ДЕЛО. Взятка взятке рознь

В «Красном Факеле» продолжается показ спектакля Дмитрия Егорова «Дело», премьера которого состоялась в 2020 году. Это вторая часть трилогии Сухово-Кобылина «Картины прошедшего», отражение недолгого ковидного времени и бессмертной эпохи человеческих пороков. Здесь ты увидишь не просто насмешки, а крупногабаритные издёвки над вечной проблемой бюрократии и взяточничества. И кто сказал, что все взятки на одно лицо?

№ 1. Почему

История в спектакле проста ― дочь отставного капитана и помещика Муромского выставляют сообщницей в преступлении игрока Кречинского против её отца. Но ни свидетелей, ни улик. Только одно ложное показание слуги. Кречинского, некогда возлюбленного девушки — в тюрьму до выяснения обстоятельств, её ― по допросам. Следователь не видит невиновности дочери помещика… или делает вид, что не видит? Зная честного Муромского, который даже не задумывается о взятке, игрок Кречинский пишет ему письмо. Выясняется, что просто так от семьи Муромских не отстанут, и дело, которое длится уже шесть лет, не закроют, пока не оберут семейство до нитки. 

Отставной капитан и ярославский помещик Петр Константинович Муромский (Владимир Лемешонок), воевавший «плечом к плечу» с Суворовым, не понимает современных нравов и доверяет мелкому коллежскому советнику Кандиду Касторовичу Тарелкину (Денис Ганин), чей главный интерес ― деньги, деньги и ещё раз деньги. Но Тарелкин ― всего лишь винтик в крупной бюрократической машине. Он помогает своему начальнику Варравину Максиму Кузьмичу (Константин Телегин) довести Муромского до отчаяния. Утративший надежду капитан вынужден обратиться к самому князю (Сергей Новиков), чтобы просить за «правду и чистую совесть». У князя полно своих проблем и дел, поэтому невыслушанный, непонятый и осмеянный Муромский вынужден собирать последние деньги на взятку, которая поможет решить дело. Увы, взятка эта не простая, а «капканная» ― самая страшная и самая жестокая. 

№ 2. Несчастные

Обратимся к дочери Муромского ― Лидии Петровне (Екатерина Макарова). Мы видим, как она отчаянно и настойчиво заботится об отце, сопровождает в поездке к князю, самоотверженно ходит на допросы и очные ставки. Побледневшая, как замечает мягкотелый и острый только на слова друг семьи Нелькин (Егор Овечкин), Лидия Петровна переживает огромное потрясение. Она вместе с отцом вынуждена испытать на себе хладнокровное пережёвывание государственной машиной. В конце спектакля следователь в медицинских перчатках тихо и равнодушно раздевает Лидию Петровну, платье спадает, и мы видим, как на виду у медицинской комиссии вывернули наружу всю её жизнь для «освидетельствования». Страшная судьба ждёт Лидочку, и она чувствует это, но в то же время стоически переносит горести, осуждение и обнищание.

№ 3. Внутри

Меткая, точная деталь ― отличительная черта спектакля. Карикатурные, яркие и понятные характеры придают сатире необходимый острый тон. Начиная с медицинских масок на лицах чиновников и заканчивая подёргивающейся правой рукой Муромского. Эти детали крутятся перед зрителем со страшной скоростью, составляя единую картину эмоций из насмешки, горечи, разочарования и боли. 

Отдельно в спектакле прослеживается медицинский мотив, что можно объяснить обстоятельствами жизни, когда вышел спектакль. Он похож на операцию, где режиссёр-хирург сначала исследует болезнь, видит причину и затем представляет зрителю рецепт лечения ― чисто по-русски смех сквозь слёзы. Спектакль режет душу на части, вытаскивает всякую надежду на правосудие и зашивает обратно, оставляя пустоту внутри. Здесь ― межвременье, смесь эпох, где вечная проблема «содрать побольше» пересекается с мимолётным смешком а-ля «Ковид Косторыч». Правосудие в лице следователя по уголовным делам Швеца (Павел Поляков) безмолвствует и лишь представляет под конец спектакля выверенный по линейке и сфальсифицированный «обстоятельствами» вердикт. Мерзость, грязь и горечь сопровождают всю историю, прикрываясь бытовым юмором да проблемками в стиле «сходить на базар за сушками». 

Сплетения нескольких историй перетекают в сложное, многослойное метафорическое сценическое пространство. Актёры задействуют три измерения. На ступенях перед сценой следователь вместе с помощником проводит допросы, на авансцене мы видим домашнее убранство семьи Муромских, а в глубине ― пространство чиновников. Их ржавый офис-кабинет с фонтанчиком для питья, кондиционером, в общем, благами для князя и офисными интерьерами для отупевшего ядовитого «планктона» давит холодно-металлическими стенами и вечно мигающим светом. Они только и могут, что в прямом смысле перебирать бумажки, кидать друг другу язвительные сообщения в WhatsApp и разводить панику из-за обесценивания ассигнаций. Они сидят будто в бункере далеко под землёй и вылезают наружу, чтобы собирать с несчастных граждан «дань». Они появляются на сцене, входя через двери, где кроваво-красный и огненно-жёлтый дым отсылает нас к началу демонического, месту порождения всех этих существ. 

Вот так открытым текстом чиновники всех мастей у Дмитрия Егорова выходят на собрания и заседания прямиком из Ада. Красный свет ещё несколько раз появляется на сцене, напоминая нам о чёртовом кровавом деле, судьбу которого вершат чиновники и безмолвный следователь.

