Отель двух миров

Новосибирский академический театр «Красный факел»: спектакль «Мертвые души» по мотивам поэмы Николая Гоголя. Режиссер Андрей Прикотенко, художник Ольга Шаишмелашвили, художник по свету Константин Бинкин, музыкальный руководитель Максим Мисютин.

«Мертвые души» в театре «Красный факел» были ожидаемы не только потому, что дата первой в нынешнем сезоне премьеры отдалилась на ноябрь. Это еще и первый после двухлетнего перерыва выход на сцену в главной роли Андрея Яковлева. И, конечно, первый в новой должности спектакль главного режиссера Андрея Прикотенко после перемещения сюда около года назад руководства из театра «Старый дом». Вместе с ним над спектаклем работает его постоянный соавтор – художник Ольга Шаишмелашвили. Почерк мастеров заметен сразу, с первых, можно сказать, секунд спектакля. «Красный факел» не будет прежним.

Если форма и стиль сложносочиненного спектакля «Мертвые души» закреплены в архитектурных расчетах, то его пространство текуче и неуловимо. Сцена, забрав у зала восемь рядов, вытянулась вперед и превратилась в уходящую туманными далями перспективу. Тысячи черных фонарей, дробясь и множась, нависают над миром, а главный из них, увеличиваясь в размерах, затягивает человека в круг света, чтобы вызволить из его подсознания затаенные помыслы.

Бесконечные кавалькады колонн растворяются в дымке времени – там теряются дороги и исчезают брички. Бренчанье неумолчных колокольчиков, звяканье и перепляс ложек, заунывные балалаечные мотивы Селифана, кучера явно дворянского происхождения, подгоняют Чичикова в бескрайний путь. Так Осип торопил Хлестакова, которому следовало побыстрее убираться восвояси.

Но у Хлестакова не было ни одного сравнительно честного способа отъема денег, они сами посыпались на него по неизвестным ему причинам. А у Чичикова был целый один способ наживы, и он с упоением им пользуется. Главная его мечта, как и у большинства россиян, – наварить 200 тыщ (допустим, долларов). Он аж весь трясется от предвкушения, от воплощения своей многоходовки; счастье обладания охватывает уже в момент поимки реестра, летящего к нему серокрылой молью.

Он пока не понимает, что попал в перевернутый мир, где все подчинено перевернутой логике. Логика режиссера тоже перевернута, что поставили бы ему в упрек почитатели хрестоматии. Каждый персонаж нестандартен в новом авторском прочтении, да и сам Чичиков далеко не «пошляк гигантского калибра», каким воспринимал его Набоков. Пошляк тут совсем другое лицо, но об этом позже.

Чичиков, этот франт, фигляр и фразер, подобно фонтану принимает форму другой фигуры. Все его перевоплощения бесполезны, но это открытие придет потом. Сначала он присматривается да приноравливается, а как уловит суть собеседника, так и пошло-поехало, то выкрутасы, то чего изволите.

С Маниловым Чичиков серьезен не по годам. Манилов есть герой трагический – солиден и сдержан как в движениях, так и в проявлении чувств. Свои мечты озвучивает с достоинством, неизбывная тоска по недостижимому читается в его взоре.

С Коробочкой Чичиков вступает в многозначительный интимный дуэт, осторожно пьет шампанское на брудершафт, принимает от девушки в годах ложечку, которая фигурировала в предыдущем визите. Черт выглядывает из–за угла. Коробочка носит белоснежный пеньюар поверх строгого черного костюма и бутылку с игристым вином в ящике для инструментов. Активно тоскует по твердому мужскому плечу.

У Собакевича Чичиков стоит смирно и угодливо, охотно заискивает и поддакивает. Пытается поддерживать светскую беседу и тут же лихо скатывается от хвалы другим официальным лицам к хуле и порицанию. Деловой Собакевич время от времени отворачивается, чтобы плотоядно поцеловаться с женой. Это их конек.

У клиентов Чичикова в наличии жена, обязательно красавица с замогильным голосом, и только Ноздрев носится с юным зятем, таскает его по злачным местам. С Ноздревым Чичикову труднее всего, ибо Ноздрев есть неуправляемая стихия. Ноздрев откровенно и несуразно пошл. Он, извините, закатывает кальсоны до трусов, без тормозов импровизирует ложь, а лилипутских размеров шашки у него сродни крапленым картам. «Давненько я не брал в руки шашек», – бормочет Чичиков, и тут же распознает подставу. А толку-то – скандал неминуем. И поражение по всем фронтам.

