Кино с сибирским характером

Денис Казанцев представляет премьеру полнометражного фильма «Суворовец. 1944», драматические события которого разворачиваются в одной из деревень Новосибирской области. Это его девятая киноработа. Снимая шесть лет без господдержки и многомиллионных бюджетов качественное авторское кино для широкого зрителя, Денис не только объединяет вокруг себя профессиональное сообщество, но и создаёт новейшую кинематографическую историю Новосибирска. О том, как это ему удаётся, а главное, зачем Новосибирску своё кино, Денис рассказал в интервью Leaders Today.

LT: Денис, что вас, человека из театральной среды, привело в кино?

ДЕНИС КАЗАНЦЕВ: По большому счёту, театр и кино работают в одной сфере визуального искусства. Я же изначально учился на актёра театра и кино, а второй диплом защищал как режиссёр-постановщик. Работая долгое время в театре, я в определённый момент почувствовал потребность говорить со зрителем о волнующих меня темах. Сделать это через постановки, в которых я был задействован как актёр, не представлялось возможным, ведь режиссёры в спектаклях поднимали какие-то свои вопросы.

Тогда я решил – почему бы не попробовать силы в кино? Собрав небольшое творческое объединение «АПАРТТЕАТР», мы в 2018 году сняли свою первую короткометражку «Андреи» о конфликте двух братьев из-за матери. И настолько увлеклись процессом кинопроизводства, что уже шесть лет, не останавливаясь, развиваемся в этом направлении, качественно повышая свой уровень от фильма к фильму. А сделали мы уже девять картин, большинство из которых были отмечены на различных федеральных и международных кинофестивалях.

Какие темы волнуют вас как режиссера и откуда берутся идеи киносюжетов?

Как говорил один из моих мастеров, в мире всего двенадцать сюжетов, закрученных на отношении человека к себе и окружающим и поданных с разных точек зрения. Меня же как автора интересуют три темы: Семья, Вера и Человек, – точнее, его место в социуме. И это не искусственно рождённые вопросы, а некий отклик из моего детства и жизненного опыта.

Сценарии к фильмам я пишу сам, на основе идей, взятых из головы, либо имеющих под собой литературную основу. Так было с коротким метром «Мальчик Христов», снятым по мотивам произведения Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на Ёлке». Но, обращаясь к классикам, я не делаю буквальные инсценировки, а пытаюсь развить историю под своим углом, не оскорбляя автора и не выворачивая его текст наизнанку.

А вот идея короткометражки «Камень» родилась внезапно из поездки загород, когда я увидел на обочине громадный валун, ставший впоследствии метафорой несокрушимости человеческого духа, противостоящего тревогам и бедам.

В марте должна состояться премьера полнометражного фильма «Суворовец. 1944», который вы сняли в Новосибирске прошлым летом. Расскажите о нём подробнее.

Примерно год назад мне позвонил продюсер и основатель Новосибирской студии детского игрового кино «Краски» Денис Вязников. Он рассказал, что выиграл президентский грант на съёмки фильма и предложил мне доработать сценарий и возглавить съёмочную группу. Я, зная Дениса и его работы, согласился и пригласил присоединиться к нашему творческому альянсу замечательного новосибирского оператора, с которым снимал свои фильмы – Игоря Токарева. В это же время был проведён кастинг детей для годового обучения актерскому мастерству с возможностью получить центральные роли в нашем будущем фильме. На роли взрослых героев были приглашены лучшие актеры новосибирских театров.

Меня как автора интересуют три темы – Семья, Вера и Человек

Весь материал отсняли за полтора месяца в Колыванском районе НСО, где по сюжету и разворачиваются события. Всего в картине было задействовано 160 человек вместе с массовкой. Сейчас в постпродакшене нам помогает Екатеринбург, где идет работа со звуком, монтаж делает Москва, музыку пишет Новосибирск, а цветокоррекцию – наш друг в Голливуде. В марте планируем показать нашу работу широкому зрителю, ведём переговоры о прокате фильма в Новосибирске на большом экране и в кинотеатрах других регионов. Ну а после премьеры «Суворовца» ждут полтора года фестивальной программы.

А какова всё-таки сюжетная линия?

«Суворовец. 1944» – это кино для семейного просмотра. По сюжету в тыл страны, в Новосибирскую область, из Суворовского училища на каникулы приезжает 13-летний курсант Вовка. Оказавшись дома, он узнаёт, что отец полгода как ушёл на фронт, ничего ему не сказав. Плюс в родной деревне появились новые люди, совершающие преступления по отношению к местным жителям. Вовка, чтобы доказать, что он уже не маленький, вступает в конфронтацию с бандой и пытается навести порядок. Получится ли это у него, какими средствами, а главное, какой ценой, вы узнаете в фильме. Обещаю – всем будет интересно! Ведь там есть всё, что нравится людям в приключенческом жанре – погони, перестрелки и даже элементы триллера.

