Лошадь в состоянии бега

«Остановиться, оглянуться Внезапно вдруг на вираже, На том случайном этаже, Где Вам доводится проснуться. Ботинком по снегу скребя, Остановиться, оглянуться, Увидеть день, дома, себя И тихо-тихо улыбнуться. Ведь уходя, чтоб не вернуться, Не я ль хотел переиграть, Остановиться, оглянуться и никогда не умирать…» Это стихотворение Александра Аронова часто цитирует заслуженный артист РФ Михаил Стрелков. Хотя, казалось бы, живет он без остановки. Но ведь если человек находится в беспрерывном движении, то ему есть куда оглянуться и что осмыслить.

Новый год отмечали вдвоем: Миша и Света. Третьим лишним был ящик, его выключили. Прекрасно обошлись без боя курантов. Дзинькнули бокалами и сели обнявшись, прислушиваясь к тишине. Елка мерцала, словно в полудреме. Печаль моя светла; печаль моя полна тобою. Какой-то новый смысл открылся в ситуации — новогодняя суета и приподнятость выглядели бы теперь, как дань привычке, штампу. «Год жизни, как листок календаря, улетел, шмыг — и нету, — вздохнул Михал Саныч. — Вот мы с тобой и повзрослели еще на одни год». За сорок с лишним лет совместной жизни и сорок лет бок о бок в театре первый раз Михаил Стрелков и Светлана Сергеева встречали Новый год так необычно.

А вообще, moderato как темп жизни не устраивает Михал Саныча. У него живые глаза, сочный голос, размашистые движения и энергия через край. Не признает пространных бесед и размеренных обедов («по столу бегом пробежался — и дальше»). Бывало, отец упрекал: «Ну и работу ты выбрал, сынок, ни один праздник с тобой не отметишь». Правда, вот уж лет десять как Михал Саныч скинул с себя «ярмо» деда Мороза, а до этого три десятилетия вкалывал на елках в детском саду. Елок этих столько шло подряд, что не всегда успевал толком ознакомиться со сценарием. Директриса детского комбината приговаривала: «Хоть потоп, а Миша не подведет». Миша ни разу не подвел, но творческой эту деятельность он, не выспавшийся, обливающийся потом, мечтающий вышвырнуть чертову бороду в форточку, не считал. Он ушел из дедов морозов лишь тогда, когда директриса перестала оказывать ему столь лестное доверие, поскольку уехала из города.

***

Знаменитый актерский анекдот про «елки», ради которых неприметный статист отказался от съемок у Стреллера, для Михала Саныча никогда не был актуален. Не было и быть не может такого, ради чего стоило бы отказаться от роли. Проблема в другом: репертуар не обрушивается на могучие плечи актера-трудоголика. Невыносима ситуация вынужденного зависания перед ящиком в обволакивающей домашней полудреме. В последнее время находится альтернативная дедморозовскому мытарству работа. Комедия «Стихийное бедствие» — пятая постановка, которую Михаил Стрелков в качестве режиссера осуществил в Доме Актера с антрепризой. Премьера прошла на старый Новый год. Сразу после спектакля Михал Саныч со Светланой Сергеевной поспешили поздравлять коллег в «Красный факел», откуда, будь их воля, круглый год не выходили бы.

А наутро опять в делах — и всегда в тонусе. Потому что убежден: чем меньше возможности для отдыха, тем полнокровнее жизнь. Михал Саныч терпеть не может, когда его причисляют к «старикам» и сдаваться возрасту не собирается. У дочери самостоятельная жизнь, да и внучке стукнуло 15 годиков, для него самое время — работать! «Актер — как лошадь, не может стоять на одном месте, — говорит, не смягчая выражений. — Он должен бежать, бежать, бежать — и сдохнуть на бегу, а не в собственной постели».

Свой «глубоководный ресурс» этот неутомимый деятель считает не использованным. «У меня есть человеческая боль, у меня есть разум, у меня есть дарование, — горячится он. — Я больше могу сказать со сцены, чем говорю сегодня. Но даже великий артист Аркадий Исаакиевич Райкин был недоволен, потому что у него были другие масштабы, чем от него требовали».

Михаил Стрелков хотел сыграть Мольера, а играет в «Кабале святош» его слугу. Бутон, этот маленький человек с укоризной во взгляде, не реализовавшийся в творчестве, произносит очень важную для понимания его характера реплику: «Хотел стать актером — к вам попал». Через свою преданность Мольеру он осуществляет идею служения театру, без которого не мыслит жизни. Стрелков играет историю личности вообще — личности, протестующей против ограниченного жизненного пространства, куда она заперта обстоятельствами и судьбой.

