«Ромео и Джульетта» впервые запоют на сцене «Красного факела»

Новосибирский «Красный факел» готовится к масштабной музыкальной премьере. В апреле на большой сцене театра прозвучит самая печальная история любви. Спектакль «Ромео и Джульетта» поставит режиссер Марк Букин, прошедший сквозь толщу веков и миллион интерпретаций текст Шекспира вернет в сегодняшний день драматург Наталия Макуни, а музыку, которая будет звучать в живом исполнении, сочинит композитор Евгения Терехина.

104-летняя репертуарная история «Красного факела» насчитывает более дюжины постановок по произведениям Уильяма Шекспира. Славу «Сибирскому МХАТу» когда-то принесла первая в стране постановка «Гамлета» в переводе Бориса Пастернака, на исходе прошлого века гремел «Сон в летнюю ночь», однако «Ромео и Джульетта» появятся в афише лишь во второй раз. Впервые трагедию поставил в 1990 году режиссер Андрей Максимов, сделав акцент на яркости, зрелищности, остроте и игровой природе театра. В прочтении Марка Букина в 2024 году шекспировская трагедия прозвучит с современной энергией.

Марк Букин ‒ новое имя на карте театрального Новосибирска, однако с его работами хорошо знакомы зрители Перми. По первому образованию Марк актер, а по второму ‒ режиссер драмы. Восемь лет он сотрудничает с пермским Театром-Театром и уже три года является штатным режиссером и куратором экспериментальной «Сцены-Молот», ставшей уникальной образовательной лабораторией для молодых специалистов. В портфолио постановщика спектакли по произведениям Пушкина, Чехова, Достоевского, Тургенева. А в замыслах ‒ еще 38 классических названий, которые он мечтает интерпретировать. Кстати, «Ромео и Джульетта» ‒ тоже давняя студенческая мечта. Для ее воплощения режиссер годами искал «ключик» и артистов, способных стать лучшим дуэтом веронских влюбленных.

«В “Красном факеле” прекрасная труппа, много крутых актеров, которые могут сыграть ту или иную роль, но я не люблю вторых составов, поэтому должен был определиться и сделать сложный выбор, — признается режиссер Марк Букин. — С исполнителями главных ролей было по-другому. Как только я увидел Вадима Гусельникова и Настю Плешкань, сразу понял, что это мои Ромео и Джульетта. Я не лукавлю: если бы я их не встретил, “Ромео и Джульетты” не было бы. Мне с ними очень повезло. Это идеальное распределение».

Дрим-тим Марка Букина в Новосибирске складывается из двадцати двух артистов. При этом на сцене режиссер чувствует себя не Карабасом-Барабасом, дергающим за ниточки, согласно своему единоличному решению, но сотворцом. «В нашем спектакле процент соавторства довольно большой, – говорит создатель спектакля «Ромео и Джульетта». – Мне важно давать актеру свободу. Он же не робот. Он – человек, который в какой-то момент начинает понимать про героя больше, чем я».

Музыкальный мир спектакля сочиняет известный театральный композитор Евгения Терехина. Свои мысли и чувства главные герои транслируют через рок-арии и зонги, а мелодию кипящей конфликтами Вероны подхватывает музыкальный бэнд, который работает на сцене вживую.

«“Ромео и Джульетта” ‒ одна из моих любимых пьес, — рассказывает Марк Букин. — Еще с институтской скамьи меня по-человечески волновал написанный Шекспиром сюжет: я мечтал прикоснуться к этому тексту и поставить невероятно красивую историю любви, в которой абсолютно чистые и прекрасные дети умудряются сохранить себя в сложном и грешном мире. Чтобы воплотить замысел, мне нужно было найти не только своих Ромео и Джульетту, но и созвучную шекспировской поэзии форму. Мне показалось, что это должен быть музыкальный спектакль. Музыка очень мощно на нас воздействует. Порой ты даже не понимаешь, почему она вызывает в тебе такие сильные чувства и эмоции. Слова не отражают всей гаммы чувств, которые ты испытываешь, а музыка отражает ‒ и в этом спектакле выражает мое отношение к непостижимой энергии под названием “любовь”».

