Новосибирцы увидят «Свет» ‒ фильм-триумфатор кинофестиваля в Выборге

В конце февраля в широкий прокат выходит драма «Свет» (12+), имеющая прочные творческие связи с Новосибирском. Фильм, рассказывающий историю социальной работницы, которой не дают покоя юношеские воспоминания о прерванной дружбе, снял Антон Коломеец ‒ молодой российский кинорежиссер и бывший актер театра «Красный факел». В ролях не только столичные звезды и дебютанты, но и ведущие актрисы «Сибирского МХАТа» ‒ Елена Жданова, Галина Алехина и Ирина Кривонос. Спецпоказ, а также встреча с режиссером и новосибирскими артистами пройдет 12 февраля в Центре культуры и отдыха «Победа».

Антон Коломеец ‒ выпускник Новосибирского театрального училища и режиссерского курса Владимира Хотиненко во ВГИКе, в прошлом актер театра «Красный факел», а сейчас один из самых многообещающих авторов современной киноиндустрии. Карьеру в кино он начал с короткометражек («Четыре женщины», «Тоня плачет на мосту влюбленных»). В полном метре дебютировал в 2018 году с драмой взросления «Ваш репетитор». Широкому зрителю стал известен как сценарист сериала «Чики» (2020 год), а на большие экраны страны выходит с фильмом «Свет». Премьера драмы состоялась на кинофестивале «Выборг», где лента взяла главный приз и приз за лучший актерский состав. В российских кинотеатрах «Свет» стартует 22 февраля 2024 года. Новосибирцы смогут познакомиться с фильмом чуть раньше.

Главная героиня фильма — сотрудница социальной службы Татьяна Сергеевна (Елена Яковлева), которая живет обычной жизнью и готовится отметить 60-летие. Однако накануне юбилея она неожиданно сталкивается с прошлым, о котором всегда хотела забыть. Это происшествие заставляет женщину оглянуться назад и по-новому взглянуть на прожитые годы.

Точкой отсчета для сюжета фильма послужил однажды увиденный режиссером образ зрелой женщины, которая рассеянно глядит вдаль, откуда на нее в ответ смотрит юная девушка. Антон Коломеец начал развивать идею – фантазировать о том, кто эти двое и что их связывает между собой. Ответ пришел не сразу, но оказался поразительно прост – это один и тот же человек, вглядывающийся в самого себя через пелену времени. Так родилась идея показать параллель между прошлым и настоящим сквозь призму жизни одного человека. Важным изобразительным решением стало включение в сюжет двух параллельных временных линий, которые сливаются воедино. В этом режиссеру, как ни странно, помогла его мама, от которой главная героиня унаследовала некоторые факты биографии.

«Время от времени в памяти всплывали истории из молодости мамы, — рассказывает Антон Коломеец в одном из интервью. — Я попросил ее присылать мне разные воспоминания юности, важные и не важные. В итоге таким опосредованным образом мама стала прообразом главной героини. Не было первоначальной задачи снять кино о маме, но как-то естественно это выстроилась само. Конечно, это не биография, но очень многое я позаимствовал из жизни мамы. В частности, она тоже трудится социальным работником».

Родители также помогли молодому режиссеру воссоздать на экране хорошо знакомую им атмосферу середины 1970-х. «Они много рассказывали о своей молодости, о том, как жили молодые люди в те годы, во всех бытовых и не только деталях. Папа дотошно подбирал аутентичную музыку. Мы хотели бережно рассказать об эпохе и людях, о том, что молодость ‒ прекрасное время даже в годы застоя», — подчеркивает в беседе со зрителями Антон Коломеец.

Замысел будущего фильма продиктовал свои «правила игры».  Режиссеру предстояло не только точно воссоздать эпоху, но и передать настроение юности, в которую переносится героиня. Ранее Антон Коломеец уже сталкивался с подобной задачей в своей дебютной драме взросления «Ваш репетитор», где он создавал тактильные, наполненные собственным воздухом миры. Еще одной ключевой задачей фильма стала необходимость связать двух героинь – Таню и Татьяну Сергеевну, – сделать их разными, но, тем не менее, сущностно едиными. В этом режиссеру, кроме тонко прописанного сценария, помог удачный кастинг. Елена Яковлева, сыгравшая Татьяну в настоящем, поражает своей проникновенностью и жизненным опытом, а Дарья Коныжева, исполнившая роль юной Тани, обаятельно колюча и ершиста.

«Таня в юности — очень интересный для меня персонаж, — отмечает режиссер фильма «Свет» Антон Коломеец. — Обаятельная троечница, она очень любит свою подругу и с ревностью воспринимает новых друзей Марины, а также ее любовь. Она требовательна к миру и обуреваема максималистским желанием… Спустя несколько десятков лет мы видим в Татьяне Сергеевне уже другого персонажа. В ней еще остались отголоски той Тани, но она все-таки очень изменилась. Она не особо думает о себе. Не умеет рефлексировать. Это простая женщина, но простая – не значит глупая и упрощенная. В ее жизни всё хорошо сложилось: ее любят муж и сын, работа приносит ей удовольствие. Но глубоко в ней есть какая-то другая история, которая случилась в юности и живет как бы параллельно».

Триумвират звезд «Красного факела» на съемочной площадке «Света» ‒ народная артистка России Галина Алехина, заслуженная артистка Елена Жданова и прекрасная Ирина Кривонос ‒ счастливая случайность и вместе с тем судьбоносное решение, утверждает режиссер картины Антон Коломеец.

«На первоначальном этапе работы, во время подготовительного периода, мы планировали провести часть съемок в Новосибирске, поэтому местные ребята помогали нам искать локации и проводили кастинг на второстепенные роли, — рассказывает кинорежиссер. — Подходящих мест для съемок мы не нашли. А когда просчитали, поняли, что это будет очень трудная и дорогостоящая идея. Но кастинг мы уже сделали. Лена Жданова прошла зум-пробы. Я хотел ее на роль мамы главной героини. И продюсер согласилась с моим решением. Галина Александровна Алехина была моим мастером в Новосибирском театральном училище и коллегой в “Красном факеле”. Пробы она прошла в Москве, когда приезжала на “Золотую маску”. Выучила текст. Мы нашли ей партнера, все сняли. Продюсер увидела запись и сказала, что у Галины Александровны получилась идеальная героиня ‒ надо брать. С Ирой Кривонос мы дружим со времен моей работы в театре. Она мне всегда ужасно нравилась. Мы были партнерами в спектакле, где приходилось танцевать в стрингах… Сцены с ней я планировал снимать в “Красном факеле”. Из-за того, что мы отказались от Новосибирска, все сместилось, но это было мое режиссерское желание, моя режиссерская “хотелка”, и продюсер вновь поддержала меня».

Юлия Щеткова, Новая Сибирь online