Пермский Театр-Театр сыграет в Новосибирске школьный мюзикл, драму по классике и почти античную трагедию

В Новосибирск в рамках межрегионального направления федеральной программы «Большие гастроли» приезжает один из самых известных региональных театров. С 1 по 6 апреля на сцене «Красного факела» представит свои спектакли Пермский академический Театр-Театр. Хорошо знакомый сибирской публике коллектив сыграет young adult мюзикл «Удачи, Марк!», драму самоидентификации по роману Ивана Тургенева «Отцы/Дети» и сложноустроенный трагический спектакль по пьесе белорусского драматурга Константина Стешика «Мороз».

«Большие гастроли» — это масштабный театральный проект, который с 2014 года реализуется крупнейшим российским гастрольным центром «РОСКОНЦЕРТ» и имеет несколько направлений. Межрегиональное — дает возможность театральным коллективам со всей страны совершенствовать свой сценический опыт, выезжая на гастроли как в отдаленные регионы, так и в культурные центры с богатой театральной историей. Многолетний опыт обменных гастролей позволяет десяткам региональных театров ежегодно представлять на суд публики другого региона свои главные премьеры, а зрителям — знакомиться с лучшими постановками российских театров и концертными программами выдающихся отечественных коллективов.

Главная цель «Больших гастролей» — формирование единого культурного пространства, недаром география проекта простирается от Калининграда до Камчатки и от Дербента до Чукотки. «Главная цель Всероссийского гастрольно-концертного плана — познакомить как можно больше жителей страны с творчеством наших национальных коллективов и театров, — подчеркивает министр культуры России Ольга Любимова. — Ежегодно к проекту присоединяются новые участники, и мы безумно рады, что наша творческая семья постоянно растет. Так наши уникальные культурные традиции, музыкальные и театральные школы не только сохраняются, но и обретают новых поклонников по всей России».

Как флагманы театральной жизни своих регионов Пермский академический Театр-Театр и Новосибирский академический драматический театр «Красный факел» относятся к актерским командам, ведущим активную гастрольную деятельность, и являются постоянными участниками программы «Большие гастроли». В разные годы прославленный пермский коллектив играл свои спектакли на различных новосибирских площадках, новосибирские артисты в свою очередь выступали перед пермскими зрителями, однако взаимный обмен сценами коллективы произведут впервые. В Пермь отправятся новосибирские «Мертвые души» по мотивам поэмы Н. Гоголя (режиссер Андрей Прикотенко), «Бесы» по роману Ф. Достоевского (режиссер Андрей Прикотенко) и вдохновленные Шекспиром «Ромео и Джульетта» (режиссер Марк Букин). Пермский Театр-Театр также привезет в Новосибирск три свои нашумевшие постановки.

«Продолжительные гастроли — всегда серьезное испытание для команды, а обменные гастроли можно воспринимать как двойной экзамен: одни театральные службы и цеха отправляются в новый для себя город и работают на чужой площадке, а другие в это же время обеспечивают максимально комфортные рабочие условия для гостей, которым предстоит пройти столь же непростой путь к сердцам зрителей, — отмечает директор Новосибирского государственного академического театра «Красный факел» Антонида Гореявчева. — Убеждена, что наши коллективы готовы к масштабному творческому обмену художественными высказываниями, мастерством и энергией. Специально для новосибирских и пермских зрителей мы приготовили спектакли, которые не так давно появились в репертуаре. Они были выпущены буквально в 2023 и 2024 годах, но уже успели завоевать сердца публики на своих родных сценах. Это знаковые постановки, представляющие лицо каждого театра-участника «Больших гастролей», его миссию и эстетическое мировосприятие. Мы верим, что будем поняты и услышаны новой аудиторией, установим крепкую эмоциональную связь, найдем общий язык, и, конечно, рассчитываем на то, что эти гастроли будут с теплом вспоминать многие годы».

1 и 2 апреля новосибирские гастроли пермского Театра-Театра откроются мюзиклом о том, как пережить школу, «Удачи, Марк!» (12+). Спектакль под руководством художественного руководителя коллектива Бориса Мильграма ориентирован на подростков и их родителей и подходит для семейного просмотра.

Эмоциональная история о человеческих ценностях затронет разные поколения зрителей: в жизни шестнадцатилетнего Марка наступает первый по счету день в восьмом по счету городе. Новая элитная школа, продвинутые учителя, обеспеченные одноклассники. Значит, здесь все будет по-другому. По крайней мере, Марк этого очень хочет, ведь он обещал маме. Но как стать лидером, когда тебя оценивают по бренду кроссовок и количеству «лайков», а ты живешь в серой панельке с отчимом? Как показать свои сильные стороны, если обстоятельства, наоборот, «достают» из тебя все самое разрушительное?

Взросление — сложный проект, потому что он не про других, а лично про тебя. И любому подростку в этот период нужно, чтобы, даже если отвернулся весь мир, рядом были близкие, с любовью повторяющие «ты справишься». Спектакль «Удачи, Марк!» поднимает множество тем: школьный буллинг, детско-родительские отношения, семейные конфликты, поиск себя. Музыкальный материал, пестрый, как плейлист современного подростка: классика и поп сосуществуют с роком, хип-хопом и рэпом.

