«Очень хочется жить в мире, в котором говорят правду»

В театре «Красный факел» продолжаются показы премьеры сезона – спектакля «Смерть Тарелкина». Постановка стала заключительной частью в «театральном сериале» – трилогии Александра Сухово-Кобылина «Картины прошедшего». По задумке авторов, спектакли можно смотреть как по отдельности, так и по порядку.

Всё началось в 2020 году со спектакля «Дело» – второй части трилогии.  Ограничиваться ей одной не стали, и теперь можно посмотреть всю историю целиком: от водевиля «Свадьба Кречинского» до трагифарса «Смерть Тарелкина». Создатель спектаклей – Дмитрий Егоров, режиссёр из Санкт-Петербурга. На его счету более 50 постановок по всей России и не только, несколько пьес (под псевдонимом Данила Привалов), множество работ на различных фестивалях и лабораториях. С театрами Новосибирска режиссёр знаком больше десяти лет, а в репертуаре «Красного факела» до сих пор можно увидеть полюбившийся многими зрителями «Довлатов. Анекдоты».

В связке с режиссёром над трилогией работала драматург Светлана Баженова. Авторы спектакля признаются: язык Сухово-Кобылина очень сложный, к тому же пьеса написана в 19 веке, так что «ковидные» времена пошли постановочной команде на пользу – была возможность тщательно разобраться в тексте и привыкнуть к стилю писателя. А с последующими частями сценарий и игра давались актёрам уже проще, так как материал был более привычный, чем новое незнакомое произведение.

Всё же несмотря на единые стиль и сюжетную линию пьес, спектакли оказались очень разными по формату и настроению. «Свадьба Кречинского» – комедия в классическом исполнении, «Дело» – драма, где значительно сгущаются краски и ощущается безнадёжность, а «Смерть Тарелкина» просто добивает зрителя ужасом и бесчеловечностью всех персонажей.

Ключевая тема в «Смерти Тарелкина» – оборотничество. Оно начинается буквально с первых минут, когда мы видим репортаж телевизионной редакции «Петербургский циркуляр» (Павел Поляков, Александр Поляков, Екатерина Жирова), в котором мастерски искажают информацию о деле Кречинского и Муромских. Продолжается, когда Кандид Тарелкин (Денис Ганин) перевоплощается в умершего соседа. Далее тема оборотничества не отпускает спектакль до самой последней секунды. Максим Варравин (Константин Телегин) оборачивается, чтобы обхитрить Тарелкина, Иван Расплюев (Олег Майборода) из незначительного персонажа становится главным героем, а из порядочного помещика Петра Муромского (Владимир Лемешонок) делают ужасного злодея и негодяя. Как итог, в постановке нет ни одного честного персонажа, ни одного по-настоящему светлого момента, есть только угнетающее ощущение безысходности и пугающее совпадение с реальными жизненными ситуациями (хотя пьесе уже больше 150 лет!). При этом на протяжении спектакля ужас постоянно сменяется на смех – происходящее на сцене заставляет оборачиваться даже наши эмоции.

В отличие от предыдущих частей, «Смерть Тарелкина» у зрителей оставляет очень противоречивые чувства: от восхищения и благодарности создателям спектакля до бескомпромиссного неприятия увиденного. На вопрос, в чём же посыл спектакля, Дмитрий Егоров отвечает так: «Очень хочется жить в мире, где все говорят правду». И это, наверное, самое обнадёживающее. В отличие от театра, где исход определяют режиссёр и драматург, в жизни всё ещё многое остаётся в наших руках.

София Аболишина, Место встречи. Сибирь

Другие публикации

День театра в Новосибирске: Полуночный актерский марафон, выставка, премьеры и экскурсии

Новосибирские театры готовятся отметить профессиональный праздник. В честь Всемирного дня театра драматические и музыкальные труппы города запустят проекты, которые позволят разделить ежегодное событие не только с коллегами, но и со зрителями — ценителями, любителями и знатоками сценического искусства. В афишах заявлены премьеры спектаклей, актерские марафоны, квизы, концерты, экскурсии по закулисью и исторические выставки.

Юлия Щеткова, Новая Сибирь online

Что за прелесть эти сплетни

Петербургский режиссер Роман Кочержевский показал, что природа человека со времен английского классика комедии нравов Ричарда Шеридана не изменилась.

Яна Колесинская, Инфопро54

Пермский Театр-Театр сыграет в Новосибирске школьный мюзикл, драму по классике и почти античную трагедию

В Новосибирск в рамках межрегионального направления федеральной программы «Большие гастроли» приезжает один из самых известных региональных театров. С 1 по 6 апреля на сцене «Красного факела» представит свои спектакли Пермский академический Театр-Театр. Хорошо знакомый сибирской публике коллектив сыграет young adult мюзикл «Удачи, Марк!», драму самоидентификации по роману Ивана Тургенева «Отцы/Дети» и сложноустроенный трагический спектакль по пьесе белорусского драматурга Константина Стешика «Мороз».

Юлия Щеткова, Новая Сибирь online

«Школа злословия» в театре «Красный факел»: прыжок в глубину веков и человеческих пороков

Вывести на сцену в XXI веке комедию нравов «Школа злословия», написанную и поставленную в 1777 году британским драматургом Ричардом Бринсли Шериданом, было вызовом, сродни прыжку в пропасть с тарзанки: сложно, рискованно, но интересно.

Ольга Рахманчук, Культура Новосибирска

630099, Новосибирск, ул. Ленина, 19