История несостоявшегося подвига
Спектакль родился на независимой площадке прошлым летом и получил новую жизнь, и визуальное воплощение на сцене «Красного факела».
Михаил Хейфец назвал свою пьесу «монопьесой», так как повествование идет от первого лица. Есть и подзаголовок – «История одного несостоявшегося подвига».
В спектакле неожиданным образом переплетаются две, казалось бы, далекие друг от друга сюжетные линии – поэта Александра Пушкина и простого ленинградца Михаила Питунина.
Мальчик Миша еще в садике получил первую порцию нелюбви к поэту, ответив воспитательнице, что не любит его стихи.
«– Питунин! Ты – что, Пушкина не любишь?
Мне бы опять промолчать. А я возьми да и ляпни: — Не люблю».
Пять лет. Дурак ещё был. Откуда я знал, что не любить Пушкина – нельзя». За что и был наказан – лишен возможности поиграть лучшей игрушкой в группе.
Далее образ поэта преследовал Михаила и в школе.
«– У меня день рождения – 31 августа. Не знаю, почему, но я очень этим гордился. Вот исполнилось мне семь лет, и на следующий день я уже в школе».
Школа, куда первоклассника Мишу записала мама, носила имя Пушкина.
Садик, школа, первая любовь к девушке с красивым именем Лера, которая любила … стихи Пушкина и мечтала спасти поэта, армия, свой первый видеосалон, смерть мамы, кооперативная квартира. Конец двадцатого века, конец СССР, перестройка. Типичная для многих жизнь тех лет.
Девушка не стала ждать Мишу из армии. На память осталась картина, подаренная Лерой. Вот Дантес, вот Пушкин живой. А между ними Питунин. И вопрос, а можно ли было спасти поэта?
В трагикомедии Хейфеца актер Андрей Яковлев исполняет более десяти ролей, удивительно тонко перевоплощаясь в одноклассника Дубасова, воспитательницу, учительницу, замполита в армии, бандита Витька, убивающего за квартиру. И конечно же самого Пушкина.
День дуэли, какие-то досадные случайности, которые не дают предотвратить этот момент.
На сцене всё минималистично, образно. Интересные музыкальные вставки, пластика движений актера, искренность и узнаваемость каждого образа, смех и слезы героя, всё вовлекает в сопереживание и заставляет думать.
Вот что писал Михаил Хейфец о своей пьесе: «Там ведь ключевая фраза есть, которую многие постановщики выбрасывают, а зря. Она очень важна, по-моему: когда герой выясняет у лоточника, что стихов Пушкина в продаже нет, он отмечает: «Я думал, только нам с Дубасовым Пушкин не нужен, а оказалось – вообще никому. И мы с Дубасовым тут ни при чем».
Так грустно заканчивается эта удивительная история несостоявшегося подвига, желания спасти «наше всё». Может быть и зритель задумается о себе: кто я, что для меня ценно?