Разговоры о том, чтобы на хорошем уровне развивать кино в регионах, ведутся уже давно. Как вы оцениваете потенциал и перспективы Новосибирска в этом плане?

Я считаю, что кино в регионах развивать нужно. Есть тому положительные примеры Якутии или Иркутска, где уже сложилось своё киносообщество, а на проекты местных режиссёров ежегодно выделяются субсидии. Можно по-разному относиться к работам тех же якутских режиссёров, фильмы которых смотрит сравнительно небольшое количество зрителей, но ведь это только пока — когда-то и корейское или китайское кино было непопулярным, а сейчас имеет феноменальный успех.

В наших театрах играют одни из лучших актёров в стране

 Главное же – это постоянный рост и развитие индустрии, а с этим в других регионах намного лучше, чем в Новосибирске, хотя потенциал у нас – неисчерпаемый! В наших театрах играют одни из лучших актёров в стране, есть свои профессиональные операторы, техника. Не хватает только объединения этих людей в сообщество и поддержки инициатив сверху.

А удаётся ли привлечь в киноискусство бизнес?

Все шесть лет этим и занимаюсь! К счастью, находятся люди, интересующиеся темой регионального кино, которым хочется оставить свой след в этом виде искусства, выступая меценатами или сопродюсерами проекта. Несколько фильмов мы, например, сделали с новосибирским предпринимателем Владимиром Терновским. В январе выйдет короткометражка, идею сюжета которой он сам нам и подсказал. Получилась очень трогательная и ироничная история про Деда Мороза и одну обиженную в детстве даму. Кстати, главную героиню сыграла актриса «Красного факела» Елена Жданова. 

Мы беседуем с вами в театре, а недавно в  «Красном факеле» состоялась другая ваша премьера – комедия Дж. К. Джерома «Трое в лодке, не считая собаки», где вы выступили, как режиссёр. Не страшно было замахнуться на известную всем киноверсию этого произведения?

А сейчас мы ставим с Романом Габрия «Собачье сердце» по Булгакову, где я играю товарища Швондера… Безусловно, оба фильма по этим произведениям – шедевры с блестящим составом гениальных актёров. Но, во-первых, сняты они были уже достаточно давно, и современный молодой зритель о них почти ничего не знает. А, во-вторых, здесь ведь важно не то, кто первый снял или сыграл на сцене, а сама тема и наш индивидуальный взгляд на неë в постановке этих спектаклей.

И в бизнесе находятся люди, интересующиеся темой регионального кино

Когда работаешь с таким материалом, то открываешь какие-то новые грани и ракурсы. У К. Джерома в этой комедии собраны сливки английского юмора, и артисты, занятые в постановке, играют свои роли с такой радостью и любовью, что это чувствует зритель в зале, получая удовольствие вместе с ними. Есть спектакли, где зритель должен потрудиться душой, а в «Троих в лодке» мы все немного расслабляемся и погружаемся в бесконечно искреннюю, пропитанную любовью и юмором историю. Приходите и почувствуйте сами!
Анастасия Куприянова, Leaders Today

Другие публикации

День театра в Новосибирске: Полуночный актерский марафон, выставка, премьеры и экскурсии

Новосибирские театры готовятся отметить профессиональный праздник. В честь Всемирного дня театра драматические и музыкальные труппы города запустят проекты, которые позволят разделить ежегодное событие не только с коллегами, но и со зрителями — ценителями, любителями и знатоками сценического искусства. В афишах заявлены премьеры спектаклей, актерские марафоны, квизы, концерты, экскурсии по закулисью и исторические выставки.

Юлия Щеткова, Новая Сибирь online

Что за прелесть эти сплетни

Петербургский режиссер Роман Кочержевский показал, что природа человека со времен английского классика комедии нравов Ричарда Шеридана не изменилась.

Яна Колесинская, Инфопро54

Пермский Театр-Театр сыграет в Новосибирске школьный мюзикл, драму по классике и почти античную трагедию

В Новосибирск в рамках межрегионального направления федеральной программы «Большие гастроли» приезжает один из самых известных региональных театров. С 1 по 6 апреля на сцене «Красного факела» представит свои спектакли Пермский академический Театр-Театр. Хорошо знакомый сибирской публике коллектив сыграет young adult мюзикл «Удачи, Марк!», драму самоидентификации по роману Ивана Тургенева «Отцы/Дети» и сложноустроенный трагический спектакль по пьесе белорусского драматурга Константина Стешика «Мороз».

Юлия Щеткова, Новая Сибирь online

«Школа злословия» в театре «Красный факел»: прыжок в глубину веков и человеческих пороков

Вывести на сцену в XXI веке комедию нравов «Школа злословия», написанную и поставленную в 1777 году британским драматургом Ричардом Бринсли Шериданом, было вызовом, сродни прыжку в пропасть с тарзанки: сложно, рискованно, но интересно.

Ольга Рахманчук, Культура Новосибирска

630099, Новосибирск, ул. Ленина, 19