А у детей на губах оскомина

Неожиданный для театрального критика летний опыт — увидеть театральный спектакль в парке, когда дневная жара наконец-то сменяется прохладой. Новосибирский «Красный факел» привез в Москву совсем свежую премьеру «Мещан» в постановке Семена Серзина на фестиваль «Горький в Парке Горького», в честь 155-летия первого и 95-летия второго. Будучи приуроченным к двойному юбилею, фестиваль-2023 превзошел по масштабам своего предшественника, фестиваль-2022: Горький «анфас и в профиль», Горький в жанрах концерта, спиритического сеанса, циркового шоу, аудиоспектакля-променада, квеста и прочая, и прочая — всего 150 мероприятий. Столько креатива бы да в мирное время…

«Мещане» Семена Серзина как будто бы так и просятся на воздух. Но — на воздух какой-нибудь усадьбы, способной принять у себя спектакль и много зрителей. Сценография Елены Сорочайкиной туда и отсылает: лужайка перед домом Бессеменовых, с круглым столом, надувным бассейном, простыней вместо экрана (смотреть кино, пока ловит интернет), бочкой под воду для полива (ее прохлада и блики воды дарят страждущим просветление). Сам дом ветхий, дырявый, не держащий ни тепло, ни прохладу, облезлый (даром, что глава семьи держит лакокрасочный заводик), с прогнившим крыльцом, которое никто не берется починить (Петр, очередной раз подвернувший ногу, берется было, да и бросает — споры важнее). Из этого дома так и тянет сбежать, ну хотя бы на воздух, а лучше бы куда подальше. Двор не зарос травой, а засыпан щебнем — здесь нельзя упасть, не разбившись в кровь, как Петр в драке с отцом: отчий дом травматичен и психологически, и физически.

Но в пространстве столичного фестиваля в главном модном парке камерный спектакль смотрелся любимым домашним мишкой среди новомодных роботов и барби: рукотворная ветошь на сцене посреди колонок, экранов, эмблем «Горький в Парке Горького» и громоздких сценических конструкций. Экраны с крупным планом и фрагментами действия выручали зрителей боковых мест, микрофоны и их помехи тасовали голоса в случайную колоду, спектакль нужно было не только смотреть, но и мысленно собирать заново, как из разрозненных деталей. И надеяться, что когда-нибудь удастся посмотреть его, как и положено, в театре. В первую очередь, ради игры артистов, полюбившихся всей стране, благо фестивали продолжают приглашать их снова и снова.

Семен Серзин обошелся с пьесой не так радикально, как в свое время с «Детьми солнца» поступил его коллега по «Красному факелу» Тимофей Кулябин, перенеся действие в конкретное время — наступление 2000 года. Но то, что речь идет про «бумеров» и «миллениалов», сомнений не вызывает. Фильм Алексея Балабанова 2006 года «Мне не больно», который смотрят на веранде Поля (Екатерина Макарова) и Татьяна (Дарья Емельянова), становится своеобразным прологом. Он обрывается на фразе героини Литвиновой «какое счастье, что я влюбилась именно в тебя», что сразу развеивает иллюзию идиллии: юной Поле в предчувствии любви любопытно, что будет дальше, несчастливо влюбленная Татьяна раздражена киношным враньем. Режиссер состарил ее на десять лет, Татьяне здесь тридцать восемь — вечно одинокая, неудачно влюбленная училка, как будто навсегда простуженная в своем шарфе и жилетке, до срока согнувшаяся, взлохмаченная, махнувшая на себя рукой. Да и Петр (Павел Поляков), посаженный, как теперь бы сказали, под домашний арест за участие в митинге, от которого он давно готов откреститься, тоже старше отпущенных ему двадцати шести. А вот родители их, Василий и Акулина Бессеменовы (Андрей Черных и Ирина Кривонос), явно моложе своих лет — молодящаяся пара из тонкого слоя недавно народившихся российских буржуа. Возраст отцов и детей точно искусственно сближен: молодящиеся родители и до срока постаревшие дети; обнулившиеся, обесцененные традиции у первых (да и не было в них никакой ценности, разве что заведенный порядок) и отсутствие новых идей и воли у вторых. Опрокинутая формула революции: верхи не хотят (да и не умеют), низы не могут (да и не научены ничьим примером).

