Без маски
Премьерой спектакля по драме Лермонтова «Маскарад» в постановке Тимофея Кулябина театр «Красный факел» открыл несколько месяцев назад
— Скажем так: «делового человека», прожившего большую часть жизни неправедно, разбогатевшего, затем сознательно устранившегося от дел и людей данного круга, чтобы начать жизнь с чистого листа. С молодой и любимой женою. Но благородная маска нравственной невинности на лице старого игрока не прижилась, пластическая операция, говоря современным языком, не получилась. Инерция прошлого — неправедное дело «выжигает нутро начисто»! — не позволила ему стать счастливым и привела к трагедии...
Спектакль очень красив. Художник Олег Головко перенес действие в эпоху зарождения русского капитализма: декорации, как обычно у него, многофункциональные металлические конструкции и черные вертикальные ширмы, несут явный отпечаток русского модерна начала прошлого века холодного эстетского стиля с его «змеиной» бесстрастностью и снобистской респектабельностью.
Именно снобизм заменяет в спектакле светскому обществу подлинные чувства. Так же, как в сказке Андерсена «Соловей» (или в сегодняшней гламурной тусовке), оно всегда предпочитает здесь механическое живому, открытому лицу любую маску. Поскольку у самих за маской — пустота. Режиссер остроумно обыграл, к примеру, нежную реплику Нины, обращенную к мужу и попугайски растиражированную тотчас на балу всеми дамами: «Мой ангел, принеси мороженого мне!..». И если Нина (студентка театрального института Евгения Туркова) сама жизнь, непосредственность и душевная чистота, то баронесса фон Штраль (Елена Жданова) при всех ее эмоциональных выплесках и таимых страстях — марионетка: сцена ее утреннего туалета — это ежедневный «запуск» механизма по частям.
А крах благих намерений главного героя, по версии театра, начался даже не с ревности и до истории с потерянным браслетом. С первых минут спектакля сидящий спиной к залу Арбенин в прямом смысле нервно «наблюдает часы», отклоняясь назад, чтобы взглянуть в очередной раз на циферблат. Время не позднее, и очевидно, что неспокоен он не в ожидании Нины: в его душе совершается
Таким играет Арбенина народный артист России Игорь Белозеров, филигранно точно вписывающийся в режиссерский замысел и ставший одной из главных «несущих конструкций» спектакля о том, что нравственность не маска, которую надел, когда захочешь. А настоящее покаяние очень тяжелая, порой неподъемная, для человеческой души ноша...
В конце января в «Красном факеле» состоялась вторая премьера «Маскарада» с московским артистом Александром Балуевым в главной роли. И это была действительно премьера, а не ввод нового исполнителя. Потому что мощное лирическое дарование Балуева изменило концепцию спектакля. Он — влюбленный ревнивец, классический Отелло и большой обиженный ребенок: убив Нину, он предсказуемо убивает самого себя. Спектакли с Балуевым (они играются в очередь с И. Белозеровым, через месяц) — это трагическая и трогательная история о том, как бездушный и пустой свет, куклы в масках, погубили влюбленных — двух единственно живых людей в этом механистическом мире.
«Маскарад» — эффектный, зрелищный, наполненный романтическими страстями спектакль. Приступая к работе над ним, Тимофей Кулябин говорил: «Мне кажется, что именно романтизм и будет востребован. Захочется увидеть не пошлость и узнаваемость,
Так и случилось, зрители оценили эту красоту — истинных противоречий, настоящей любви и настоящей трагедии героев