Пока граждане Вероны утопают в бесконечных ссорах и вражде, пытаясь извлечь из хаоса свою выгоду, юные Ромео и Джульетта отказываются становиться очередными циниками. Их встреча возвращает обоим смысл жизни. Мысли влюбленных кипят от неразрешимых вопросов, свойственных молодым людям во все времена. Написанный Шекспиром на исходе XVI столетия текст в XXI веке пересказывает языком сегодняшнего дня драматург Наталия Макуни.

«Многие тексты, особенно переводные, и пьесы Шекспира в их числе, настолько крепко сидят у нас на подкорке, что мы перестаем слышать их актуальность, злободневность, энергию, нерв, — уверен режиссер спектакля «Ромео и Джульетта» Марк Букин. — Поэтому я предложил нашему драматургу написать свой текст. Не переписать Шекспира, а сделать такую интерпретацию текста, через которую мы бы услышали не только всем известную историю парня и девушки, которые влюбились друг в друга и погибли из-за семейной вражды, но и почувствовали все нюансы и смыслы, заложенные автором. Чтобы мы смотрели не какую-то далекую историю, произошедшую в давние времена, а нашу историю, которая происходит именно сегодня и именно с этими людьми ‒ со скидкой на театральную условность. Так, как написано у Шекспира, мы больше не разговариваем. Перед нами стояла задача сохранить поэзию, заложенную драматургом на уровне структуры, и сделать так, чтобы со сцены звучал актуальный язык сегодняшнего дня. И, мне кажется, у нас все получилось. Судить зрителю, но мне самому безумно нравится этот текст».

Еще один главный герой постановки ‒ Верона. Не то милое туристическое место, ставшее благодаря литературно-театральному контексту средоточием любви, но настоящий шекспировский город раздора, где два семейства жестко и безапелляционно борются за сферы влияния, да и все прочие жители агонизируют в бесконечных конфликтах. Впрочем, кто сказал, что эти два полюса нельзя совместить в одном сценическом пространстве? Художник Евгений Терехов придумал актуальное решение.

Доминирующим элементом сценографии спектакля «Ромео и Джульетта» стал фрагмент знаменитой «арки желаний». В реальной Вероне это уличная стена в Доме Джульетты, которая ведет во внутренний дворик и принимает на себя несчетное количество любовных признаний и посланий со всего мира. В мире краснофакельского спектакля эти изображения получили вторую жизнь. Создать свою версию «арки желаний» могут и зрители. Впечатлений, пожеланий и признаний в чувствах ждет фотозона в фойе театра. Первая проверка остроты пера запланирована 19 и 20 апреля.
Юлия Щеткова, Новая Сибирь online

Другие публикации

День театра в Новосибирске: Полуночный актерский марафон, выставка, премьеры и экскурсии

Новосибирские театры готовятся отметить профессиональный праздник. В честь Всемирного дня театра драматические и музыкальные труппы города запустят проекты, которые позволят разделить ежегодное событие не только с коллегами, но и со зрителями — ценителями, любителями и знатоками сценического искусства. В афишах заявлены премьеры спектаклей, актерские марафоны, квизы, концерты, экскурсии по закулисью и исторические выставки.

Юлия Щеткова, Новая Сибирь online

Что за прелесть эти сплетни

Петербургский режиссер Роман Кочержевский показал, что природа человека со времен английского классика комедии нравов Ричарда Шеридана не изменилась.

Яна Колесинская, Инфопро54

Пермский Театр-Театр сыграет в Новосибирске школьный мюзикл, драму по классике и почти античную трагедию

В Новосибирск в рамках межрегионального направления федеральной программы «Большие гастроли» приезжает один из самых известных региональных театров. С 1 по 6 апреля на сцене «Красного факела» представит свои спектакли Пермский академический Театр-Театр. Хорошо знакомый сибирской публике коллектив сыграет young adult мюзикл «Удачи, Марк!», драму самоидентификации по роману Ивана Тургенева «Отцы/Дети» и сложноустроенный трагический спектакль по пьесе белорусского драматурга Константина Стешика «Мороз».

Юлия Щеткова, Новая Сибирь online

«Школа злословия» в театре «Красный факел»: прыжок в глубину веков и человеческих пороков

Вывести на сцену в XXI веке комедию нравов «Школа злословия», написанную и поставленную в 1777 году британским драматургом Ричардом Бринсли Шериданом, было вызовом, сродни прыжку в пропасть с тарзанки: сложно, рискованно, но интересно.

Ольга Рахманчук, Культура Новосибирска

630099, Новосибирск, ул. Ленина, 19