«Русь, куда ж несешься ты…»

Премьера в «Красном факеле», первая в новом сезоне. Н.В. Гоголь  «Мертвые души» в постановке главного режиссера театра Андрея Прикотенко.

Так сложилось, что этой осенью я посмотрела подряд две премьеры по Гоголю. «Ревизор» в Театре кукол и «Мертвые души» в «Красном факеле». После «Ревизора» перечитала текст. Сейчас рядом лежит томик Гоголя с Чичиковым.

Все мы конечно читали и учили в школе поэму Гоголя, сочинения писали, разбирали образы. И вот они, те же герои, но во многом уже другие. Разве можно сравнивать восприятие обязательной школьной программы и прекрасного спектакля во взрослом возрасте.

Как гениально прозорливы были классики XIX века. Проходят десятилетия, а темы и пороки остаются. И часто нет ответов на вопросы, почему же так...

«Русь, куда ж несешься ты…»

Павел Иванович Чичиков, отставной коллежский советник. приезжает в провинцию, чтобы скупить умерших, но по документам пока живых крестьян, «мертвые души».
Он помнит напутствия отца «…больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете. Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой».

Спектакль идет больше двух часов без антракта на одном дыхании. Действие раскручивается неспеша, от одного героя к другому. Приглушенный свет, уходящая вдаль сцены панорама. Много юмора и сатиры. И мощная по эмоциям и музыкальному оформлению заключительная сцена.

Сильно! Ярко!  Браво! Замечательная премьера!

Театр провел необычную, игровую рекламную кампанию перед премьерой «Мертвых душ». Это и тест «Что вы знаете о Гоголе?», который я успешно прошла, узнав интересные детали о писателе. Званый «Ужин по-гоголевски», творческие встречи-лекции в рамках проекта «По классике», даже выпустили стильный мерч - бабочку с портретом Николая Васильевича, которую можно приобрести перед спектаклем.
Театр ищет новые формы взаимодействия со зрителем. Ведь театр – это игра.

В постановке занят практически весь творческий состав, 26 человек талантливых актеров театра. Насколько точно и органично «легли» роли. «Мертвые души» – это первая работа Андрея Прикотенко в должности главного режиссера «Красного факела».
Специально для спектакля увеличили сцену на 8 рядов в глубь зрительного зала. При
этом выяснилось, что историческая сцена театра как раз была на уровне 6–8-го рядов.

«Русь! Русь! вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу: бедно, разбросанно и неприютно в тебе…»

Старые шубы, которые помогли собрать для персонажей спектакля горожане (в Сибири же холодно!), железные чайники, лампы-«души», тревожно мигающие при каждом упоминании о них, старые пианино, звуки балалайки, на которой наигрывает слуга Селифан, даже контрабас – всё работает на создание образа спектакля.
Бескрайняя Россия – и маленький человек на фоне гигантского простора со своей непростой судьбой.

Инфантильно-слащавый Манилов, разухабистый азартный игрок Ноздрёв, неожиданно элегантный и вальяжный Плюшкин, Коробочка со своим женским интересом, чета Собакевичей со своим видением «Мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет».

Чичиков скупил «мертвые души», афера удалась. Но принесло ли это ему счастье, стал ли он богаче? Почему души как воланчики сыплются из его карманов?
И все же в конце спектакля, в мощном финале, тонкой нитью сквозит желание объединить зрителя на светлой ноте любви к своему Отечеству.

«Русь, куда ж несешься ты, дай ответ? Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо всё, что ни есть на земли, и косясь постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».

Ольга Вьюнова, Пенсионеры online

Другие публикации

День театра в Новосибирске: Полуночный актерский марафон, выставка, премьеры и экскурсии

Новосибирские театры готовятся отметить профессиональный праздник. В честь Всемирного дня театра драматические и музыкальные труппы города запустят проекты, которые позволят разделить ежегодное событие не только с коллегами, но и со зрителями — ценителями, любителями и знатоками сценического искусства. В афишах заявлены премьеры спектаклей, актерские марафоны, квизы, концерты, экскурсии по закулисью и исторические выставки.

Юлия Щеткова, Новая Сибирь online

Что за прелесть эти сплетни

Петербургский режиссер Роман Кочержевский показал, что природа человека со времен английского классика комедии нравов Ричарда Шеридана не изменилась.

Яна Колесинская, Инфопро54

Пермский Театр-Театр сыграет в Новосибирске школьный мюзикл, драму по классике и почти античную трагедию

В Новосибирск в рамках межрегионального направления федеральной программы «Большие гастроли» приезжает один из самых известных региональных театров. С 1 по 6 апреля на сцене «Красного факела» представит свои спектакли Пермский академический Театр-Театр. Хорошо знакомый сибирской публике коллектив сыграет young adult мюзикл «Удачи, Марк!», драму самоидентификации по роману Ивана Тургенева «Отцы/Дети» и сложноустроенный трагический спектакль по пьесе белорусского драматурга Константина Стешика «Мороз».

Юлия Щеткова, Новая Сибирь online

«Школа злословия» в театре «Красный факел»: прыжок в глубину веков и человеческих пороков

Вывести на сцену в XXI веке комедию нравов «Школа злословия», написанную и поставленную в 1777 году британским драматургом Ричардом Бринсли Шериданом, было вызовом, сродни прыжку в пропасть с тарзанки: сложно, рискованно, но интересно.

Ольга Рахманчук, Культура Новосибирска

630099, Новосибирск, ул. Ленина, 19