Предвкушая Чехова

В преддверии премьеры спектакля Андрея Прикотенко «Дядя Ваня» театр «Красный факел» и ресторан Дениса Иванова «Жерарня» устроили иммерсивный гастровечер «Ужин по-Чеховски», где горячим почитателям Антона Павловича было предложено ощутить его эпоху на вкус.

Познавать и открывать для себя Антона Павловича Чехова можно бесконечно и в любой привычной форме: читая его книги, посещая театральные постановки, тематические литературные вечера, читательские марафоны и т. д. Их в нашем пока еще неофициально культурно-столичном Новосибирске великое множество, особенно в год 165-летия великого писателя. Однако театр «Красный факел», который всегда отличается глубоким и креативным погружением в любой предмет, продемонстрировал, что творчество и эпоху Чехова можно постигать и неожиданным способом, а именно — гастрономическим.

Идею погружения в застольные традиции эпохи в преддверии предстоящего спектакля театр «Красный факел» уже испробовал перед «Мертвыми душами». Атмосферная гастрономическая история всем понравилась, и традицию решили продолжить. На этот раз зрителей настраивали на премьеру спектакля «Дядя Ваня».

Как известно, нет ничего более объединяющего, чем совместное застолье, которое и насыщает, и душу греет, и к приятному общению располагает. Эту ключевую идею русской культуры в большей или меньшей степени отразили в своих произведениях практически все русские классики. Описания балов, ресторанов и застолий ярко высвечивали социальные, психологические, философские и прочие эпохальные вопросы. Посредством гастрономических страниц нынешние дети быстрых гамбургеров и картофеля фри могут степенно заглянуть в тарелки хрестоматийных персонажей и ощутить другую эпоху еще и на вкус.

Тонкий и остроумный Чехов раскрыл перед нами эту возможность, как никто другой, поскольку относился к еде с особым пиететом. Сам же при этом ел умеренно (если не был в гостях). «Кто не придает должного значения питанию, не может считаться по-настоящему интеллигентным человеком», — писал он.

В атмосферном пространстве «Жерарни» праздничная, деловая и блогер-публика с трепетом ожидала театрально-гастрономического действа. За театральную часть отвечали рассаженные между посетителями актеры театра: Егор Овечкин, Вадим Гусельников, Андрей Яковлев, Денис Ганин и Александр Поляков. В предвкушении трапезы актеры разогревали публику чтением отрывков из писем и рассказов Чехова, посвященных таинствам приготовления и потребления традиционных русских вкусностей.

Вот, к примеру: «Кулебяка должна быть аппетитная, бесстыдная, во всей своей наготе, чтоб соблазн был. Подмигнешь на нее глазом, отрежешь этакий кусище и пальцем над ней пошевелишь вот этак, от избытка чувств. Станешь есть ее, а с нее масло, как слезы, начинка жирная, сочная, с яйцами, с потрохами, с луком…» (рассказ «Сирена»). После таких смачных описаний в желудке образовалась приятная эстетическая насыщенность. Дальше можно было уже ничего не подавать. Но при виде меню из пяти блюд, разработанных бренд-шефом ресторана Натальей Крупеня, победительницей премии «Женщина-шеф» 2005 года по версии премии Wheretoeat, стало понятно, что погружаться в чеховскую эпоху посетители будут до последней крошки и через «сил никаких больше нет». Блюда манили хитроумными сочетаниями продуктов, завлекательными названиями, и к каждому прилагался свой многообещающий горячительный напиток… Неужели в самом деле все так и было полторы сотни лет назад?

В эпоху Чехова пили, конечно, с чувством, с толком, а пищу ели нехитрую: рыбу — селедку, форель, любимые писателем караси в сметане (чтоб тиной не отдавали), лесные грибы, блины, пироги, каши, ягоды — крыжовник, вишня (разумеется), сезонные овощи, варенье, пироги. В званом ужине по-чеховски такие продукты тоже присутствовали, но более сложносочиненные, с современным лоском: приправленные, фаршированные, сдобренные и изысканно сервированные. Видимо, профессиональные навыки титулованного шеф-повара не позволили опуститься до вареной свеклы или подать искушенным современникам простецкий салат, который очень любил Чехов (картофель, лук, оливки с подсолнечным маслом). Все-таки кухня-то высокая! Пришлось маневрировать!

Но свечи в канделябрах под старину, разнокалиберная кружевная посуда, театральная атмосфера и вкусный чеховский слог возымели положенное действие. Публика перезнакомилась, развеселилась, пообщалась глаза в глаза с любимыми актерами, заполучила их автографы, побаловала себя высокой кухней, а главное — разогрелась перед премьерой. К просмотру нового спектакля «Дядя Ваня» в «Красном факеле» готовы! Давайте третий звонок!
Ольга Рахманчук, Культура Новосибирска

Другие публикации

В «Красном факеле» состоялась премьера «Дяди Вани» без штампов

В театре «Красный факел» представили новую постановку «Дяди Вани», которую поставил художественный руководитель Андрей Прикотенко. Режиссер стремился очистить легендарную пьесу Чехова от привычных штампов, чтобы зрители увидели ее в новом свете. Этот спектакль завершает трилогию по русской классике, над которой режиссер работал несколько лет.

Алексей Кудинов, ОТС

Андрей Прикотенко вдохнул душу в дядю Ваню, в «Красном факеле»

Я убежден, что текст пьесы это не партитура симфонии Малера, где перестановка двух-трех нот неминуемое обернется катастрофой. Текст пьесы это руководство к действию, отправная точка большого волшебного путешествия. Особенно сейчас, на рубеже первых двух четвертей XXI столетия. Чтобы не говорили адепты традиционных постановок, увенчанные стереотипами, играть Чехова со звериной серьезностью, с картой Африки на стене, с надрывами в избах и гостиных сейчас невозможно. Но и окунаться с головой в откровенный постмодернизм со всеми этими успевшими поднадоесть приблудами в виде экранов и проекций тоже не хотелось бы.

Сергей Тиханов, Культвитамин

Андрей Прикотенко исследует феномен «русского идеализма»

20 и 21 в новосибирском театре «Красный факел» завершится блок премьерных показов спектакля Андрея Прикотенко «Дядя Ваня». Эта работа станет заключительной частью трилогии, которую худрук посвятил исследованию «русского идеализма». В неё входят «Мёртвые души» и «Бесы».

Татьяна Власова, Театрал

630099, Новосибирск, ул. Ленина, 19