Зал ― это ещё одно пространство наблюдателей, на них показывает Тарелкин и по щелчку пальцев включает весь свет. Его слова Муромскому «Кому есть дело до вашей смерти? Никому!» непосредственно обращены аудитории. Мы видим, как ломается четвёртая стена, и чувствуем стыд. Мы ― часть этой многоликой истории и винтики, и серая масса, и молчаливые наблюдатели, принимающие участие в деле. 

№4. Beggin

Отдельный герой спектакля ― музыкальное сопровождение, а если точнее — песня «Beggin’» и её вариации. Варианты прочтения одной и той же мелодии настолько разнообразны, что незаметно обволакивают всё сценическое полотно. Зритель услышит и   насвистывание Тарелкина, и медленную, почти незаметную фоновую мелодию, и даже драматичный романс «Молю, молю тебя…» ― перевод песни, который встречает нас после антракта. В ней лирический герой влюблён в роковую красотку, которая не оставляет ему выбора и разрушает жизнь. 

Я держусь из последних сил,
И мне некуда отступать.
Я просто прохожий в этой жизни,
А жизнь — игра.

Именно так в спектакле обыгрывается современность и гипнотически, на подсознании, через одну главную тему «капает на мозги». «Молю, молю тебя» будто кричит сам спектакль, чтобы его оставила в покое вся эта нечисть.

№5. Антихрист

Варравин Максим Кузьмич ― действительный статский советник. В сером костюмчике и со спокойным голосом он дёргает за нужные ниточки, играя в кошки-мышки то с Тарелкиным, то с князем. Умело подбирая слова и действия к каждому, он добивается цели ― взятка в особо крупном размере. Она падает до копейки к нему в карман без возможности попасть к кому-то ещё. Надеющийся на свою долю Тарелкин стоит на коленях, ползает и извивается по полу, пока «хозяин» не придавит его как змею и не скажет ласковое «спасибо». Варравин ― царь лицемерия, его лживый монолог-отрицание о причастности к взятке и рассуждения о Боге ставит точку. Он ― венец бюрократии, алчности и зла. Его вера ― вера в «своего» Бога, в «свой» закон и «свою» власть. Неземной свет во время этого монолога создаёт ореол, поднимает над обычными человечками и делает его Властителем, наделяет силой и чем-то таким необузданным, что пугает и приводит к одному слову ― «Чудовище». Всё, что остаётся на пустой сцене ― смех Варравина, который смеётся последним. 

№6. …

Массивный и колоритный текст Сухово-Кобылина, тщательно переработанный и осмысленный авторами, действует на каждого по-разному своей «живительной» остротой и дерзкой реалистичностью. Это жестокая сатира на не менее жестокие взяточные нравы. Здесь безобразные чиновники, князья и прочие Важные лица даже не видят границ своей власти и наглости, тупости и убийственной лжи. 

Страх утраты актуальности спектакля, рождённого в ковидное время, уравновешивается вечным и болезненным для всего русского, исторически-сложившимся бюрократическим аппаратом и отношением «чинов» друг к другу. Мимолётная частичка света в словах Лидии Петровны «Думайте, что выше меня, думайте о вашей чести, о вашей честности» всё же проникает в эту жуткую историю и бросает ростки надежды на человеческую правду и неравнодушные сердца. Её слова звучат призывом автора ― не теряйтесь в погоне за материальным, берегите людей рядом, оставайтесь человечными. 

Как бы то ни было, в холодящем душу «Деле» режиссёр оставляет место тусклой полоске света, которую не задушит ни рука аппарата, ни рука Всемогущего. Мгновение свободы, мгновение правды, может, и не убьёт систему, но даст понять, что пока есть любовь и милосердие, затоптать Человека невозможно.

Василиса Бондаренко, Место встречи. Сибирь

Другие публикации

День театра в Новосибирске: Полуночный актерский марафон, выставка, премьеры и экскурсии

Новосибирские театры готовятся отметить профессиональный праздник. В честь Всемирного дня театра драматические и музыкальные труппы города запустят проекты, которые позволят разделить ежегодное событие не только с коллегами, но и со зрителями — ценителями, любителями и знатоками сценического искусства. В афишах заявлены премьеры спектаклей, актерские марафоны, квизы, концерты, экскурсии по закулисью и исторические выставки.

Юлия Щеткова, Новая Сибирь online

Что за прелесть эти сплетни

Петербургский режиссер Роман Кочержевский показал, что природа человека со времен английского классика комедии нравов Ричарда Шеридана не изменилась.

Яна Колесинская, Инфопро54

Пермский Театр-Театр сыграет в Новосибирске школьный мюзикл, драму по классике и почти античную трагедию

В Новосибирск в рамках межрегионального направления федеральной программы «Большие гастроли» приезжает один из самых известных региональных театров. С 1 по 6 апреля на сцене «Красного факела» представит свои спектакли Пермский академический Театр-Театр. Хорошо знакомый сибирской публике коллектив сыграет young adult мюзикл «Удачи, Марк!», драму самоидентификации по роману Ивана Тургенева «Отцы/Дети» и сложноустроенный трагический спектакль по пьесе белорусского драматурга Константина Стешика «Мороз».

Юлия Щеткова, Новая Сибирь online

«Школа злословия» в театре «Красный факел»: прыжок в глубину веков и человеческих пороков

Вывести на сцену в XXI веке комедию нравов «Школа злословия», написанную и поставленную в 1777 году британским драматургом Ричардом Бринсли Шериданом, было вызовом, сродни прыжку в пропасть с тарзанки: сложно, рискованно, но интересно.

Ольга Рахманчук, Культура Новосибирска

630099, Новосибирск, ул. Ленина, 19