«Смерть Тарелкина» в Красном факеле
8 и 9 апреля на Большой сцене театра «Красный факел» будет представлена завершающая часть трилогии Александра Сухово-Кобылина «Смерть Тарелкина» в постановке петербургского режиссера Дмитрия Егорова.
Трагифарс «Смерть Тарелкина» логически завершит сюжет, начало которому положено в сатире «Дело» и водевиле «Свадьба Кречинского». Таким образом новосибирский «Красный факел» станет третьим российским театром, которому удалось воплотить на сцене и одновременно представить в афише всю трилогию Сухово-Кобылина «Картины прошедшего».
«Смерть Тарелкина» — это одновременно смешная и страшная, фантастическая и жизненная история. Центральной темой спектакля станет оборотничество, а уже знакомые зрителям персонажи — Тарелкин, Варравин и Расплюев — перекочуют из предыдущих частей трилогии и пустятся каждый в свою аферу, но не для всех она окажется удачной. По сюжету, чтобы избавиться от кредиторов и отомстить своему обидчику, генерал-прокурору Варравину, коллежский секретарь Кандид Тарелкин инсценирует собственную смерть, а сам оборачивается в другого человека, умершего соседа Силу Копылова, надеясь таким образом начать жизнь заново. Но получается, что эта афера оборачивается и для самого Кандида Касторовича самым неожиданным и парадоксальным образом. Вслед за оборачиванием Тарелкина начинают оборачиваться все и всё вокруг, и процесс этот уже, кажется, не остановить.
«Поначалу будет очень смешно, но в какой-то момент смешное перестанет таковым казаться, — обещает режиссер трагифарса «Смерть Тарелкина» Дмитрий Егоров. — Пьеса Сухово-Кобылина – история про оборотничество как часть человеческой природы. И оборотничество там очень разное – оно заключается не только в банальном переодевании, а работает в более глубоком смысле. Некоторые герои за время пьесы практически перерождаются. Главное, конечно, происходит в третьем действии – когда из второстепенного персонажа Иван Антонович Расплюев оборачивается в главного героя всей трилогии. Мы видим, как оборачивается этот маленький и никудышный человек, когда получает власть. Расплюев в начале пьесы – квартальный надзиратель, в то время одна из самых мелких полицейских должностей, и он на ней, судя по отзывам коллег, не блистает. Но когда в какой-то момент, получив власть, он вдруг начинает что-то формулировать, эти его формулировки вызывают ужас. Недалекий, неталантливый, он проявляет рвение и усердие и, собственно говоря, приходит к триумфу».
Работа над трилогией «Картины прошедшего» Александра Сухово-Кобылина началась в «Красном факеле» в 2020 году. Первой свет рампы вопреки авторской хронологии увидела сатира «Дело» — центральная часть драматургического триптиха, самая сложная и наименее востребованная отечественной сценой. Через два года зрителям был представлен водевиль «Свадьба Кречинского» — самое популярное произведение русского драматурга, рожденного под звездой с весьма переменчивым нравом. В нынешнем, 103 сезоне «Красный факел», завершает трилогию десятилетиями пребывавшим под цензурным запретом и общественным осуждением трагифарсом «Смерть Тарелкина».
Над сценической адаптацией пьес Сухово-Кобылина режиссёр Дмитрий Егоров работает вместе с известным современным драматургом Светланой Баженовой, стараясь сохранить бережное отношение к оригинальному тексту. На сцене «Красного факела» трилогия составит «театральный сериал»: каждую часть этой многосерийной истории можно смотреть отдельно как самостоятельный спектакль или оценить в полном объеме от сюжета к сюжету, выстраивая линейную или любую другую последовательность.
«Я четко осознаю, что каждая из частей – это спектакль своего времени, — рассказывает режиссер трилогии Дмитрий Егоров. — Да, сейчас хочется что-то изменить в «Свадьбе Кречинского» и «Деле», и, пока я находился в Новосибирске, мы внесли небольшие корректировки. Но все равно каждый из спектаклей остается слепком определенного периода. Думаю, их очень интересно посмотреть подряд в три вечера – надеюсь, когда-нибудь получится так поставить спектакли в репертуар. Когда смотришь подряд – начинаешь замечать дополнительные нюансы, обращать внимание на параллели, история становится объемнее».
