«Калечина-Малечина» в Новосибирске

Продолжаем дневник Летнего театрального фестиваля, который проводит новосибирский «Красный факел». ТЮЗ из Нягани привёз спектакль «Калечина-Малечина» по роману Евгении Некрасовой.

Школьница Катя в спектакле очень отличается от забитой девочки в хроническом стрессе из книги. Сама постановка — это её стендап-воспоминание, а по характеру героиню можно даже назвать боевой. Просто в какой-то момент её жизнь стала совсем невыносимой: безразличные и порой жестокие родители, травля одноклассников, учительница, которая грозит отправить в школу для детей с особенностями развития. Вот она и решает в какой-то момент перестать быть. Тогда появляется Кикимора, которая поможет школьнице постоять за себя.

Многие зрители в отзывых делятся тем, что плакали на «Калечине-Малечине», и я в их числе. Режиссёр Сойжин Жамбалова сделала историю ещё ближе к универсальным травмам постсоветского детства.

«Это был 92-й, время отстой, холодильник пустой», — поётся в треке «Невыросшая», который режиссёр и её брат Дахалэ Жамбалов создали специально для спектакля (его можно послушать в «Яндекс Музыке» и Apple Music). Родители тоже не плохие, просто они пытаются выживать, обеспечить материальное благополучие, как-то потащить свою дочь в светлое будущее, но совершенно забывают о благополучии эмоциональном.

На универсальность детского опыта играют и скупые декорации — семь секций железобетонного забора ПО-2, одна из которых в нужные моменты превращается в школьную доску, обычные ученические стулья и скульптуры в виде потрёпанных дворовых собак. Костюмы детей отсылают к советской эпохе, они носят характерную форму, хотя пользуются смартфонами. Есть и фольклорные мотивы, очень важные для творчества Некрасовой: гротескные кокошники и маски, которые полностью скрывают лица.

Но один из самых сильных приёмов спектакля — воспоминания актёров об их собственном детстве. В определённый момент они выходят из образа, чтобы рассказать о травле, издевательствах над учителями, смерти любимой бабушки, встречах с отцом, который сидел в тюрьме. Детство часто вовсе не счастливая пора, и многие «невыросшие», как Катя, ждут свободы взрослой жизни.

В книге сказано, что «кикиморы — не пригодившиеся никому в мире живых невыросшие». В спектакле это подчёркивается «развоплощением» Кикиморы, переодеванием её в Катю. Как заметила после спектакля писательница Евгения Некрасова, кикимора — это не метафора, это действительно существо, пришедшее Кате на помощь. Возможно, такая же, как она, бывшая не справившаяся невыросшая.

Жамбалова заканчивает спектакль эпилогом, который по решению Некрасовой был убран в переиздании «Калечины-Малечины» 2023 года. У этой истории финал счастливый: катина мама разводится с мужем и увозит дочь в гулливерский город, а главное — она наконец уделяет Кате внимание.

По словам Некрасовой, одна из групп читателей «Калечины-Малечины» — молодые отцы, которые хотят быть эмоционально вовлечены в воспитание детей. Часто на спектакль приходят дети и подростки с учителями и родителями, и им есть, что обсудить после. Погружение в мир «Калечины-Малечины» становится, с одной стороны, терапией, с другой — образцом, как делать не надо.

«Калечина-Малечина» Няганского ТЮЗа — история, в которой акценты расставлены не совсем так, как в книге, но от того умножающая её смыслы. Подростки увидят тут разговор об их жизни, а взрослые… хочется верить, что кто-то из них не поймёт. А кому-то захочется обнять себя «невыросшего».
Екатерина Соловьева, Сибирский экспресс

Другие публикации

Одиссей: путь к себе

Новый сезон театр "Красный факел" начал с "Одиссеи". Режиссер Марк Букин, известный новосибирским зрителям яркой интерпретацией "Ромео и Джульетты", поставил спектакль по мотивам поэмы Гомера. Постановочная группа: композитор Евгения Терехин, художник Евгений Терехов, художник по костюмам Анастасия Терехова, художник по свету Евгений Козин, стихи Натальи Макуни, саунд-дизайнер, медиахудожник Андрей Платонов.

Евгения Буторина, Ревизор.ru

Театральный разговор как точка соприкосновения

Новосибирский «Красный факел» запустил новый социальный театральный проект «Разговоры о важном» в театре «Красный факел», ориентированный прежде всего на подростковую аудиторию. Формат проверенный и простой: юные зрители смотрят спектакли и обсуждают увиденное вместе с участниками постановки. При этом диалог двигает не только желание поделиться впечатлениями, но и возможность найти ответы на вечные вопросы, без которых невозможно обойтись, когда ты взрослеешь и отправляешься на поиски себя и своего места в этом большом мире.

Марина Вержбицкая, Новая Сибирь online

Культурный и познавательный туризм в приоритете гостей и жителей Новосибирской области

В Новосибирской области функционирует более 119 музеев и 32 театра, которые принимают туристов из разных регионов страны. В 2025 году наибольшей популярностью среди посетителей пользовались Новосибирский государственный академический театр оперы и балета, театры «Глобус» и «Красный факел», а также Новосибирский государственный краеведческий и художественный музеи.

Александра Моисеева, Сиб.фм

Премьеры декабря: Динамичные мюзиклы против абсурда и драмы человеческой души

Театры Новосибирска долистывают календарь и спешат к зрителям с премьерами спектаклей, которые зафиналят театральные впечатления в уходящем году. И отнюдь не все стремятся погрузить концепцию новых постановок в атмосферу зимних праздников. Публику ждет большой жанровый разбег: молодежный мюзикл, поэтический байопик, классика советского абсурда, чеховская драма и сказка на все времена.

Юлия Щеткова, Новая Сибирь online

630099, Новосибирск, ул. Ленина, 19