Солнце «Одиссеи» взойдет на сцене «Красного факела»

Театр «Красный факел» готовится к первой премьере сезона и заходит, что называется, с козырей: впервые в истории «Сибирского МХАТа» в репертуаре появится спектакль по мотивам поэмы Гомера. «Одиссею» поставит пермский режиссер Марк Букин, взорвавший в позапрошлом сезоне поклонников музыкального жанра трагедией «Ромео и Джульетта». На этот раз команде предстоит погрузиться в пучину античных страстей и создать на сцене эпическое полотно, рожденное из древних мифов, вечных истин и предопределенности человеческой судьбы.

Марк Букин — один из тех молодых российских режиссеров, который стал работать с классикой еще до того, как к хрестоматии вынуждены были обратиться все. Что для иных неволя, для него — самая настоящая охота. Недаром в портфолио режиссера спектакли по Пушкину, Чехову, Достоевскому и Тургеневу. Впрочем, не все так просто. Отматывая века назад, Букин всегда апеллирует к современности и разворачивает произведение к сегодняшнему дню таким образом, чтобы в фокусе оказывался живой человек, а не тень далекого прошлого. Человек, попавший в доведенные до предела обстоятельства или застрявший в вывихнутом времени, но требующий пристального внимания, изучения. Через него режиссер исследует человеческую природу и, конечно, познает себя/нас.

А еще Марк любит большую сцену. Его индивидуальный темперамент, мятущаяся психофизика зачастую не позволяет быть тихим режиссером, работать на полушепоте в камерном пространстве и чувствовать комфорт. Он не мастер мелкой моторики и вышивания тонкими стежками по полотну. Он высекает молнией из камня и, кажется, убежден, что смелость и дерзость превратят любую гору в песок. А если не так, то можно, точно циклоп Полифем, бросать огромные камни в морскую пучину и поднимать, поднимать, поднимать волну.

Режиссеру Букину и целого мира мало: полюбить — так королеву, проиграть — так миллион! В сценическом смысле он жаден. Никаких по чуть-чуть: чтобы громко выкрикнуть свое высказывание, ему нужно пуды любви, тонны страстей, легионы смертей и тьма несбывшихся надежд.

Он хочется не просто взять, как крепость, один отдельный театр, но сразу захватить и подчинить себе всю вселенную. Он любит масштаб, размах, широкий жест, глобальность, многолюдность. Всеподчиняющая театральность. Перпетуум-мобиле на всех парусах. Выкрученная до предела громкость. Сильное дыхание, от которого темнеет в глазах и стучит в висках. Вздернутая на рею психики эмоция. Сгусток энергии, запросто способный подпитать пару-тройку Готэм-Сити и как минимум один Диснейленд. Поэтому ничего удивительного в том, что среди тысячи тысяч текстов для «Красного факела», труппа которого может всё и даже немного больше, выбор оказался за «Одиссеей», новосибирской сценой не тронутой за век с лишком.

Среди многочисленных произведений древности, дошедших до наших дней, ни одно не оказало столь сильного воздействия на дальнейшее развитие общечеловеческой культуры, как «Илиада» и «Одиссея». «Библия греков», положенная в колыбель европейской цивилизации, продолжает указывать путь. Слепой пророк Гомер «каждому человеку, независимо от его возраста, дает ровно столько, сколько он в состоянии взять». Берет не каждый.

«Для меня «Одиссея» — матерь всех трагедий, — рассказывает режиссер спектакля Марк Букин. — Ведь что такое трагедия? Трагедия неизбежна, трагедия неотвратима, непреодолима, трагедия всегда ставит перед нами глобальные неразрешимые вопросы. Герои трагедии преодолевают неразрешимые обстоятельства, пытаются изменить свою судьбу, они пытаются победить предначертанное. И для меня первый трагический литературный герой — это, конечно же, Одиссей, ведь у Гомера не просто история о возвращении домой. Одиссей — сложный, противоречивый, многоплановый герой, который пытается переосмыслить себя, свой путь и найти свое место в мире. Одиссей становится перед экзистенциальной проблемой. Он пытается понять, в чьих руках его судьба? Всё ли находится во власти богов, или же человек сам вершит свою судьбу. Одиссей очень близок к нам. Одиссей задает вечные неразрешимые вопросы, которые актуальны всегда и во все времена. Это история про путешествие к себе, во внутрь себя, про попытку заглянуть в самые потаенные уголки своей души. Поэтому: «Муза, скажи мне о том многоопытном муже, который, Странствуя долго со дня, как святой Илион им разрушен, Многих людей города посетил и обычаи видел».

