«Собачье сердце» на сцене «Красного факела»
Я ждала эту премьеру с осени, как только увидела репертуар нового театрального сезона. «Собачье сердце» по повести Михаила Булгакова, режиссер Роман Габриа, главный режиссёр Санкт-Петербургского Театра Мастерская Григория Козлова.
С каким интересом многие из нас читали повесть Булгакова, когда-то и в самиздатовском варианте. Я перечитывали точно не раз. Затем замечательный фильм Владимира Бортко с талантливым Евгением Евстигнеевым.
Как наверно непросто режиссеру поставить спектакль по такому культовому материалу и такому неоднозначному, со своей непростой историей, и при этом не поддаться штампам.
Настолько проникновенно и искренне Владимир Лемешонок, заслуженный артист России, играет роль Полиграфа Полиграфовича Шарикова – особенно монолог. Пробирает… Проникаешься всем сердцем.
Отличный дуэт профессора Преображенского и доктора Борменталя – актеры Константин Телегин и Павел Поляков.
Этикетный порядок и стерильность сценического профессорского кабинета на углу Пречистенки и Обухова переулка нарушает эксцентричный Клим Чугункин с балалайкой (Александр Жуликов), вечно пьяный, подаривший, сам того не ведая, бездомному псу Шарику свой гипофиз, а с ним и человеческую жизнь.
«Ах, люди, люди! Вот тело мое, изломанное, битое! Нaдругались над ним люди достаточно»
Что нужно для счастья Шарику – доброе слово, кусок колбасы и теплый угол – вроде немного, но и этого нет.
Камерная сцена Малого зала «Красного факела» втягивает зрителя в процесс происходящего и заставляет думать о жизненных ценностях.
Вторым планом, ненавязчиво, но так тонко, проходит в спектакле тема любви. Дарья Петровна, кухарка (Елена Дриневская), влюблена в профессора и боготворит его. Вспыхивает искорка между Зинаидой Прокофьевной, ассистенткой профессора (Карина Овечкина), и Доктором Борменталем. Мелодия ноктюрна «Разлука» Михаила Глинки так чувственно сопровождает эту тему, создавая элегическое настроение и затрагивая душу зрителя.
И даже у Шарикова вспыхивают чувства. Он приводит в дом невесту, нежно и преданно держа ее за руку. И в его собачьей душе есть огонек нерастраченной любви…
Как говорит сам режиссер, «мы люди сегодняшнего дня и пытаемся почувствовать пересечения сегодняшнего дня, быть в диалоге с книгой Булгакова».
Каждый зритель смотрит своими глазами. Может кто-то не примет трактовку сцен практикующего профессора Преображенского с его опытами по омоложению. Возможно. Спектакль 18+.
Кто-то иначе представляет себе героев повести. На то оно и искусство, творчество, чтобы вызывать эмоции и заставлять думать.
Красной нитью по задумке режиссера Романа Габриа в спектакле проходит призыв – не бросайте животных на улицах! В фойе театра организована фотовыставка на эту тему, подготовленная специально для проекта.
«Не надо переделывать собаку в человека, а человека – в собаку. Ничего хорошего из этого не получится»
В тесте, подготовленном театром к премьере, я узнала интересные и неожиданные детали о Булгакове как просто человеке со своими пристрастиями и увлечениями.
Постановщики
Режиссер – Роман Габриа
Художник – Анвар Гумаров
Художник по костюмам – Елена Жукова
Художник по свету – Стас Свистунович
Композитор – Ольга Зорина
Хореограф – Илья Колецкий
Помощник режиссера – Наталья Ярушкина
Действующие лица и исполнители
Полиграф Полиграфович Шариков – Владимир Лемешонок
Профессор Филипп Филиппович Преображенский – Константин Телегин
Доктор Иван Арнольдович Борменталь – Павел Поляков
Зинаида Прокофьевна Бунина, ассистентка профессора – Карина Овечкина
Дарья Петровна, кухарка профессора – Елена Дриневская
Посетительница профессора; старуха-паломница – Виктория Левченко
Посетитель профессора – Ростислав Самусев
Клим Чугункин, вор и алкоголик – Александр Жуликов
Председатель нового домоуправления Швондер – Денис Казанцев
Машинистка Васнецова, невеста Шарикова – Татьяна Лукасевич