Порция мороженого

Юбилейный театральный сезон «Красный факел» открыл лермонтовским «Маскарадом». Режиссер Тимофей Кулябин слишком акцентировал разницу в возрасте Нины и Арбенина (актриса Евгения Туркова — студентка третьего курса, а Игорю Белозерову как раз сегодня, 1 октября, исполняется 60 лет), чтобы зритель не обращал на это внимания. Поэтому «Маскарад» мы смотрели как спектакль об отношениях мужчины и женщины. С мужской и женской точек зрения — чтобы все по-честному.

Мужской взгляд: Кирилл Логинов

Через день после премьеры «Маскарада» один студент театрального института признался мне, что не понимает, о чем этот спектакль, и что хотел сказать Кулябин. Обсуждать замысел режиссера с его же актером — дело неблагодарное, я и не стал, но этот спектакль, конечно, о любви. И о способах этой самой любви выражения.

«Что жизнь? Давно известная шарада для упражнения детей!» — патетически восклицает Арбенин, пока жена корчится рядышком в предсмертных муках. (На диво естественно «умирает» молодая актриса Туркова, без капли фальши, которую так боишься увидеть в сценах смерти.) Как «шараду» определяет жанр своего «Маскарада» и режиссер, вновь решивший поупражняться в классике. Текст Кулябин чувствует, в этом ему не откажешь. И преподнести его тоже умеет, где обоснованно оборвав, а где добавив строчки из других редакций. Но при этом уже в его «Пиковой даме» и «Макбете» возникало почему-то то же самое ощущение избыточности, с которым остаешься после «Маскарада».

Перейдя к терминам лингвистики, скажем так: план выражения в этом спектакле преобладает над планом содержания. Все слишком много танцуют, бегают, кричат, суетятся, вышагивают по сцене. Слишком всего чересчур. Не нужно. Теряется не столько текст, сколько присутствие в нем смысла. Скорее всего, об этом же хотел сказать и тот студент, которому было, кстати, неловко из-за того, что ему было непонятно.

Еще бы не неловко. Но любовь ведь, как пресловутое служенье муз, не терпит суеты. Мнительность, чрезмерность, многословность отвлекают нас от главного и настоящего, если сразу не убивают чувства к чертовой матери. Вот, бывает, хочешь что-то Ей сказать, а не знаешь, что говорить, или сказать нечего, но молчать-то тоже нельзя. И начинается словесная эквилибристика, и поведение становится неестественным, и боишься, что Она подумает о тебе неправильно или, что для тебя сейчас одно и то же, нехорошо. И этого же не пережить, и не потому, что это позор, а потому что это Она.

А главная сцена «Маскарада» — тиха и безупречна, ничего лишнего. Незадолго до отравления Нина танцует вальс, а Арбенин смотрит на нее и решается добавить в ее мороженое яд. После этого она окажется в гробу, а к нему придет его «добрый гений», единственный приличный человек во всем этом «маскераде». И скажет актер Куропаткин голосом поэта Воденникова: — «Ты убил свою жену». И поинтересуется персонаж Арбенин голосом народного артиста Белозерова: — «У вас еще в запасе шуток много?». Но шуток и суеты уже не будет, как бы ни старались другие персонажи выставить погребение на посмешище. Любовь не обманешь, искусство — тоже. Все равно найдется в спектакле лазейка для Настоящего, и хорошо, если она была запрятана режиссером. И хорошо бы еще не в третьем акте, а хотя бы во втором.

Женский взгляд: Маргарита Чалова

Все вроде бы понятно в классическом «Маскараде»: Арбенин — демонический герой, Нина — воплощенная невинность, баронесса Штраль — развратная трусиха, а князь Звездич — ветреный повеса. Но постановка «Красного факела» вносит новые нюансы в восприятие давно известного сюжета.

Первое, что приходит в голову: бабы — дуры. Штраль — из таких. Зрители — народ высокоморальный, поэтому — осуждают. Отдалась в маске Звездичу, подставила Нину, стыдится чрезвычайно, а признаться не решается. Ловишь себя на попытках оправдать: мол, ну с кем не бывает. Режиссер, видимо, того же мнения, иначе бы скабрезная сцена на приеме, где в подробностях рассказывают о бегстве Штраль в деревню, не заняла бы добрых десяти минут. Светская тусовка выглядит здесь мерзкой и картонной, а баронесса хотя бы искренне убивалась.