Вселенная Гомера — это удивительный и жестокий мир, которым правят боги, и каждый норовит перещеголять другого в изощренной изобретательности. Оракулы здесь лихо предсказывают будущее, чудовища не ведают пощады, герои проводят дни в сражениях и испытаниях, а люди, путаясь в желаниях и амбициях, играют роль в пьесе, написанной неумолимым роком. Самые смелые пытаются заглянуть внутрь себя. Но дорога к себе — слишком сложное предприятие, особенно если ты царь Итаки и возвращаешься домой из долгого Троянского похода, нажив могущественных врагов на небе, на земле и на море.

Хитроумный и богоравный Одиссей выжил в Троянской войне, спасся из шторма, перехитрил циклопа, вырвался из объятий волшебницы Цирцеи и нимфы Калипсо, избежал плена сирен, прошел между Сциллой и Харибдой, побывал в царстве мертвых — и остался невредим. И все же Одиссей не титан и не бог. Он — человек. Тело его в шрамах, но все еще полно сил, а вот израненной души не видит никто, и никто не в силах разделить тревожащие его кровавые воспоминания, из-за которых он не может спать по ночам.

В три часа сценического действа укладывается семь тысяч дней и мириады километров. 20 лет ждет своего супруга Пенелопа. 20 лет Телемах растет без отца. 20 лет Одиссей делает всё, чтобы вернуться домой — в мир и покой. Но его Итака остается недостижимой мечтой. «Боги не хотят, чтобы ты вернулся. Судьбе не угодно, чтобы ты вернулся. Но ты вернешься», — слышит в прорицании Одиссей. Однако эпос не может закончиться идиллией. И борьба с непрошеной ролью, которой человека наделили боги, не завершена. Бесконечная одиссея в поисках своего предназначения продолжается. А станет ли краснофакельский спектакль не просто испытанием, но эпоптеей для команды Марка Букина, зрители узнают 15 и 16 ноября.
Юлия Щеткова, Новая Сибирь online

Другие публикации

Одиссей: путь к себе

Новый сезон театр "Красный факел" начал с "Одиссеи". Режиссер Марк Букин, известный новосибирским зрителям яркой интерпретацией "Ромео и Джульетты", поставил спектакль по мотивам поэмы Гомера. Постановочная группа: композитор Евгения Терехин, художник Евгений Терехов, художник по костюмам Анастасия Терехова, художник по свету Евгений Козин, стихи Натальи Макуни, саунд-дизайнер, медиахудожник Андрей Платонов.

Евгения Буторина, Ревизор.ru

Театральный разговор как точка соприкосновения

Новосибирский «Красный факел» запустил новый социальный театральный проект «Разговоры о важном» в театре «Красный факел», ориентированный прежде всего на подростковую аудиторию. Формат проверенный и простой: юные зрители смотрят спектакли и обсуждают увиденное вместе с участниками постановки. При этом диалог двигает не только желание поделиться впечатлениями, но и возможность найти ответы на вечные вопросы, без которых невозможно обойтись, когда ты взрослеешь и отправляешься на поиски себя и своего места в этом большом мире.

Марина Вержбицкая, Новая Сибирь online

Культурный и познавательный туризм в приоритете гостей и жителей Новосибирской области

В Новосибирской области функционирует более 119 музеев и 32 театра, которые принимают туристов из разных регионов страны. В 2025 году наибольшей популярностью среди посетителей пользовались Новосибирский государственный академический театр оперы и балета, театры «Глобус» и «Красный факел», а также Новосибирский государственный краеведческий и художественный музеи.

Александра Моисеева, Сиб.фм

Премьеры декабря: Динамичные мюзиклы против абсурда и драмы человеческой души

Театры Новосибирска долистывают календарь и спешат к зрителям с премьерами спектаклей, которые зафиналят театральные впечатления в уходящем году. И отнюдь не все стремятся погрузить концепцию новых постановок в атмосферу зимних праздников. Публику ждет большой жанровый разбег: молодежный мюзикл, поэтический байопик, классика советского абсурда, чеховская драма и сказка на все времена.

Юлия Щеткова, Новая Сибирь online

630099, Новосибирск, ул. Ленина, 19