Образ Базарова режиссер рассматривает глубже, нежели просто «лишнего человека», а «отцов» и «детей» здесь играют артисты почти одного возраста.
3 и 4 апреля новосибирцев ждет встреча со спектаклем Марка Букина «Отцы/Дети» (12+) по роману Ивана Тургенева. Образ Базарова режиссер рассматривает глубже, нежели просто «лишнего человека» из замшелой школьной программы. «Мастерской», где проходит исследование романа Тургенева, становится русская деревня. Этот мир одновременно очень условен и предельно конкретен, здесь бытовое и игровое начало не отделимы друг от друга. Здесь случаются все события великого текста, но его героев окружает тот же контекст, что и современных зрителей. Здесь мыслят категориями XXI века и говорят его языком. Здесь звучат песни, которые известны каждому, кто рос в России.

В названии спектакля намеренно нет соединительного союза. Косую черту не следует воспринимать как противопоставление: при всех различиях в мировоззрении и «отцы», и «дети» хотят одного и того же — найти ориентиры и обрести смысл. На сцену играть представителей разных поколений выходят артисты почти одного возраста, и у зрителя будет возможность воспринять и «отцов», и «детей» на равных. Через сложные взаимоотношения тургеневских героев режиссер выстраивает диалог классика с сегодняшним зрителем, ведь «Отцы/Дети» — это история о каждом из нас и о тех вопросах, которыми мы задаемся сегодня.

5 и 6 апреля в пространстве новосибирского «Красного факела» можно будет увидеть эффектный по форме и глубокий по содержанию спектакль «Мороз» (16+). Пьесу современного драматурга Константина Стешика режиссер Борис Мильграм решает как античную трагедию, а автором эффектной сценографии, в которой отражена модель древнегреческого театра, является хорошо знакомая новосибирцам Ольга Шаишмелашвили  постоянный соавтор режиссера Андрея Прикотенко («Мертвые души» и «Бесы» в «Красном факеле»; «Идиот», «Петерс», «Анна Каренина» в «старом доме» и другие спектакли).

«Мороз» — пьеса с простым и страшным сюжетом. Два друга похитили из морга тело третьего, чтобы похоронить его так, как он хотел. Но их машина сломалась, и вот два живых человека и один мертвый остались посреди снежного нигде, наедине с лютым морозом и сложным выбором — жизнь или долг? Впрочем, восприятие спектакля «Мороз» режиссера Бориса Мильграма не равно восприятию сюжета пьесы, точнее — оказывается гораздо сложнее, многограннее, поэтичнее самой истории. На сцене не будет привычных персонажей: зрители скорее будут следить за чувствами людей, столкнувшихся с тем, что больше и сильнее человека. Артисты на сцене как будто не проживают в привычном смысле, а исследуют то, что с ними происходит, — они звучат и двигаются небытово. Такое режиссерское решение заставляет зрителей фокусироваться на тексте и прислушиваться к тому, как происходящее отзывается у них внутри — в теле, в мыслях, в чувствах. «Мороз» погружает в непривычные гипнотические ощущения оцепенения и скованности. Вместе с героями спектакля зрителям предстоит перенестись в особенное, безжизненное, застывшее, ирреальное пространство и задаваться глубокими нравственными вопросами, что такое страх, совесть, долг, смерть? Готовы ли вы хотя бы на полтора часа быть с самими собой по-настоящему честными?
Юлия Щеткова, Новая Сибирь online

Другие публикации

День театра в Новосибирске: Полуночный актерский марафон, выставка, премьеры и экскурсии

Новосибирские театры готовятся отметить профессиональный праздник. В честь Всемирного дня театра драматические и музыкальные труппы города запустят проекты, которые позволят разделить ежегодное событие не только с коллегами, но и со зрителями — ценителями, любителями и знатоками сценического искусства. В афишах заявлены премьеры спектаклей, актерские марафоны, квизы, концерты, экскурсии по закулисью и исторические выставки.

Юлия Щеткова, Новая Сибирь online

Что за прелесть эти сплетни

Петербургский режиссер Роман Кочержевский показал, что природа человека со времен английского классика комедии нравов Ричарда Шеридана не изменилась.

Яна Колесинская, Инфопро54

«Школа злословия» в театре «Красный факел»: прыжок в глубину веков и человеческих пороков

Вывести на сцену в XXI веке комедию нравов «Школа злословия», написанную и поставленную в 1777 году британским драматургом Ричардом Бринсли Шериданом, было вызовом, сродни прыжку в пропасть с тарзанки: сложно, рискованно, но интересно.

Ольга Рахманчук, Культура Новосибирска

Какой получилась «Школа злословия» в новосибирском театре «Красный факел»?

Новосибирский драматический театр «Красный факел"» впервые на своей сцене представил спектакль по пьесе британского драматурга Ричарда Бринсли Шеридана «Школа злословия». Постановку осуществил петербургский режиссер Роман Кочержевский.

Наталья Решетникова, Российская газета

630099, Новосибирск, ул. Ленина, 19