«Калечина-Малечина»: легко ли быть «невыросшим» в стране Гулливерии
События сюжета посвящены судьбам детей, родившихся и выросших в период «90-х». Это было время, когда после распада СССР прежние жизненные установки «обесценились», а новая мораль вырастала в атмосфере тревоги и агрессии. Многие детские жизни в хрупком подростковом возрасте были искалечены борьбой с окружающей действительностью: травлей со стороны сверстников, непониманием со стороны родителей, больше занятых не воспитанием, а добычей «хлеба насущного», и, наконец, косностью и формализмом со стороны учителей.
Но проблемы «90-х» актуальны и в наше время: как научиться «выросшим» взрослым строить диалог с еще «не выросшими» подростками, что следует изменить в своем поведении, что надо знать родителям о своих детях? Ответы на эти непростые вопросы дает спектакль «Калечина-Малечина», на всем протяжении которого зритель находится в состоянии напряжения и переживания.
«Каждый окунается в свое детство!» — таков замысел режиссера Сайжин Жамбаловой. И во время спектакля взрослые актеры, оставшись наедине со зрителями, рассказывают свои собственные истории из детства. «Выросшие» взрослые вспоминают многое: как они сами обижались, если их не слушали; как, будучи подростками, они были способны на жестокость, о чем теперь сожалеют; как на их детских глазах «взрослые делают что хотят, им можно все, а нам — нет».
Вместе со взрослыми в диалог со зрителями вступает и главный «не выросший» герой произведения — девочка Катя. Затравленная взрослыми и одноклассниками, она, подобно многим сверстникам, пытается преодолеть тяжелый период жизни обращением к своему внутреннему, даже виртуальному миру фантазий. «Катя катится-колошматится!» — повторяет девочка, когда надо переждать что-то плохое. «Калечина-Малечина!» — произносит Кикимора, явившаяся на подмогу девочке, доведенной до грани самоубийства. Благодаря ее помощи Катя становится смелее и возвращается к жизни. При этом режиссер спектакля заставляет задуматься, зачем Кикимора нужна в Катиной жизни: это раздвоение личности — или это возникшее на основе детской фантазии потустороннее появление друга и спасителя из другого мира? Но как часто все мы оказываемся на границе между мирами...
В «Калечине-Малечине» наибольший интерес вызывает связь современности с фольклорными мотивами древнеславянского мира, откуда к отчаявшейся Кате является Кикимора. Но тогда необходимо подробно разобрать, а кто же вообще такие кикиморы и в чем их значение?
Обычно принято думать, что появление кикимор в доме приносит вред и неприятности. Они невидимы, и, пользуясь этим, совершают пакости, пугают, наводят порчу и даже могут погубить. И все же в славянской мифологии представления об этих персонажах были достаточно неоднозначны. Часто Кикимора воспринималась и как домашний дух, помогающий людям в хозяйстве, по уходу за детьми. Но главное, что все древние представления о Кикиморе сходились в одном: она появляется в таком доме, где все «нечисто» и неблагополучно.
Именно таким неблагополучным и является Катин дом, который создатели спектакля показывают в образе бетонного забора с колючей проволокой. Жизнь девочки проходит словно в тесной зоне домашнего и школьного быта. Дома царит атмосфера размеренного и унылого одиночества, где родители ежедневно и однообразно исполняют свои роли «в семейном спектакле». Мама занята вязанием, но не может слышать и понимать свою дочь, постоянно одергивает ее и поправляет «как надо». Папа спокойно смотрит телевизор, а от Кати всегда отмахивается. Но как же он меняется, раздражаясь из-за неуспехов дочери в учебе: дороже родного человека ему становятся идеалы школьной успеваемости. Но так ли все безупречно в школе, символом которой является Катина учительница Вероника Евгеньевна со своей карикатурной походкой и постоянной муштрой? Считая, что детей надо учить «по-правильному», она создает в классе атмосферу нравоучений, показухи и ханжества. А сами одноклассники, в среде которых укоренились «продажа за еду» и «тариф бесчестья», демонстрируют Кате примеры жестокости, буллинга и предательства.
Вот в такой дом за бетонным забором и является Кикимора, с помощью погремушки разрушая «нечистый» мир. Для Кати — это справедливая месть за все случившееся с ней. А в реальности источником потусторонних сил часто оказывается угнетенная психика подростка.
Неприятности Кикимора причиняет тем людям, которые для нее заслуживают наказания. Например, она мстит одноклассникам, для которых Катя всегда была «дебилкой», или наносит вред дяде Юре, обманувшему с деньгами Катиного отца. Все это во многом совпадает с древними представлениями о Кикиморе, которая, подобно домовому, появляется в качестве наказания нерадивым хозяевам, но всегда помогает хорошим. Действительно, с появлением Кикиморы Катя раскрепощается, становится более открытой, с оптимизмом смотрит в будущее. Кикимора — это внутренний стержень самой Кати, фантазия которой преображает ее негативные переживания в нечто прекрасное, «во всякую другую жизнь».
В финале пьесы, призывая Кикимору, Катя наряжается, как она, а сама Кикимора в Катином платье бросается вместо нее из окна. В старину считалось, что кикиморы происходят от детей, умерших не своей, «неправильной» смертью, самоубийцы. А что может произойти от нас, современных «выросших» из своего детства? Какой мы создадим жизнь своих «невыросших» детей?