Леди Макбет нашего времени
По мотивам повести Лескова в новосибирском театре «Красный факел» состоялась премьера спектакля в постановке Петра Шерешевского, главного режиссера Московского театра юного зрителя. Режиссер сам пишет пьесы и сценарии к спектаклям, публикуя их под псевдонимом Семен Саксеев.
Написан очерк 160 лет назад. Как изменился человек за это время, изменилась ли его нравственная природа?
– Мы рассматриваем время через время, ситуацию через ситуацию, – так определил режиссер трансформацию действия спектакля в другую временную эпоху.
По Лескову молодая замужняя купчиха Катерина Львовна Измайлова влюбляется в красивого приказчика Сергея. В ходе развития сюжета происходит несколько убийств: Катерина отравляет свёкра, затем вместе с Сергеем убивает своего мужа, а потом душит малолетнего племянника Федю, фактического наследника.
Любовь, страсть, ненависть – что толкает человека к той опасной черте, за которой нет возврата?
Катерина – безусловная злодейка, как считает актриса Юлия Новикова, сыгравшая главную героиню.
А как же «любовь все оправдывает»?
«Для нее не существовало ни света, ни тьмы, ни худа, ни добра, ни скуки, ни радостей, она ничего не понимала, никого не любила и себя не любила».
Что это – чистая биология? Мотивация Катерины – борьба за имущество и любимого человека, который дал ей впервые почувствовать эту самую любовь.
– Мне в детстве всегда нравилось заглядывать в окна, проходя мимо домов, – рассказывает Юлия. – Какая там жизнь? А она везде разная. Возможно ли сейчас такое? Возможно, за стенкой панельки (панельного дома) может происходить все что угодно.
– Все равно она живой человек, и испытывает и страх, и ненависть, как все мы. Только во что это выливается, когда переходит допустимую грань. Катерина Львовна человек, недолюбленный в детстве. И замуж за Зиновия Борисовича она выходила без любви. Холодные глаза без эмоций, небрежно распахнутый халат на протяжении почти всего спектакля, дом, магазин. Тоска и скука.
И вот она открывает этот мир любви и готова ради этого на все.
– Очень интересно наблюдать внутренний процесс героя, – делится своими ощущениями от работы над образом Сергея актер Денис Ганин. – Сергей принимает и оправдывает первое убийство, затем второе. Третье приводит в шок, но он все равно идет за Катериной. Слабый человек, она оказалась сильнее, подавила его. Они оба не могут остановиться.
Это история сегодняшнего дня. История про людей, которые живут рядом с нами. Оглянитесь, как много вокруг негатива. Мы видим криминальные сводки даже по нашему городу.
Когда-то Николай Лесков писал Всеволоду Крестовскому: «А я вот, когда писал свою «Леди Макбет», то под влиянием взвинченных нервов и одиночества чуть не доходил до бреда. Мне становилось временами невыносимо жутко, волос поднимался дыбом… Это были тяжелые минуты, которых мне не забыть никогда. С тех пор избегаю описания таких ужасов».
Любовь – это очень сложное понятие, и каждый из нас понимает его по-своему, – режиссер Петр Шерешевский видит «Леди Макбет» как абсолютное зло. – У меня к ней нет жалости совсем. И Лесков не смотрит на нее как на героиню. Все, что она делает, это со скуки. Все это делается из-за денег, а не только из-за любви. Это спектакль про обыденность зла. Деньги действительно очень важная составляющая нашей жизни, и никуда мы от этого не денемся. Но не самая важная. Когда же они встают во главу угла, это уничтожает человеческую природу.
Сергей прагматичный человек, который умеет пользоваться своими мужскими достоинствами. И все. С рефлексией и совестью дело обстоит плохо. Их просто нет. Точка невозврата была пройдена с первым убийством. Зло пожирает само себя.
Важно чтобы зритель ощутил, что это происходит не где-то отвлеченно, а рядом, с его соседями. Я сам являюсь жителем панелек. И я не говорю, что это какие-то «они», я говорю, что это какие-то «мы». Это мир, в котором живет девяносто процентов зрительного зала.
У Лескова это некий отвлеченный Мценск. В моем режиссерском мире это город Новосибирск. Мы даже как вариант планировали назвать спектакль «Леди Макбет с Первомайского района».
Современный текст в спектакле перекликается с оригинальным авторским, постепенно очерк перерождается в трагикомедию.
И вот уже звучит дворовый уровень «Кто написал «Левшу» 6 букв? – Пушкин – Подходит!»
Зажигательные аранжировки песенных хитов, звучащих в спектакле в хоровом «дворовом» исполнении, сделал композитор Ванечка (Оркестр Приватного Танца) – «Желтые тюльпаны», «Всё для тебя», «Шальная императрица». Оригинально звучат придуманные Ванечкой музыкальные инструменты глокеншпиль и утюгон – аналоговый синтезатор из утюгов.
И конечно на протяжении всего спектакля на сцене колоритное трио дворян «Бабки» (актрисы Галина Алехина, Татьяна Классина и Светлана Плотникова) – «мы же во дворе, значит дворяне»!
Юный актер Всеволод Казанцев сыграл в спектакле свою премьерную роль мальчика Феди. Поздравляем с премьерой!
Изменилась ли наша природа за 160 лет? Жив ли внутри нас пресловутый «нравственный закон»?
Заключительная сцена резко обрывает цепочку преступлений. Темный двор. Темный дом. Закрытые окна. И голос Катерины за кадром.
«Как мы с тобой погуливали, осенние долги ночи просиживали, лютой смертью с бела света людей спроваживали…»
Возмездие… Будет ли оно? Возмездие должно наступить…
Спектакль 18+. И вероятно не все зрители примут такую современную трактовку лесковского текста, панельную конструкцию действия и мышления, неожиданную заключительную сцену. Будут споры, будет принятие-непринятие. Только равнодушия не должно быть. Очень важные нравственные вопросы затронуты, которые касаются каждого из нас.