— Михал Саныч, а в жизни бывают моменты, когда вы ощущаете себя Бутоном? Тем более если профессию актера называют зависимой?

— Мы все в этой ситуации вообще живем. Давление сверху и просто давление всегда есть. Но ведь и Мольер еще более, чем Бутон, зависим — от обстоятельств, от условностей, от короля. Если бы я ставил спектакль, то никогда бы в нем Людовик не выглядел личностью, равной по мощи Мольеру. Людовиков много, я их различаю по цифрам, тринадцатый, четырнадцатый, а Мольер один. Его никто и никогда не превзойдет и не заменит во все времена.

— А Мольером, свободным и независимым, каковым ему иногда удавалось быть, Вы себя чувствовали?

— Было. Когда играл главную роль в спектакле «Мы, нижеподписавшиеся». Тогда я грудью стоял за своего героя, который стремился сделать страну лучше и краше.

***

Михаил Стрелков «стоит грудью» за каждую свою роль. И за ту, хоть и небольшую, что недавно получил в новом спектакле «А этот выпал гнезда». И за прежние, которые он — трогательный комик, задумчивый лирик, исследователь большой души маленького человека, виртуоз мимического рисунка — играл «по правде». Хотя и была история во время работы в ТЮЗе, которую не раз рассказывал в театральном училище своим студентам:

— Дают мне роль пса Шарика в сказке «Два клена» Евгения Шварца. Вы же понимаете, что не все актеры думают с дикой любовью: скорей бы меня заняли в сказке! Ну вот я: Лука в «На дне», летчик в «Ста четырех страницах про любовь» —  и, нате пожалуйста, какой-то Шарик. И на эту же роль был назначен как бы для пробы артист вспомогательного состава театра, молодой неопытный парень Саша Яковлев. Ладно, говорю, Саша, репетируй себе на здоровье, а я сачка подавлю. И вот вызывает меня главный режиссер Владимир Кузьмин: «Стрелков, давай-ка впрягайся». Я прыгаю на платформу, но поезд-то уже едет без меня! Так я проиграл роль. Саша сыграл премьеру, сделал это во сто раз лучше меня, мне за ним было не угнаться. Это был урок на всю жизнь: беззаботно улыбаясь, поезд не догонишь. С тех пор я себе подобной роскоши не позволяю.

Михаил Стрелков остается в какой-то степени идеалистом. Мечтает, что появится режиссер, который найдет глобальную пьесу, соберет вместе ведущих актеров театра и поставит с ними спектакль. Молодежь бы призадумалась, изумившись мастерству и мудрости взрослого поколения, а зрители были бы счастливы, окунувшись в чистый и светлый мир. Нам так не хватает чистоты и света. Но скажите, положа руку на сердце: хоть кому-нибудь, хоть когда-нибудь этого хватало?

Яна Колесинская, «Театральный проспект»

Другие публикации

День театра в Новосибирске: Полуночный актерский марафон, выставка, премьеры и экскурсии

Новосибирские театры готовятся отметить профессиональный праздник. В честь Всемирного дня театра драматические и музыкальные труппы города запустят проекты, которые позволят разделить ежегодное событие не только с коллегами, но и со зрителями — ценителями, любителями и знатоками сценического искусства. В афишах заявлены премьеры спектаклей, актерские марафоны, квизы, концерты, экскурсии по закулисью и исторические выставки.

Юлия Щеткова, Новая Сибирь online

Что за прелесть эти сплетни

Петербургский режиссер Роман Кочержевский показал, что природа человека со времен английского классика комедии нравов Ричарда Шеридана не изменилась.

Яна Колесинская, Инфопро54

Пермский Театр-Театр сыграет в Новосибирске школьный мюзикл, драму по классике и почти античную трагедию

В Новосибирск в рамках межрегионального направления федеральной программы «Большие гастроли» приезжает один из самых известных региональных театров. С 1 по 6 апреля на сцене «Красного факела» представит свои спектакли Пермский академический Театр-Театр. Хорошо знакомый сибирской публике коллектив сыграет young adult мюзикл «Удачи, Марк!», драму самоидентификации по роману Ивана Тургенева «Отцы/Дети» и сложноустроенный трагический спектакль по пьесе белорусского драматурга Константина Стешика «Мороз».

Юлия Щеткова, Новая Сибирь online

«Школа злословия» в театре «Красный факел»: прыжок в глубину веков и человеческих пороков

Вывести на сцену в XXI веке комедию нравов «Школа злословия», написанную и поставленную в 1777 году британским драматургом Ричардом Бринсли Шериданом, было вызовом, сродни прыжку в пропасть с тарзанки: сложно, рискованно, но интересно.

Ольга Рахманчук, Культура Новосибирска

630099, Новосибирск, ул. Ленина, 19