«Свет» фестивального кино: Москва ‒ Новосибирск ‒ Выборг

Оргкомитет XXXI Фестиваля российского кино «Выборг-2023» опубликовал список фильмов конкурсной программы. В секции игрового (полнометражного) кино будет представлена мелодрама «Свет», в которой снялись звезды новосибирской театральной сцены. Актрисы «Красного факела» ‒ Галина Алехина, Елена Жданова и Ирина Кривонос ‒ дополнили ансамбль столичных киноартистов. Режиссером и автором сценария фильма стал Антон Коломеец, чья актерская карьера десять лет назад тоже была связана с главной драматической площадкой столицы Сибири.

Фестиваль в Выборге — старейший национальный кинофестиваль в России, появившийся на арт-карте страны в 1993 году. Широкой публике он стал известен как «Окно в Европу», однако нынешним летом во избежание провокаций и споров изменил название в пользу собственного топонима. Конкурс-смотр проводится ежегодно в начале августа и позиционируется событием, нацеленным на культурный диалог, демонстрацию самых свежих отечественных кинолент и открытие новых талантливых имён, которые определят будущее российского кино.

«Выборг» включает в себя три конкурсные программы — игровую, документальную и анимационную, предлагая, как видят устроители. исчерпывающий срез российского кино. При этом картины, принимавшие участие в других российских фестивалях, выходившие на телевидении или опубликованные в сети Интернет, к рассмотрению не принимаются. Зрителей ждут одни премьеры, «дружелюбная атмосфера и прихотливое содержание».

В этом году за семь дней работы фестиваля зрители увидят более 80 кинолент, снятых как талантливыми новичками, так и известными кинематографистами. В основном конкурсе фестиваля будет представлено одиннадцать названий, в том числе четыре дебютных ленты. Со своими новыми работами в Выборг приедут Оксана Бычкова, чьи картины «Питер FM» и «Плюс один» в свое время были триумфаторами фестиваля, Павел Мирзоев, представляющий экранизацию киноповести Александра Володина, признанные мастера сериалов Юрий Мороз и Стас Иванов, писатель и режиссер Роман Михайлов, молодой якутский режиссер Никандр Федоров.

Антона Коломейца называют одним из главных современных исследователей женских судеб в российском кинематографе. Его биография ловко связала актерскую карьеру в Новосибирске (Новосибирское театральное училище и пять лет в труппе «Красного факела») и погружение в кинорежиссуру в Москве (режиссёрский факультет ВГИКа, мастерская Владимира Хотиненко). В Выборге Антон выведет на большой экран мелодраму «Свет» ‒ свою вторую полнометражную киноленту. Помимо новинки фильмография режиссера насчитывает три коротких метра, сценарный опыт работы в сериале «Чики» и полнометражный дебют ‒ драму «Ваш репетитор», начинавшую свой путь к зрителю также в программе одного из российских киноконкурсов.

Фестивальный старт для отечественного авторского кино ‒ хорошее подспорье. В широкий прокат некоммерческие фильмы попадают крайне редко, а, прогремев на фестивале, привлекают к себе внимание.

Как отмечает дирекция фестиваля «Выборг», в конкурсной программе этого года много интересных и запоминающихся актерских работ и вообще фильмов, делающих ставку на актеров. Главную роль в мелодраме «Свет» исполнила Елена Яковлева. Народная артистка России играет сотрудницу социальной службы, которая накануне своего шестидесятилетия выходит «на рандеву с собственным прошлым, чтобы переосмыслить и изменить свою жизнь». События развиваются в двух параллельных пространственно-временных плоскостях — в годы молодости главной героини (1970-е) и в наши дни. А список ролей второго плана украшают имена ведущих новосибирских актрис.

Триумвират звезд «Красного факела» на съемочной площадке «Света» ‒ народная артистка России Галина Алехина, заслуженная артистка Елена Жданова и прекрасная Ирина Кривонос ‒ счастливая случайность и вместе с тем судьбоносное решение, утверждает режиссер картины Антон Коломеец.

