Кино с сибирским характером

Денис Казанцев представляет премьеру полнометражного фильма «Суворовец. 1944», драматические события которого разворачиваются в одной из деревень Новосибирской области. Это его девятая киноработа. Снимая шесть лет без господдержки и многомиллионных бюджетов качественное авторское кино для широкого зрителя, Денис не только объединяет вокруг себя профессиональное сообщество, но и создаёт новейшую кинематографическую историю Новосибирска. О том, как это ему удаётся, а главное, зачем Новосибирску своё кино, Денис рассказал в интервью Leaders Today.

LT: Денис, что вас, человека из театральной среды, привело в кино?

ДЕНИС КАЗАНЦЕВ: По большому счёту, театр и кино работают в одной сфере визуального искусства. Я же изначально учился на актёра театра и кино, а второй диплом защищал как режиссёр-постановщик. Работая долгое время в театре, я в определённый момент почувствовал потребность говорить со зрителем о волнующих меня темах. Сделать это через постановки, в которых я был задействован как актёр, не представлялось возможным, ведь режиссёры в спектаклях поднимали какие-то свои вопросы.

Тогда я решил – почему бы не попробовать силы в кино? Собрав небольшое творческое объединение «АПАРТТЕАТР», мы в 2018 году сняли свою первую короткометражку «Андреи» о конфликте двух братьев из-за матери. И настолько увлеклись процессом кинопроизводства, что уже шесть лет, не останавливаясь, развиваемся в этом направлении, качественно повышая свой уровень от фильма к фильму. А сделали мы уже девять картин, большинство из которых были отмечены на различных федеральных и международных кинофестивалях.

Какие темы волнуют вас как режиссера и откуда берутся идеи киносюжетов?

Как говорил один из моих мастеров, в мире всего двенадцать сюжетов, закрученных на отношении человека к себе и окружающим и поданных с разных точек зрения. Меня же как автора интересуют три темы: Семья, Вера и Человек, – точнее, его место в социуме. И это не искусственно рождённые вопросы, а некий отклик из моего детства и жизненного опыта.

Сценарии к фильмам я пишу сам, на основе идей, взятых из головы, либо имеющих под собой литературную основу. Так было с коротким метром «Мальчик Христов», снятым по мотивам произведения Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на Ёлке». Но, обращаясь к классикам, я не делаю буквальные инсценировки, а пытаюсь развить историю под своим углом, не оскорбляя автора и не выворачивая его текст наизнанку.

А вот идея короткометражки «Камень» родилась внезапно из поездки загород, когда я увидел на обочине громадный валун, ставший впоследствии метафорой несокрушимости человеческого духа, противостоящего тревогам и бедам.

В марте должна состояться премьера полнометражного фильма «Суворовец. 1944», который вы сняли в Новосибирске прошлым летом. Расскажите о нём подробнее.

Примерно год назад мне позвонил продюсер и основатель Новосибирской студии детского игрового кино «Краски» Денис Вязников. Он рассказал, что выиграл президентский грант на съёмки фильма и предложил мне доработать сценарий и возглавить съёмочную группу. Я, зная Дениса и его работы, согласился и пригласил присоединиться к нашему творческому альянсу замечательного новосибирского оператора, с которым снимал свои фильмы – Игоря Токарева. В это же время был проведён кастинг детей для годового обучения актерскому мастерству с возможностью получить центральные роли в нашем будущем фильме. На роли взрослых героев были приглашены лучшие актеры новосибирских театров.

Меня как автора интересуют три темы – Семья, Вера и Человек

Весь материал отсняли за полтора месяца в Колыванском районе НСО, где по сюжету и разворачиваются события. Всего в картине было задействовано 160 человек вместе с массовкой. Сейчас в постпродакшене нам помогает Екатеринбург, где идет работа со звуком, монтаж делает Москва, музыку пишет Новосибирск, а цветокоррекцию – наш друг в Голливуде. В марте планируем показать нашу работу широкому зрителю, ведём переговоры о прокате фильма в Новосибирске на большом экране и в кинотеатрах других регионов. Ну а после премьеры «Суворовца» ждут полтора года фестивальной программы.

