Новосибирский театр «Красный факел» 105 лет находится на театральном Олимпе

«Красный факел» был основан в 1920 году в Одессе группой актеров во главе с режиссером Владимиром Татищевым. В этот день труппа новообразованного театра сыграла спектакль по пьесе Зинаиды Гиппиус «Зеленое кольцо».

Первые 12 лет театр функционировал как передвижной, гастролируя по разным городам страны, а свой постоянный дом обрел лишь в 1932 году, обосновавшись в здании бывшего Коммерческого собрания, функционировавшего в Новониколаевске с 1914 года.

Это стало важнейшим событием культурной жизни не только Новосибирска, но и всего тогдашнего Западно-Сибирского края. Первым спектаклем, сыгранным на новосибирских подмостках, стала постановка «Гоп-ля, мы живем!» по пьесе популярного в те годы немецкого драматурга Эрнста Толлера. Режиссером спектакля стал ученик великого Всеволода Мейерхольда Василий Федоров. Этот дебютный спектакль в новосибирской истории «Красного факела» вызвал неоднозначную реакцию зрителей и критиков, зато поставленный вскоре художественным руководителем театра Федором Литвиновым «Егор Булычев» по пьесе Максима Горького ждал подлинный триумф. Его высоко отмечали как местные театралы, так и московские, которые имели возможность оценить спектакль во время столичных гастролей.

В последующие годы «Красный факел» оставался флагманом сибирского театрального мира, год за голом радуя своих поклонников новыми яркими премьерами, причем репертуар театра отличался большим разнообразием: в нем находилось место как классикам отечественной и мировой драматургии, так и пьесам современных авторов.

Долгое время олицетворением «Красного факела», его символом и знаменем являлась выдающийся театральный режиссер Вера Павловна Редлих.

Перечислять ее заслуги и достижения можно ad infinitum, здесь же отметим лишь одну из них — в марте 1941 года она осуществила постановку «Гамлета» Уильяма Шекспира. «Красный факел» стал первым театром, поставившим нетленную трагедию в переводе Бориса Пастернака, опубликованном в 1940 году, а главную роль принца датского исполнил замечательный актер и еще одна легенда театрального Новосибирска Серафим Иловайский. Вообще, история «Красного факела» до предела насыщена именами необычайно талантливых режиссеров и актеров, навсегда вписавших свои имена в летопись театрального искусства не только нашего города, но и России в целом.

За 105 лет «Красный факел» прошел очень долгий и непростой путь, где были как впечатляющие взлеты и громкие достижения, так и неудачи, от которых, естественно, никто не застрахован. Все это время театр искал себя, вырабатывал собственный неповторимый стиль и воспитывал преданного и требовательного зрителя, способного тонко оценить качество представляемого ему продукта и должным образом воздавать по заслугам.

Сегодня «Красный факел» — это хоть и уже почтенного возраста, но в то же время молодой, современный и динамично развивающийся театр, не боящийся экспериментировать с жанрами и формами спектаклей, привлекая таким образом в свои стены в том числе и молодую аудиторию.

Вместе с тем, что важно, в последнее время заметный акцент художественным руководством театра делается на классический репертуар — как отечественный, так и иностранный. Из первой категории я бы выделил «Мертвые души» и «Бесы», поставленные главным режиссером Андреем Прикотенко, а также «Мещане» по первой пьесе Горького.

Ну а из заграничной классической драматургии, конечно, на первом плане «Ромео и Джульетта» — самая громкая и популярная постановка последних лет, достать билеты на нее почти невозможно.

Это, пожалуй, и самая наглядная иллюстрация репертуарной политики «Красного факела», которая заключается в том, чтобы брать за основу классические сюжеты, но при этом обыгрывать и интерпретировать их по-своему, максимально приближая к восприятию сегодняшнего зрителя.

Безусловно, один из секретов успеха театра кроется в его труппе — без преувеличения одной из лучших в России. Кроме того, нельзя не отдать должное талантам привлекаемых режиссеров, а также уровню используемого литературного материала. В совокупности все эти факторы обеспечивают «Красному факелу» любовь публики и заслуженное внимание профессионального сообщества. Я очень рад, что имею возможность быть частью этого процесса в качестве зрителя и критика, ну а в честь юбилея хочется пожелать театру держать планку на достигнутом уровне, а в идеале —даже ее повышать. Это довольно непростая задача, но, как известно, нет предела совершенству. И «Красному факелу» еще есть куда расти.
Дмитрий Овчинников, Инфопро54

Другие публикации

Одиссей: путь к себе

Новый сезон театр "Красный факел" начал с "Одиссеи". Режиссер Марк Букин, известный новосибирским зрителям яркой интерпретацией "Ромео и Джульетты", поставил спектакль по мотивам поэмы Гомера. Постановочная группа: композитор Евгения Терехин, художник Евгений Терехов, художник по костюмам Анастасия Терехова, художник по свету Евгений Козин, стихи Натальи Макуни, саунд-дизайнер, медиахудожник Андрей Платонов.

Евгения Буторина, Ревизор.ru

Театральный разговор как точка соприкосновения

Новосибирский «Красный факел» запустил новый социальный театральный проект «Разговоры о важном» в театре «Красный факел», ориентированный прежде всего на подростковую аудиторию. Формат проверенный и простой: юные зрители смотрят спектакли и обсуждают увиденное вместе с участниками постановки. При этом диалог двигает не только желание поделиться впечатлениями, но и возможность найти ответы на вечные вопросы, без которых невозможно обойтись, когда ты взрослеешь и отправляешься на поиски себя и своего места в этом большом мире.

Марина Вержбицкая, Новая Сибирь online

Культурный и познавательный туризм в приоритете гостей и жителей Новосибирской области

В Новосибирской области функционирует более 119 музеев и 32 театра, которые принимают туристов из разных регионов страны. В 2025 году наибольшей популярностью среди посетителей пользовались Новосибирский государственный академический театр оперы и балета, театры «Глобус» и «Красный факел», а также Новосибирский государственный краеведческий и художественный музеи.

Александра Моисеева, Сиб.фм

Премьеры декабря: Динамичные мюзиклы против абсурда и драмы человеческой души

Театры Новосибирска долистывают календарь и спешат к зрителям с премьерами спектаклей, которые зафиналят театральные впечатления в уходящем году. И отнюдь не все стремятся погрузить концепцию новых постановок в атмосферу зимних праздников. Публику ждет большой жанровый разбег: молодежный мюзикл, поэтический байопик, классика советского абсурда, чеховская драма и сказка на все времена.

Юлия Щеткова, Новая Сибирь online

630099, Новосибирск, ул. Ленина, 19