Зато к Нине, в общем-то, никаких претензий нет ни у кого, кроме как у супруга. И только думаешь вслед за Арбениным, что лучше бы ей умереть в свои, допустим, девятнадцать лет, чтобы прекрасным видом не раздражать ни демонического мужа, ни беспутных ловеласов. Евгения Туркова очень убедительно, особенно в сцене смерти Нины, сыграла роль фона, оттеняющего злодейство. А «злодеев» в драме два — Звездич и Арбенин.

Хотя князя, конечно, пусть и ведет он себя отвратительно, язык не повернется назвать злодеем. Просто самоуверенные мальчишки, как это часто бывает, пользуются успехом в обществе, от них млеют юные девицы и взрослые женщины, а на уме у них только секс, коньяк и маскарад — ситуация-то вневременная, только развлечения меняются. Как из таких глупеньких офицеров вырастают демонические арбенины?

Новосибирский Арбенин, впрочем, получается вовсе не лермонтовским. Спектакль хорош тем, что романтический штамп «герой нашего времени» превращается в нем в живого человека. Арбенин предстает не демоном и не персонажем бесконечной глубины духа, а просто привыкшим к развязному существованию старцем. Потому что вторая мысль, которая по итогам просмотра приходит в голову: все мужики — сволочи. Не обязательно быть демонической личностью, чтобы обвинять, чуть что, жену в измене и выговаривать ей по малейшему поводу. Все так делают: сначала накручивают себя по пустякам, отравляя жизнь себе и близким, а потом извиняются. Или не извиняются, тут уж как карта ляжет. Не все, правда, после семейной ссоры травят жену ядом, но это уже частности. Арбенин теряет любовь и надежду, а друзья его, сомнительного толку, вряд ли бросят — скорее, обдерут до нитки за карточным столом.

Неслучайно в финале Арбенин застывает у гроба Нины, а не впадает в безумие. Режиссер избегает пафосного финала, все намного проще. Его «Маскарад» — всего лишь о том, что к концу жизни у ревнивого мужика не остается совершенно ничего, в том числе и мозгов.

Маргарита Чалова, Кирилл Логинов, «Студенческий город», № 13 (183) от 1 октября 2009

Другие публикации

День театра в Новосибирске: Полуночный актерский марафон, выставка, премьеры и экскурсии

Новосибирские театры готовятся отметить профессиональный праздник. В честь Всемирного дня театра драматические и музыкальные труппы города запустят проекты, которые позволят разделить ежегодное событие не только с коллегами, но и со зрителями — ценителями, любителями и знатоками сценического искусства. В афишах заявлены премьеры спектаклей, актерские марафоны, квизы, концерты, экскурсии по закулисью и исторические выставки.

Юлия Щеткова, Новая Сибирь online

Что за прелесть эти сплетни

Петербургский режиссер Роман Кочержевский показал, что природа человека со времен английского классика комедии нравов Ричарда Шеридана не изменилась.

Яна Колесинская, Инфопро54

Пермский Театр-Театр сыграет в Новосибирске школьный мюзикл, драму по классике и почти античную трагедию

В Новосибирск в рамках межрегионального направления федеральной программы «Большие гастроли» приезжает один из самых известных региональных театров. С 1 по 6 апреля на сцене «Красного факела» представит свои спектакли Пермский академический Театр-Театр. Хорошо знакомый сибирской публике коллектив сыграет young adult мюзикл «Удачи, Марк!», драму самоидентификации по роману Ивана Тургенева «Отцы/Дети» и сложноустроенный трагический спектакль по пьесе белорусского драматурга Константина Стешика «Мороз».

Юлия Щеткова, Новая Сибирь online

«Школа злословия» в театре «Красный факел»: прыжок в глубину веков и человеческих пороков

Вывести на сцену в XXI веке комедию нравов «Школа злословия», написанную и поставленную в 1777 году британским драматургом Ричардом Бринсли Шериданом, было вызовом, сродни прыжку в пропасть с тарзанки: сложно, рискованно, но интересно.

Ольга Рахманчук, Культура Новосибирска

630099, Новосибирск, ул. Ленина, 19