А какова всё-таки сюжетная линия?

«Суворовец. 1944» – это кино для семейного просмотра. По сюжету в тыл страны, в Новосибирскую область, из Суворовского училища на каникулы приезжает 13-летний курсант Вовка. Оказавшись дома, он узнаёт, что отец полгода как ушёл на фронт, ничего ему не сказав. Плюс в родной деревне появились новые люди, совершающие преступления по отношению к местным жителям. Вовка, чтобы доказать, что он уже не маленький, вступает в конфронтацию с бандой и пытается навести порядок. Получится ли это у него, какими средствами, а главное, какой ценой, вы узнаете в фильме. Обещаю – всем будет интересно! Ведь там есть всё, что нравится людям в приключенческом жанре – погони, перестрелки и даже элементы триллера.

Разговоры о том, чтобы на хорошем уровне развивать кино в регионах, ведутся уже давно. Как вы оцениваете потенциал и перспективы Новосибирска в этом плане?

Я считаю, что кино в регионах развивать нужно. Есть тому положительные примеры Якутии или Иркутска, где уже сложилось своё киносообщество, а на проекты местных режиссёров ежегодно выделяются субсидии. Можно по-разному относиться к работам тех же якутских режиссёров, фильмы которых смотрит сравнительно небольшое количество зрителей, но ведь это только пока — когда-то и корейское или китайское кино было непопулярным, а сейчас имеет феноменальный успех.

В наших театрах играют одни из лучших актёров в стране

 Главное же – это постоянный рост и развитие индустрии, а с этим в других регионах намного лучше, чем в Новосибирске, хотя потенциал у нас – неисчерпаемый! В наших театрах играют одни из лучших актёров в стране, есть свои профессиональные операторы, техника. Не хватает только объединения этих людей в сообщество и поддержки инициатив сверху.

А удаётся ли привлечь в киноискусство бизнес?

Все шесть лет этим и занимаюсь! К счастью, находятся люди, интересующиеся темой регионального кино, которым хочется оставить свой след в этом виде искусства, выступая меценатами или сопродюсерами проекта. Несколько фильмов мы, например, сделали с новосибирским предпринимателем Владимиром Терновским. В январе выйдет короткометражка, идею сюжета которой он сам нам и подсказал. Получилась очень трогательная и ироничная история про Деда Мороза и одну обиженную в детстве даму. Кстати, главную героиню сыграла актриса «Красного факела» Елена Жданова. 

Мы беседуем с вами в театре, а недавно в  «Красном факеле» состоялась другая ваша премьера – комедия Дж. К. Джерома «Трое в лодке, не считая собаки», где вы выступили, как режиссёр. Не страшно было замахнуться на известную всем киноверсию этого произведения?

А сейчас мы ставим с Романом Габрия «Собачье сердце» по Булгакову, где я играю товарища Швондера… Безусловно, оба фильма по этим произведениям – шедевры с блестящим составом гениальных актёров. Но, во-первых, сняты они были уже достаточно давно, и современный молодой зритель о них почти ничего не знает. А, во-вторых, здесь ведь важно не то, кто первый снял или сыграл на сцене, а сама тема и наш индивидуальный взгляд на неë в постановке этих спектаклей.

И в бизнесе находятся люди, интересующиеся темой регионального кино

Когда работаешь с таким материалом, то открываешь какие-то новые грани и ракурсы. У К. Джерома в этой комедии собраны сливки английского юмора, и артисты, занятые в постановке, играют свои роли с такой радостью и любовью, что это чувствует зритель в зале, получая удовольствие вместе с ними. Есть спектакли, где зритель должен потрудиться душой, а в «Троих в лодке» мы все немного расслабляемся и погружаемся в бесконечно искреннюю, пропитанную любовью и юмором историю. Приходите и почувствуйте сами!

630099, Новосибирск, ул. Ленина, 19