«Мертвые души» на сцене «Красного факела»

Ради постановки «Мертвых душ» сцену академического театра «Красный факел» увеличили до 35 метров, закрыв несколько передних рядов. И на этой бесконечной, как дороги России, сцене высятся белые колонны и играет маленький оркестрик, качаются и мигают черные лампы, а безмятежные барышни играют с юными поклонниками в бадминтон.

Белые воланчики падают, выпадают кучей, словно фрагменты бесконечного пазла, из которого создается  картина такой разной и бескрайней страны. Страны вне времени и пространства. В ней переплетаются прошлое и настоящее, реальность и мистика, классический текст, интернет-мемы и «пасхалки». Здесь по уходящей в вечность дороге несется та самая птица- тройка, которую все мы своим коллективным бессознательным помним со школьных времен.
 
«Мертвые души» стали первой премьерой Андрея Прикотенко в качестве главного режиссера «Красного факела». Решение о постановке было принято  на одной из первых встреч режиссера и труппы театра, так что, можно сказать, было коллективным. И воплощение получилось «многонаселенным». 26 человек постоянно на сцене: сопровождают путешествие Чичикова, наблюдают его попытки прикупить мертвые души, поют «Дубинушку» и рассуждают о судьбах России, спорят и сплетничают…

Художник Ольга Шаишмелашвили создала удивительное пространство, в котором отсутствие декораций воспринимается декорацией. Оно  заполняется музыкой Николая Попова и Максима Мисютина и насыщается светом (художник по свету Константин Бинкин). И в этом странном пространстве – иррациональном мире, где огромные черные лампы – почти персонажи, как и мертвые души, живут и действуют не менее странные, непредсказуемые герои, похожие на своих прототипов, как отражения  в комнате смеха.  

Мечтатель Манилов (Павел Поляков) здесь – не просто идеалист, а истинный радетель за судьбы Отечества. Кажется – еще немножко, и возьмет он в руки тот самый автомат из «Терминатора», а его жена (Дарья Емельянова) встанет за плечом и будет подавать патроны. Но в результате подает только чай, поит из чайной ложечки.

Плюшкин (заслуженный артист России Владимир Лемешонок) – щегольски одетый Лидер Общественного Мнения, собирающий вместо старых тряпок старых поклонниц. Настасья Ивановна Коробочка (Ирина Кривонос), позиционирующая себя Настасьей Филипповной. Ноздрев (Константин Телегин) живущий наотмашь, без границ. Если проигрываться – то до трусов, если дружить – до самозабвения, если врать – то до абсурда…

В этом удивительно густонаселенном спектакле нет проходных ролей, будь то кучер Селифан (Денис Ганин) или жена председателя Анна Григорьевна (заслуженная артистка России Елена Жданова). Здесь в каждом эпизоде столько смыслов, что хочется перебирать, как четки, пересматривать и анализировать. Соотносить с текстом поэмы и современными фильмами, отыскивая те вешки, которые выведут к дороге.  По которой под  классический перестук ложек мчится тройка, и Чичиков (блестящая работа Андрея Яковлева) торгуется и выпрашивает, спорит и заигрывает,  мимикрируя под ожидания каждого персонажа. Обещая то, что каждый хочет  услышать, получить, понять. Его появление и необычность просьбы  меняет привычную  картинку уездной жизни. Смешивает  реальность и мистическое пространство, заставляя проявляться скрытое от глаз. Сплетая времена и  смыслы. Заставляет верить в нечто грандиозное, которое непременно должно вот-вот случиться и изменить все… 

Евгения Буторина, Ревизор.ru

Другие публикации

День театра в Новосибирске: Полуночный актерский марафон, выставка, премьеры и экскурсии

Новосибирские театры готовятся отметить профессиональный праздник. В честь Всемирного дня театра драматические и музыкальные труппы города запустят проекты, которые позволят разделить ежегодное событие не только с коллегами, но и со зрителями — ценителями, любителями и знатоками сценического искусства. В афишах заявлены премьеры спектаклей, актерские марафоны, квизы, концерты, экскурсии по закулисью и исторические выставки.

Юлия Щеткова, Новая Сибирь online

Что за прелесть эти сплетни

Петербургский режиссер Роман Кочержевский показал, что природа человека со времен английского классика комедии нравов Ричарда Шеридана не изменилась.

Яна Колесинская, Инфопро54

Пермский Театр-Театр сыграет в Новосибирске школьный мюзикл, драму по классике и почти античную трагедию

В Новосибирск в рамках межрегионального направления федеральной программы «Большие гастроли» приезжает один из самых известных региональных театров. С 1 по 6 апреля на сцене «Красного факела» представит свои спектакли Пермский академический Театр-Театр. Хорошо знакомый сибирской публике коллектив сыграет young adult мюзикл «Удачи, Марк!», драму самоидентификации по роману Ивана Тургенева «Отцы/Дети» и сложноустроенный трагический спектакль по пьесе белорусского драматурга Константина Стешика «Мороз».

Юлия Щеткова, Новая Сибирь online

«Школа злословия» в театре «Красный факел»: прыжок в глубину веков и человеческих пороков

Вывести на сцену в XXI веке комедию нравов «Школа злословия», написанную и поставленную в 1777 году британским драматургом Ричардом Бринсли Шериданом, было вызовом, сродни прыжку в пропасть с тарзанки: сложно, рискованно, но интересно.

Ольга Рахманчук, Культура Новосибирска

630099, Новосибирск, ул. Ленина, 19