Именно Ноздреву отдан поразительный по силе воздействия романс на слова русского классика Николая Гоголя и музыку краснофакельского композитора Максима Мисютина. «По степи несется тройка, Пыль клубится над землей», – выводит Ноздрев, уползая вслед за Чичиковым. Этот театральный оксюморон, это слияние высокого и низкого, это соединение несоединимого больше всего, наверное, передает дуализм всего сущего, воплощает бесполезность белого вне черного, вселяет ощущение родной земли, вот когда едешь и едешь вдоль лесов, полей и степей, и не видишь границ, и не чуешь краев, бесприютность и свобода накатывают на тебя, и небо чисто, а дороги ухабисты, и страшно, что там кроется за поворотом, и нет сил возвращаться назад.

Чтобы что-то объяснить про этот мир, надо заглянуть за его пределы. Здесь нет конкретного времени, несмотря на букли в историческом стиле бидермейер, а есть отель двух миров, есть гоголевская круговерть – внебытовое пространство, окутанное инфернальным облаком необъяснимого. Реестр прилетает с неба, самовар исполняет Чайковского, робко подает голос аккордеон, высокий парень с потусторонним взором по фамилии Попов беспрестанно нарезает круги на роликах, будто бы пытается измерить неизмеримое. Действующие лица, по словам Набокова о «Ревизоре», явились «из того кошмара, когда вам кажется, что вы уже проснулись, хотя на самом деле погружены в самую бездонную пучину сна». Черти и призраки бродят по пятам за нездешними жителями города N, которые оборачиваются то сонным царством, то толпой зевак, то подвижны и любопытны, то заторможены в реакциях на происходящее, словно обитают не здесь, а угнездились в мире ином. Они и есть мертвые души, сбежавшие от жизни или, наоборот, не успевшие ее дожить.

Бежать, бежать… По дороге мчится тройка, Тройка скачет сквозь поля. А Ноздрев все ползет и ползет. А колокольчик все звенит и звенит. А Русь все несется и несется. А душа то поет, то плачет…

А Чичиков, не то что древний странник Одиссей, домой так и не вернется, да и не ждет его никто. Излучая космическую музыку, он медленно приближается к фигурам в белом, беззаботно перекидывающимся в бадминтон сотней воланчиков, что валяются под ногами. Как тот старик Хоттабыч, который наколдовал, чтобы на футбольное поле посыпалось бессчетное количество мячей.

Яна Колесинская, Театрон

Другие публикации

День театра в Новосибирске: Полуночный актерский марафон, выставка, премьеры и экскурсии

Новосибирские театры готовятся отметить профессиональный праздник. В честь Всемирного дня театра драматические и музыкальные труппы города запустят проекты, которые позволят разделить ежегодное событие не только с коллегами, но и со зрителями — ценителями, любителями и знатоками сценического искусства. В афишах заявлены премьеры спектаклей, актерские марафоны, квизы, концерты, экскурсии по закулисью и исторические выставки.

Юлия Щеткова, Новая Сибирь online

Что за прелесть эти сплетни

Петербургский режиссер Роман Кочержевский показал, что природа человека со времен английского классика комедии нравов Ричарда Шеридана не изменилась.

Яна Колесинская, Инфопро54

Пермский Театр-Театр сыграет в Новосибирске школьный мюзикл, драму по классике и почти античную трагедию

В Новосибирск в рамках межрегионального направления федеральной программы «Большие гастроли» приезжает один из самых известных региональных театров. С 1 по 6 апреля на сцене «Красного факела» представит свои спектакли Пермский академический Театр-Театр. Хорошо знакомый сибирской публике коллектив сыграет young adult мюзикл «Удачи, Марк!», драму самоидентификации по роману Ивана Тургенева «Отцы/Дети» и сложноустроенный трагический спектакль по пьесе белорусского драматурга Константина Стешика «Мороз».

Юлия Щеткова, Новая Сибирь online

«Школа злословия» в театре «Красный факел»: прыжок в глубину веков и человеческих пороков

Вывести на сцену в XXI веке комедию нравов «Школа злословия», написанную и поставленную в 1777 году британским драматургом Ричардом Бринсли Шериданом, было вызовом, сродни прыжку в пропасть с тарзанки: сложно, рискованно, но интересно.

Ольга Рахманчук, Культура Новосибирска

630099, Новосибирск, ул. Ленина, 19