«На первоначальном этапе работы, во время подготовительного периода, мы планировали провести часть съемок в Новосибирске, поэтому местные ребята помогали нам искать локации и проводили кастинг на второстепенные роли, — рассказывает кинорежиссер. — Подходящих мест для съемок мы не нашли. А, когда просчитали, поняли, что это будет очень трудная и дорогостоящая идея. Но кастинг мы уже сделали. Лена Жданова прошла зум-пробы. Я хотел ее на роль мамы главной героини. И продюсер согласилась с моим решением. Галина Александровна Алехина была моим мастером в Новосибирском театральном училище и коллегой в “Красном факеле”. Пробы она прошла в Москве, когда приезжала на “Золотую Маску”. Выучила текст. Мы нашли ей партнера, все сняли. Продюсер увидела запись и сказала, что у Галины Александровны получилась идеальная героиня ‒ надо брать. С Ирой Кривонос мы дружим со времен моей работы в театре. Она мне всегда ужасно нравилась. Мы были партнерами в спектакле, где приходилось танцевать в стрингах…Сцены с ней я планировал снимать в “Красном факеле”. Из-за того, что мы отказались от Новосибирска, все сместилось, но это было мое режиссерское желание, моя режиссерская “хотелка”, и продюсер вновь поддержала меня».

Антон Коломеец подчеркивает, что в «Свете» у него была «волшебная группа и офигенный актерский ансамбль». При этом друзей он снимает в своих фильмах только тогда, когда они отлично подходят на роль: «Я не занимаюсь на съемочной площадке кумовством. Просто со своими работать приятно, это раз. Во-вторых, если твой друг очень талантливый артист, то классно снимать кино и разделять это чувство. А еще мы с друзьями говорим на одном творческом языке, поэтому вместе работать намного легче».

Закрытие и вручение наград фестиваля российского кино пройдет по традиции в стенах Выборгского замка 10 августа. Увидеть фильм «Свет» вне фестивального контекста можно будет на одной из цифровых кино-платформ, однако не раньше, чем лента будет представлена профессионалам киноиндустрии.

Юлия Щеткова, Новая Сибирь online

Другие публикации

В «Красном факеле» состоялась премьера «Дяди Вани» без штампов

В театре «Красный факел» представили новую постановку «Дяди Вани», которую поставил художественный руководитель Андрей Прикотенко. Режиссер стремился очистить легендарную пьесу Чехова от привычных штампов, чтобы зрители увидели ее в новом свете. Этот спектакль завершает трилогию по русской классике, над которой режиссер работал несколько лет.

Алексей Кудинов, ОТС

Ради «Дяди Вани» актеры «Красного факела» освоили скрипку и кларнет

Новосибирский театр «Красный факел» представил премьеру по пьесе Чехова «Дядя Ваня». Она стала завершающим элементом масштабной трилогии по классическим произведениям русской прозы 19-го века. Напомним, режиссёр Андрей Прикотенко уже поставил спектакли по «Мёртвым душам» Гоголя и «Бесам» Достоевского.

Новосибирские новости

Андрей Прикотенко вдохнул душу в дядю Ваню, в «Красном факеле»

Я убежден, что текст пьесы это не партитура симфонии Малера, где перестановка двух-трех нот неминуемое обернется катастрофой. Текст пьесы это руководство к действию, отправная точка большого волшебного путешествия. Особенно сейчас, на рубеже первых двух четвертей XXI столетия. Чтобы не говорили адепты традиционных постановок, увенчанные стереотипами, играть Чехова со звериной серьезностью, с картой Африки на стене, с надрывами в избах и гостиных сейчас невозможно. Но и окунаться с головой в откровенный постмодернизм со всеми этими успевшими поднадоесть приблудами в виде экранов и проекций тоже не хотелось бы.

Сергей Тиханов, Культвитамин

630099, Новосибирск, ул. Ленина, 19