадоксальностью. Речь героев была далека от эталонно-традиционно мхатовской традиции, а жизнь скорее представляла собой «болезнь небытия» — холодного самолюбования и духовного угасания трех сестер — Ирины (Виктория Левченко), Маши (Лидия Байрашевская) и Ольги (Татьяна Классина).

Центральный образ сценографии, сочиненной Ильей Кутяниским, — недостроенный или брошенный дом. Неуютный и необжитый, он зиял темным дырами незастекленных окон и, точно кричал, о своих обитателях, в которых было мало любви, сострадания и света.

Исследователь творчества Чехова Елена Стрельцова писала: «Не сделав в тексте “Трех сестер” ни одной купюры, Рыбкин кардинально изменил финал. Милый доктор Иван Романович, с которым многие режиссеры вообще не понимают, что происходит, —протагонист спектакля. Его фразой “Всё равно” заканчивается история дома Прозоровых. Чебутыкин (В. Бирюков) вместил в себя чеховских докторов даже из прозы. Он — трезвый диагност, выразитель сверхидеи спектакля. Почему — всё равно? Потому что — надежды нет».

«Три сестры» стали третьим за четыре года спектаклем театра «Красный факел», выдвинутым на национальную премию «Золотая Маска».

«Три сестры» (2015 год)

Не менее эффектной в плане профессионального успеха стала и следующая постановка «Трех сестер». Спектакль вышел в 2015 году, а подготовка к нему началась за полтора года до назначенной премьеры. Дело в том, что актерам предстояло выучить жестовый язык, который используют для общения люди с ограничениями по слуху. Весь спектакль — 4 действия, соответствующие оригиналу, — шел именно на жестовом языке, а чеховский текст можно было видеть на субтитрах.   

Новые «Три сестры» произвели настоящий фурор. Критики единым фронтом отмечали, что этот спектакль достоин войти в театральные энциклопедии. Его гастрольная жизнь включала множество городов по всему миру, в том числе трехнедельный тур во Франции. И абсолютно везде новосибирскую постановку ждал оглушительный успех.

«Удивительно, насколько чеховскими и в то же время сегодняшними по своей психофизике, по своим реакциям и манерам выглядят здесь герои. Становится очевидным, что это история про нас — про обычных, неплохих в общем-то людей, у которых жизнь почему-то не задалась», — подчеркивала критик Марина Шимадина.

Экспертный совет премии «Золотая Маска» выдвинул «Трех сестер» в пяти номинациях, однако индивидуальная награда не досталась никому. Жюри присудило спецприз «За актерский ансамбль». И это стало настоящей победой спектакля и театра.

Другие публикации

День театра в Новосибирске: Полуночный актерский марафон, выставка, премьеры и экскурсии

Новосибирские театры готовятся отметить профессиональный праздник. В честь Всемирного дня театра драматические и музыкальные труппы города запустят проекты, которые позволят разделить ежегодное событие не только с коллегами, но и со зрителями — ценителями, любителями и знатоками сценического искусства. В афишах заявлены премьеры спектаклей, актерские марафоны, квизы, концерты, экскурсии по закулисью и исторические выставки.

Юлия Щеткова, Новая Сибирь online

Что за прелесть эти сплетни

Петербургский режиссер Роман Кочержевский показал, что природа человека со времен английского классика комедии нравов Ричарда Шеридана не изменилась.

Яна Колесинская, Инфопро54

Пермский Театр-Театр сыграет в Новосибирске школьный мюзикл, драму по классике и почти античную трагедию

В Новосибирск в рамках межрегионального направления федеральной программы «Большие гастроли» приезжает один из самых известных региональных театров. С 1 по 6 апреля на сцене «Красного факела» представит свои спектакли Пермский академический Театр-Театр. Хорошо знакомый сибирской публике коллектив сыграет young adult мюзикл «Удачи, Марк!», драму самоидентификации по роману Ивана Тургенева «Отцы/Дети» и сложноустроенный трагический спектакль по пьесе белорусского драматурга Константина Стешика «Мороз».

Юлия Щеткова, Новая Сибирь online

«Школа злословия» в театре «Красный факел»: прыжок в глубину веков и человеческих пороков

Вывести на сцену в XXI веке комедию нравов «Школа злословия», написанную и поставленную в 1777 году британским драматургом Ричардом Бринсли Шериданом, было вызовом, сродни прыжку в пропасть с тарзанки: сложно, рискованно, но интересно.

Ольга Рахманчук, Культура Новосибирска

630099, Новосибирск, ул. Ленина, 19