ИСТОРИЯ:
Впервые в единое художественное произведение комедию «Свадьба Кречинского», драму «Дело» и комедию-шутку «Смерть Тарелкина» Сухово-Кобылин объединил в 1869 году, дав трилогии название «Картины прошедшего». Это был вынужденный ход, чтобы обойти цензуру, безжалостно запрещавшую тексты к публикации и постановке на сцене. Не помогло. Если впервые поставленную 28 ноября 1855 года в Московском Малом театре «Свадьбу Кречинского» ждал подлинный фурор, то о последних двух пьесах трилогии никто и знать не хотел. Словно их и не было никогда в отечественной литературе. Не говоря уже о театре.
Драму «Дело», написанную в 1861 году и впервые напечатанную за границей, опять-таки в обход цензурным козням, впервые удалось вывести на сцену только в 1882: до этого все хлопоты драматурга заканчивались «запретом для сцены и для печати», хотя в попытках узаконить существование пьесы Сухово-Кобылин дошел до самой императрицы. Тем не менее во второй половине 1881 года «Дело» с большими купюрами получает разрешение для представления на сцене под названием «Отжитое время». И вскоре центральную часть трилогии Сухово-Кобылина ожидают три премьеры: 4 апреля — в Малом театре, 12 апреля — в Русском театре (труппа А. Ф. Федотова, Москва) и 31 августа — в Александринском театре. Зрители, да и большая часть критики, принимать спектакли отказались.
Последняя и на тот момент самая непроходная пьеса трилогии — «Смерть Тарелкина» — ожидала своего часа тридцать лет. Впервые комедия-шутка, по авторскому определению Сухово-Кобылина, была представлена на сцене Суворинского литературно-художественного театра 15 сентября 1900 года театра под безобидным названием «Расплюевские весёлые дни». Пьеса вызвала недоумение и неприятие в зрителях и критике.
Так и остался Александр Сухово-Кобылин в пределах XIX века автором одной пьесы «Свадьба Кречинского». Решенная в жанре водевиля комедия до сих пор не сходит со сцены, но отношение к остальным частям трилогии изменил самым кардинальным образом только XX век. В 1917 году о драматурге вдруг заговорил весь театральный свет. Великий режиссер Всеволод Мейерхольд в тандеме с художником Б. А. Альмедингеном впервые поставил на сцене Александринского театра в едином художественном ключе всю драматургическую трилогию «Картины прошедшего».
Многие из последующих постановок пьес Александра Сухово-Кобылина в СССР вывели произведения драматурга на высоту крупнейших театральных событий. Как свидетельствует библиографический указатель, составленный Е. К. Соколинским и опубликованный в 2001 году: за XIX–XX столетия произведения Сухово-Кобылина выдержали 128 постановок. Что любопытно, популярность пьес трилогии меняется от десятилетия к десятилетию. Если в 1990-х годах в лидерах была «Свадьба Кречинского», то в нынешнем столетии пальму первенства получила «Смерть Тарелкина». На воплощение всей трилогии российские театры решаются крайне редко. Осенью 1988-го московский режиссер Валерий Белякович поставил все три пьесы Сухово-Кобылина в «Театре на Юго-Западе»: спектакль шёл шесть часов, с двумя антрактами. В 2007 – 2008 годах режиссер Михаил Поляков вывел на сцену Тобольского драматического театра имени П.П. Ершова серию постановок «Неотжитое время», над которой труппа работала в течение трех сезонов и полутора лет. В апреле 2023 года тройку первопроходцев закроет Новосибирский драматический театр «Красный факел», где «Свадьба Кречинского», «Дело» и «Смерть Тарелкина» найдут свое воплощение в формате театрального сериала в постановке петербургского режиссера Дмитрия Егорова.