Люблю все талантливое

Одна из ведущих актрис крупнейшего театра Новосибирска «Красный факел» – Ирина Кривонос – обладает редким даром: быть абсолютно убедительной. Причём не только на сцене, но и в кино, а главное – в жизни. Накануне юбилея артистка откровенно рассказала о себе, своём взгляде на профессию и предназначение. 

Справка:
В портфолио Ирины Кривонос более 50 ролей. Окончила Екатеринбургский театральный институт. Работала в Ижевском драматическом театре. С 1998 года – актриса театра «Красный факел». Лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска» в составе творческой группы спектакля «Три сестры» по пьесе Чехова в номинации за «Лучший актёрский ансамбль». Лауреат премии НО СТД РФ «Парадиз» за роль Лизы Протасовой в спектакле «Дети солнца» по пьесе Горького. Снялась в двух полнометражных фильмах новосибирских режиссёров – Дениса Казанцева («Суворовец») и Антона Коломейца («Свет»).

О профессии

Я верю, что у каждого своё предназначение в жизни. У меня никогда не было желания заниматься чем-то другим кроме театра.

Когда я сказала маме, что хочу стать артисткой, для неё это было то же самое, как если бы я собралась лететь в космос, настолько моя семья и место, где я родилась, были далеки от театра. Но мама во всём меня поддержала.

Романтические представления о профессии исчезли сразу после поступления в театральный институт. Актёрское дело – это процесс, смысл которого выходит за рамки твоего пребывания на сцене или получения отклика из зала. Работая над ролью, ты создаёшь новые миры и смыслы и подобно Создателю вдыхаешь в них жизнь. Ты должен сделать своего героя не только максимально живым, но и подлинным, настоящим, чтобы никто не подкопался. Когда это получается, испытываешь азарт и эйфорию. В такие моменты творчества остро осознаёшь своё особое место в мире.

О ролях и театре

Как бы блестяще ты ни играл, рано или поздно наступает момент некой внутренней точки, когда понимаешь, что с этой ролью пора расстаться. И дело тут не в возрастных изменениях, а в меняющемся мироощущении.

В театре у меня было амплуа хара́ктерной актрисы, которой предлагали комедийные роли, пока режиссёр Тимофей Кулябин не увидел во мне потенциал драматической актрисы. Он сказал: «Я верю в тебя, ты сможешь». У меня остались претензии к тому, какой получилась у меня леди Макбет, но с этой роли началась совсем другая жизнь в профессии.

Дальше была Ольга в «Трёх сёстрах», где мы играли на языке глухонемых, а потом Лиза в «Детях солнца» – глубоко трагедийная роль, к осмыслению которой привлекался даже психолог, потому что речь в пьесе идёт о женщине, пережившей теракт. С каждой ролью задачи усложнялись, и через это преодоление я росла как актриса.

Отношение к театру за 25 лет службы менялось много раз, но одно я знала всегда: «Красный факел» – это сильный театр, без малейшего налёта провинциальности. Попасть сюда – большая удача. 

О новых формах

Не понимаю разделения театров на классические и актуальные, для меня главное, чтобы постановки были сделаны талантливо и убедительно. Поэтому принимаю любые формы, если за этим есть идея и всё осмысленно и оправдано до мелочей.

Иногда новый взгляд на классику открывает парадокс. На этом приёме у нас построены, например, «Мёртвые души» в постановке Андрея Михайловича Прикотенко. Казалось бы, привычные персонажи, и вдруг с подачи режиссёра они неожиданно разворачиваются на 180 градусов, и за этим очень интересно наблюдать. Особенно когда на сцене обаятельные актёры, интересные тебе как личности. Ведь тогда сверх роли они транслируют в зал и некие свои смыслы, своё понимание жизни, и это всегда считывается.

А вот идти на поводу у зрителя, заигрывать с ним не надо – это пошло и непрофессионально.

Об успехе

Как только ты захочешь застолбить какие-то свои успехи, попытаться, как говорят, ухватить Бога за бороду, всё в твоей жизни начнёт лететь к чертям. Поэтому не стоит думать, что всё знаешь и умеешь – жизнь будет постоянно проверять тебя по всем статьям, как в профессиональном, так и в личном плане.

Прекрасных артистов и театров сегодня много, нас невозможно даже сравнивать. И в этом разнообразии важно быть готовым к переменам, быть открытым к новым формам и знаниям. 

Нередко внезапный успех кружит людям голову, хотя они едва только начали о себе что-то понимать. Я хочу, чтобы моя крыша оставалась при мне. 

О ресурсах

С эмоциональным выгоранием мой организм борется жёсткими методами – укладывает на диван путём перелома рук или ног. Видимо, это самый действенный способ выйти из потока, остановиться и подумать: «А что идёт не так?»

Если полоса совсем чёрная – я иду к психологу, он помогает не зарыться в своих эмоциях, а отзеркалить ситуацию и увидеть проблему под другим углом.

Иногда в роли психолога выступает муж: у него свой взгляд на вещи, своё мнение, к которому я прислушиваюсь, и это приводит меня в чувство. 

Моя семья – моё главное достижение, моя гордость и любовь

Плавание, йога и работа в саду помогают мне восстановить силы, эмоциональный баланс.

О семье

Привлекательной женщину делает здоровье, а счастливой – семья.

Моя семья – моё главное достижение, моя гордость и любовь.

Важно быть в контакте со своими близкими людьми, ценить каждый момент.

У нас есть дом на Оби. Мы уезжаем туда и смотрим на реку. Часами можем просидеть на берегу, любуясь закатом и наслаждаясь тишиной.

О возрасте

Я не комплексую по поводу возраста и стараюсь держать себя в хорошей форме.

В 50 хочется искать какие-то новые для себя смыслы и задавать вопросы о том, как бы ты хотела жить дальше, что бы тебя радовало и могло ещё удивлять.

О предназначении

Я долго искала ответ на вопрос «Для чего всё это?», и каждый раз по-разному на него отвечала. Сейчас думаю, что если моя работа задевает душу хотя бы одного сидящего в зале человека или даёт повод о чём-то задуматься, значит, я на своём месте, и Бог во мне не ошибся.


Анастасия Куприянова, Leaders Today