Поговорим о сплетнях и любви

Академический театр бережно собирает ожерелье классики, нынешняя премьера стала третьей большой "Ш" на сцене сибирского МХАТа. В афише уже есть современная трактовка "Ромео и Джульетты" Шекспира, "Пигмалиона" Шоу и вот теперь Роман Кочержевский представил свой вариант "Школы злословия" Шеридана.

Знаменитая сатира на высшее общество Англии XVIII века – текст тяжелый, перенасыщенный и, прямо скажем, для современного читателя и зрителя сложный. Постановщики перевод Лозинского не заменили современным  вариантом, но немного упростили, и в сценической версии театра диалоги   стали легче для восприятия. Но вникнуть в сюжет в первых сценах все равно непросто.

Английские авторы о бюджетах театров не думали и количество действующих лиц в комедии ограничивали лишь собственной доброй волей. "Школа злословия" – комедия характеров, и Шеридан любовно выписал характеры сплетников и лицемеров во всем многообразии своего времени. Режиссер привлек значимую часть труппы, потому на сцене почти всегда многолюдно, и пороки общества представлены тоже во всем многообразии. Впрочем, за века людские характеры как раз изменились не так сильно. И история, как некая леди Тизл (Екатерина Жирова) решила утвердиться в столичной тусовке и попала в вечный капкан лицемерия, сегодня смотрится вполне злободневно.

Роман Кочержевский, не став мудрить с веком, перенес этих героев во вневременье, нарочито подчеркнув театральность и условность фарса. Они вместе с художником Анваром Гумаровым создали условный мир, в котором  дамы блистают костюмами от кутюрье (художник по костюмам Елена Жукова), сплетники общаются по дисковым телефонам, желтая пресса под руководством совсем продажного журналиста Снейка (Никита Воробьев) формирует общественное мнение, а разоблачение  лицемеров происходит на ток-шоу. Здесь царица сплетен Леди Снируэл (Елена Жданова) с высокой трибуны проводит свои мастер-классы, выступая не хуже инернетного коуча. А веселая компания раздолбаев под руководством обаятельного Чарльза Сэрфеса (Александр Поляков) щеголяет в майках-алкоголичках и укороченных брюках, почти по моде двухгодичной давности.

Сюжет о том, как зло наказано и добродетель восторжествовала, преподан Романом Кочержевским с хорошо читаемой  иронией.

Завитый и выбеленный под поп-кумира сэр Джозеф Сэрфес (Андрей Яковлев) вряд ли начнет заниматься благотворительностью после разоблачения, да и леди Снируэл не от хорошей жизни поставила сплетни на профессиональный поток. Так что наказание зла – вопрос спорный. Слишком уж легко осваивают искусство высокой сплетни добродетельные ангелочки, чистыми голосами распевающие псалмы.

Это если рассматривать проблему всерьез. Но мы же помним, что у нас – комедия, где лиричное воссоединение сэра Питера (Андрей Черных) и леди Тизл вызывает улыбку умиления, бесконечно богатый сэр Оливер Сэрфес (Владимир Лемешонок) проникается душевными качествами младшего племянника и оставляет ему все свои деньги. А богатая невеста Мария убегает от влюбленного разбогатевшего Чарльза, постоянно оглядываясь – чтобы точно догнал.

"Красный факел" впервые обратился к пьесе Шеридана. Получилась  изящная, смешная комедия, в которой  блистательным артистам труппы есть что поиграть, а зрителям – насладиться их игрой, музыкой и нестандартными световыми решениями художника по свету Константина Бинкина и видеохудожника Игоря Домашкевича.
Евгения Буторина, Ревизор.ru

Другие публикации

Одиссей: путь к себе

Новый сезон театр "Красный факел" начал с "Одиссеи". Режиссер Марк Букин, известный новосибирским зрителям яркой интерпретацией "Ромео и Джульетты", поставил спектакль по мотивам поэмы Гомера. Постановочная группа: композитор Евгения Терехин, художник Евгений Терехов, художник по костюмам Анастасия Терехова, художник по свету Евгений Козин, стихи Натальи Макуни, саунд-дизайнер, медиахудожник Андрей Платонов.

Евгения Буторина, Ревизор.ru

Театральный разговор как точка соприкосновения

Новосибирский «Красный факел» запустил новый социальный театральный проект «Разговоры о важном» в театре «Красный факел», ориентированный прежде всего на подростковую аудиторию. Формат проверенный и простой: юные зрители смотрят спектакли и обсуждают увиденное вместе с участниками постановки. При этом диалог двигает не только желание поделиться впечатлениями, но и возможность найти ответы на вечные вопросы, без которых невозможно обойтись, когда ты взрослеешь и отправляешься на поиски себя и своего места в этом большом мире.

Марина Вержбицкая, Новая Сибирь online

Культурный и познавательный туризм в приоритете гостей и жителей Новосибирской области

В Новосибирской области функционирует более 119 музеев и 32 театра, которые принимают туристов из разных регионов страны. В 2025 году наибольшей популярностью среди посетителей пользовались Новосибирский государственный академический театр оперы и балета, театры «Глобус» и «Красный факел», а также Новосибирский государственный краеведческий и художественный музеи.

Александра Моисеева, Сиб.фм

Премьеры декабря: Динамичные мюзиклы против абсурда и драмы человеческой души

Театры Новосибирска долистывают календарь и спешат к зрителям с премьерами спектаклей, которые зафиналят театральные впечатления в уходящем году. И отнюдь не все стремятся погрузить концепцию новых постановок в атмосферу зимних праздников. Публику ждет большой жанровый разбег: молодежный мюзикл, поэтический байопик, классика советского абсурда, чеховская драма и сказка на все времена.

Юлия Щеткова, Новая Сибирь online

630099, Новосибирск, ул. Ленина, 19