«Красный факел» рассказал о планах в новом театральном сезоне
Репертуар театра в предстоящем сезоне по-прежнему будет строиться на лучших образцах мировой литературы, однако к постановкам классических произведений добавится камерное направление, ориентированное на открытие новых для Новосибирска имен и текстов.
«Концепция этого сезона, как и двух предыдущих, строится на том, что “Красный факел” ‒ академический репертуарный театр. Мне кажется, нам очень идет этот большой стиль, — говорит художественный руководитель театра «Красный факел» Андрей Прикотенко. — Наши спектакли успешны и производя большое художественное впечатление. Мы собираем аншлаговые залы в Новосибирске, получаем приглашения на известные фестивали, гастролируем в крупнейших городах России. Поэтому мы вновь обращаемся к классике, к шедеврам мировой литературы, но расширяем границы интерпретации и привлекаем зрителей разных поколений. “Одиссея” в постановке Марка Букина будет наполнена драйвом и молодежным поиском. “Дядя Ваня”, над которым я сейчас работаю, станет программным спектаклем и завершит трилогию, начатую “Мертвыми душами” и “Бесами”. Спектакль Алексея Франдетти станет новой ступенью для театра, позволит нам усилить музыкальную часть».
ПРЕМЬЕРЫ
Первая премьера сезона пройдет в ноябре. На Большой сцене будет представлен спектакль «Одиссея» в постановке Марка Букина, хорошо известного зрителям «Красного факела» по музыкальной интерпретации трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта». Над инсценировкой поэмы Гомера работает драматург Ксения Гашева. Визуальные миры спектакля создают художники Евгений Терехов и Анастасия Терехова, а музыку пишет композитор Евгения Терехина.«“Красный факел” ‒ академический театр, репертуар которого опирается на классическую мировую литературу, — подчеркивает художественный руководитель «Красного факела» Андрей Прикотенко. — А Марк Букин умеет высвобождать молодую энергию и соединять ее с историей, рожденной в недрах этой литературы».
В декабре Большую сцену «Красного факела» ждет «Дядя Ваня». Спектаклем по пьесе А.П. Чехова художественный руководитель театра Андрей Прикотенко завершит трилогию, начатую в предыдущих сезонах «Мертвыми душами» и «Бесами». Связующим звеном между классическим сюжетом отечественной драматургии и современной реальностью для режиссера станет идеализм как код и важная часть русской культурной матрицы.
«Идеализм интересен мне и внутри себя, и в людях, потому что это ‒ путь к чистоте человеческой, — говорит Андрей Прикотенко. — Можно собрать целую галерею произведений, которые исследовали этот русский феномен. Идеализм в форме жажды перемен можно обнаружить у Гоголя в “Мертвых душах”, потому его герои воспринимают Чичикова как Мессию. У Достоевского в “Бесах” идеализм доведен до критического императива, до рациональной жестокости, желания вычистить эту землю, искупав всех в крови. Чеховский идеализм ‒ это роспись в бессилии, проявленная как упадническое мироощущение, близкое к депрессии. Он переводит в абсурд логику персонажа, не верующего уже ни во что и почти не верующего в Бога».
Над сценическим оформлением спектакля «Дядя Ваня» вновь работает постоянный соавтор Андрея Прикотенко Ольга Шаишмелашвили, развивая идею бесконечного пространства, которое на этот раз будут населять очарованные и разочарованные чеховские герои.
В марте «Красный факел» пополнит репертуар Малой сцены. Режиссер Степан Пектеев поставит спектакль, литературной основой для которого послужит сценарий Фридриха Горенштейна и Андрея Тарковского «Солярис», созданный по мотивам одноименного романа Станислава Лема. Именно этой работой «Красный факел» откроет новое для себя направление, реализация которого будет проходить в камерном пространстве. В фокусе внимания окажется опыт концептуального прочтения советских (и не только) киносценариев, к которым большой экран не всегда был благосклонен, и знакомство с новыми для театрального Новосибирска режиссерскими именами.
Особое место в репертуаре «Красного факела» занимают проекты патриотической направленности. В прошлых сезонах зрителям были представлены музыкально-драматические композиции «Февральский дневник» по произведениям Ольги Берггольц и Даниила Гранина и «Судьба и время» на основе поэзии Владимира Высоцкого, созданные в коллаборации с Филармоническим камерным оркестром Новосибирска. Актеры театра регулярно выезжают с моноспектаклями и концертными программами в военные госпитали и санатории, где проходят реабилитацию ветераны военной службы и участники СВО. В 2026 году к Дню Победы на Малой сцене «Красного факела» будет представлен театрально-поэтический проект, литературной основой которого станут тексты, посвященные героям ВОВ и СВО. Актер театра Денис Казанцев выступит в качестве режиссера и соединит в единое сценическое полотно повесть Вячеслава Кондратьева «Отпуск по ранению» и корпус современных материалов ‒ документальные хроники, фронтовые дневники и письма участников СВО, рассказы очевидцев и «окопную» поэзию.