Бессеменов в спектакле повышен в своем статусе до бизнесмена, владельца завода. Он молод, если не душой, то уж точно телом, и не прочь отдаться шальному чувству, когда чуть было не залез в мансарду Елены (Екатерина Жирова), поправ право сына на чувства к ней. Ибо считает себя вожаком в этой разношерстой стае. Его любовь к детям (а она, мучительная, извращенная, все-таки живет в нем) переплавлена в досаду — не такие, не моя порода. Нехваткие, недовольные, несчастливые, не вписавшиеся ни в один стандарт благополучия, а ведь он так старался: воровал, грешил, вертелся, пер в гору и тянул за собой всю семью. Не оправдали. Ни по одной статье не оправдали — ни престижного диплома у Петра, ни достойного мужа у Татьяны. Потому такую ненависть вызывает у него повзрослевший Нил (Михаил Селезнев, рокер, работяга, счастливчик) — здоровый духом и телом, удачливый в делах и любви, свободный, простой, равный самому себе. Нил — доказательство от противного, что в роду Бессеменова живет какая-то червоточина.

«Дипломат» главы семейства набит пачками денег — и когда случайно раскрывается, Акулина Ивановна торопливо, но без стеснения запихивает деньги обратно. Быстрая, ловкая, услужливая для мужа, давно утратившая связь с детьми, о чем она только сейчас начинает догадываться, с навечно приклеенной улыбкой и прямой спиной — лишь бы не поняли, что творится у нее на душе. Тот тип женщин, что будут до последнего отводить глаза, что бы муж ни творил с детьми. Характерный эпизод: когда травится дочь Татьяна, супруги Бессеменовы остаются у дверей дома, точно у дверей операционной, и даже не пытаются войти внутрь, чтобы не увидеть лишнего, неприличного, страшного.

Эти «Мещане» держатся на взаимном притяжении-отталкивании, точно все герои находятся в сильном магнитном поле. Мать тянется к сыну, вдруг узнавая в себе заглохшую материнскую нежность, но тот взрывается от пустяка и сбегает от нее, как подросток. Татьяна — к Нилу, но тот обращает в пустую шутку ее томление и качает ее на коленях, как ребенка. Хромой и язвительный Тетерев (Андрей Яковлев) тянется за поцелуем к Татьяне, надеясь спастись от своего одиночества у той, что кажется еще несчастней, но она бежит от него. Даже «счастливые» пары — Нила и Полю, Петра и Елену — цементирует необходимость побега из дома: без оглядки да побыстрее, горячая солидарность молодых бунтарей против косности отцовского дома на семи лихих продувных ветрах.

И все-таки режиссер нашел способ внести в эту беспощадную картину нравов и нелюбви мощную струю нелогичной, ничем не оправданной, но мощной надежды. Не поскупившись не просто на вставной номер — на целую рок-оперу «Муха-Цокотуха» (композитор Евгений Серзин) и на целую ватагу подростковой массовки из студии «Жить на Севере…» — они играют учеников Цветаевой (Клавдия Кучусова), которая подготовила подарок своей безголосой подруге. И оттягивают на себя и сюжет, и внимание, и тоску потерянных поколений своих отцов и дедов, и печать вечного проклятия, передающегося по наследству. Точно обещая наперед, что все поправят в пошатнувшемся доме, сломают матрицу несчастья, — и даже не задумываются, чего им это будет стоить.

Ольга Фукс, Петербургский театральный журнал

Другие публикации

День театра в Новосибирске: Полуночный актерский марафон, выставка, премьеры и экскурсии

Новосибирские театры готовятся отметить профессиональный праздник. В честь Всемирного дня театра драматические и музыкальные труппы города запустят проекты, которые позволят разделить ежегодное событие не только с коллегами, но и со зрителями — ценителями, любителями и знатоками сценического искусства. В афишах заявлены премьеры спектаклей, актерские марафоны, квизы, концерты, экскурсии по закулисью и исторические выставки.

Юлия Щеткова, Новая Сибирь online

Что за прелесть эти сплетни

Петербургский режиссер Роман Кочержевский показал, что природа человека со времен английского классика комедии нравов Ричарда Шеридана не изменилась.

Яна Колесинская, Инфопро54

Пермский Театр-Театр сыграет в Новосибирске школьный мюзикл, драму по классике и почти античную трагедию

В Новосибирск в рамках межрегионального направления федеральной программы «Большие гастроли» приезжает один из самых известных региональных театров. С 1 по 6 апреля на сцене «Красного факела» представит свои спектакли Пермский академический Театр-Театр. Хорошо знакомый сибирской публике коллектив сыграет young adult мюзикл «Удачи, Марк!», драму самоидентификации по роману Ивана Тургенева «Отцы/Дети» и сложноустроенный трагический спектакль по пьесе белорусского драматурга Константина Стешика «Мороз».

Юлия Щеткова, Новая Сибирь online

«Школа злословия» в театре «Красный факел»: прыжок в глубину веков и человеческих пороков

Вывести на сцену в XXI веке комедию нравов «Школа злословия», написанную и поставленную в 1777 году британским драматургом Ричардом Бринсли Шериданом, было вызовом, сродни прыжку в пропасть с тарзанки: сложно, рискованно, но интересно.

Ольга Рахманчук, Культура Новосибирска

630099, Новосибирск, ул. Ленина, 19