Новая постановка, решающая задачи сохранения исторической памяти и формирования духовно-нравственных ценностей, станет художественным мемориалом всем, кто сражался и сражается за мирное небо над нашими головами, войдет в репертуар театра и будет иметь выездной вариант для показов на других площадках Новосибирской области.
Последнюю премьеру 106-го театрального сезона команда «Красного факела» выпустит на Большой сцене в июне. Известный российский режиссер Алексей Франдетти поставит музыкальный спектакль «Великий Гэтсби». Новая интерпретация романа Ф. С. Фитцджеральда о безграничной вере в силы человека, сражающегося за свое счастье, войдет в репертуар «Сибирского МХАТа» в ритме джазовых стандартов, а работа с лучшим постановщиком мюзиклов в России позволит труппе расширить границы своих профессиональных возможностей.
ПРОЕКТЫ
Весной 2026 года театр «Красный факел» выпустит совместный проект с Новосибирским государственным театральным институтом и Российским государственным институтом сценических искусств. Выпускник мастерской Андрея Могучего поставит на Малой сцене спектакль, участие в котором примут студенты НГТИ. Это будет первый выход на профессиональные подмостки курса, ориентированного на «Красный факел».Художественными руководителями проекта выступят режиссеры Андрей Могучий и Андрей Прикотенко.
НОВЫЕ ЛИЦА
В 106-м сезоне художественное руководство театра «Красный факел» приняло решение о пополнении актерского состава молодыми кадрами. Был проведен кастинг, по результатам которого в труппу вошли два артиста. Никита Демидов ‒ выпускник Свердловского колледжа искусств и культуры и в недавнем прошлом артист Серовского театра драмы им. А.П. Чехова. И хорошо знакомый поклонникам музыкального театра Михаил Полубоярцев ‒ выпускник Новосибирского государственного театрального института, номинант Российской национальной театральной премии «Золотая маска» и в прошлом солист Хабаровского краевого музыкального театра и Новосибирского музыкального театра.ФЕСТИВАЛИ
9 сентября моноспектакль Андрея Яковлева «Спасти камер-юнкера Пушкина» (режиссер Полина Гнездилова) отправится в белорусский Брест, где будет сыгран в рамках основной программы Международного театрального фестиваля «Белая Вежа». В смотре, имеющем четвертьвековую историю, примут участие коллективы из 6 стран мира: Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана. В афише заявлено 32 спектакля на пяти языках.26 октября спектакль «Собачье сердце» в постановке Романа Габриа будет показан зрителям Петропавловска-Камчатского в рамках Первого межрегионального фестиваля «Горизонт». Смотр пройдет под эгидой Театра Наций и представит все разнообразие современного российского театра: драматического, музыкального, кукольного, уличного. Спектакли из разных городов России, мастер-классы и творческие встречи сплетутся в живую ткань культурного диалога, расширяя географию современного театра и давая импульс к развитию молодых талантов на востоке страны.
В феврале 2026 года спектакль Андрея Прикотенко «Бесы» по роману Ф.М. Достоевского отправится в Москву, где станет участником Всероссийского фестиваля-смотра «Атлас театральной России». Ключевая идея фестиваля ‒ «театр для всех – театр для каждого». Для самой широкой зрительской аудитории будет представлено театральное искусство всех регионов России ‒ от больших по формату драматических и музыкальных спектаклей до фольклорных представлений камерного формата. Москвичи смогут увидеть постановки мастеров российской сцены и молодых режиссеров, уже сегодня получивших признание в своем городе, но ни разу не гастролировавших в столице страны.
РЕМОНТ
Прошедшим летом «Красный факел» продолжил ремонтные работы во внутренних помещениях театра. Специалисты основательно обновляют фойе Большого зала, вестибюли, гардеробы, буфет, где вскоре появится современная мебель и оборудование. Отремонтированы стены и потолки. Реновированы инженерные системы, вентиляция, отопление и электроосвещение. Выбрано единое колористическое решение, которое гармонично соединит зрительское фойе Большого зала с интерьером фойе Малого зала и позволит реализовать новые выставочные проекты, связанные с историей и современной репертуарной деятельностью «Красного факела».«Комфорт зрителей, функциональность и красота всегда остаются для нас в приоритете, — подчеркивает директор театра «Красный факел» Антонида Гореявчева. — Общее стилистическое решение интерьеров задаст особое настроение и атмосферу и послужит ярким примером того, как ушедшая эпоха, которой принадлежит историческое здание “Красного факела”, становится частью современной жизни театра».
Все ремонтные работы производятся с соблюдением требований, предписанной государственной историко-культурной экспертизой, поскольку здание театра является памятником архитектуры. Познакомиться с обновленными интерьерами театра зрители смогут в октябре.