Елена Жданова: «Железной кнопкой себя не ощущаю»

Новичок в труппе «Красного факела», она уже много лет знакома и любима новосибирцами. Взгляд необычного разреза глаз завораживает, но стоит ей засмеяться, в нем сразу же появляются весёлые озорные искорки. Она признаётся, что не привыкла, когда её называют по имени-отчеству, но уже несколько лет преподаёт в театральном институте, а в этом году стала одним из мастеров курса. На вопросы «Театрального проспекта» отвечает заслуженная артистка России Елена Жданова.

Директор «Красного факела» как-то назвал Ваше имя в числе тех, кого переманил в труппу «Сибирского МХАТа». Вы в течение более десятка лет были одной из ведущих артисток «Старого дома», было много громких интересных ролей, как же решились на такую большую перемену?

Всё произошло «не по щучьему велению, а по моему хотению». Может быть, я для себя даже и не озвучила, что хочу уйти из «Старого дома», но какие-то предпосылки для этого были. Я не знаю, как это объяснить, но иногда в моей жизни случается так, что мне как будто становится мало впечатлений. Когда я почувствовала подобное в двадцать пять лет, я поехала и поступила в ГИТИС. Потом прошло ещё лет пять-шесть, мне опять стало мало впечатлений, захотелось чего-то нового. И как раз в этот момент Александр Прокопьевич Кулябин мне сказал: «пойдём к нам». Я ответила, что подумаю. Но потом поняла, что всё очень вовремя, и будет неправильно, если я откажусь. Ведь для артиста поменять театр — это очень серьёзный шаг, большая перемена, серьёзные «новые впечатления».

«Старый дом» был Вашим первым театром?

В «Старом доме» я работала с девятнадцати лет. Дело в том, что это не просто театр, где я служила. Там, можно сказать, молодость моя прошла, это театр, где я взрослела, где я созревала, где прошло моё становление как личности и так далее. «Старый дом» у меня вызывает такое ощущение родителей, с которыми можно и не жить (и чаще даже бывает так, что отношения с родственниками лучше на расстоянии), но при этом ты не перестаёшь к ним прекрасно относиться. Я против пафосных слов «отчий дом», «альма матер», но получилось так, что именно в этом театре я выросла и научилась практически всему: «читать», разбирать роли — каким-то вроде бы примитивным, но ключевым и знаковым вещам.

Со стороны есть такое ощущение, что новосибирские артисты между собой довольно-таки дружные. А как актёры «Красного факела» отнеслись к Вашему приходу?

Я пришла-то взрослая, у меня есть своя гражданская, человеческая позиция: в театре надо работать. У меня есть друзья, близкие люди, и мне сейчас не страшно пойти работать в новый коллектив, потому что я дружу в других местах. Театру нужно служить. Вот это желание — всем нравиться — оно у меня прошло. Когда-то я очень остро, болезненно воспринимала, если кому-то не нравилась. Когда шла в «Красный факел», задача, чтобы актёры приняли, не стояла. Всякую ерунду про театры рассказывают — что интриги, что едят… наверное, всё это есть, но если в это не включаться эмоционально, то будешь где-то слева от конфликта. У меня в жизни всё именно так и получалось: оказывается, люди воюют, а я не в курсе! Надо делом заниматься.

Жёсткая позиция. А Вы, вообще, считаете себя стервозной девушкой, или, наоборот, очень мягкой?

Я не знаю… Нужно обращать внимание на то мнение, которое составляют о тебе люди. Допустим, я рассказываю какие-то истории про себя людям, с которыми совсем недавно знакома, и человек говорит: никогда бы не подумал, что ты можешь на такое обидеться, что тебя может это расстроить, что ты умеешь плакать. Да я вообще рёва! Просто об этом мало кто знает. Я ужасно обидчивая и долго тружусь, чтобы с корнем эту обиду вырвать. Поэтому, если людям кажется, что я такая «железная кнопка», значит, и это во мне есть… но я-то себя такой не ощущаю.

Далеко не все спектакли, которые появляются в новосибирских театрах, тепло принимает так называемая «общественность». Вы как профессионал тоже, наверняка, понимаете, что иной раз приходится не в шедевральной постановке выходить на сцену. Что происходит в таких случаях лично с Вами?

Бывает и такое. Тут главное сделать всё, что можешь. Это моё главное кредо в профессии, я сейчас это и детям в театральном институте пытаюсь привить. Что, огромное количество блистательных и только блистательных режиссёров ездит по России? Нет, конечно, сегодня такие, завтра такие. Меня Халида Иванова (народная артистка России, актриса театра «Старый дом».  — Ред.), кстати, научила. Она мне говорила: «Лен, что ты нервничаешь, что ты психуешь? Ты знаешь, сколько лет я в театре, а моменты, когда я испытывала вот эти состояния взлёта, совпадения с режиссёром, с пьесой —  их не так много за тридцать лет моей деятельности. И ради этих моментов можно делать всё остальное». Я не люблю цинизма на сцене, когда артисты ходят и всем видом показывают: я не виноват, это моя работа, меня заставили. Зритель тут причем? Нравится тебе, или не нравится Кафка. Причем тут зритель? Он пришёл посмотреть готовый продукт, он билеты купил, между прочим.

А вообще, сейчас есть какая-то обратная связь со зрителями?

Знаете, сейчас появились сайты, у меня есть страница «В контакте». Мне очень часто стали писать люди, которые ходят в театр, люди, которых я не знаю. Пишут «спасибо за то и за это», «я испытала то-то и то-то». И я вот думаю: мы трудимся, вроде бы, для людей, а обратной связи нет или почти нет. Я так удивлялась, когда мне звонили из «Старого дома» и говорили: Лена, ты ушла, а люди тебя требуют… говорят, что на тебя ходили, возвращайся. Мне так странно: неужели, люди заметили, что я ушла? И это для меня очень важно, это как подтверждение, что я занимаюсь своим делом. В общем, я так радуюсь, когда мне «В контакте» пишут настоящие, живые люди, которые сидят в зале. Для меня они во время спектакля в темноте, а оказывается, они уходят с чем-то, и им не лень написать, и я всегда им говорю «спасибо». Потому что, мне кажется, артистам надо знать, для кого мы работаем, что думают о нашей работе. И не стесняться кланяться, благодарить таким образом зрителей за то, что терпели нас эти два часа. Я и студентам своим об этом говорю.

Кстати, о студентах. Вы же в этом году стали одним из мастеров курса, это очень ответственный шаг!

Я была не готова, потому что преподавала всего четыре года, и, наверное, как в любой профессии, чем больше знаешь, тем больше понимаешь, что ничего не знаешь. И вот я поняла, что у меня дикие пробелы именно в педагогическом образовании, у меня такое количество вопросов появилось! Я поняла, что надо как-то набирать, где-то стажироваться. Поэтому сначала сказала нет. Мне тяжело было, я долго думала, как сделать лучше. Долго переживала, а потом… Подумала-подумала, и согласилась. Павел Южаков (режиссёр и актёр театра под руководством Сергея Афанасьева, мастер общего с Еленой курса в новосибирском театральном институте.  — Ред.) меня убедил.

Студенты Вас по имени-отчеству называют?

Обязательно! Я когда пришла в институт, мне казалось, что я вообще ещё девочка, белая и пушистая, и была в шоке, когда ко мне обращались по имени-отчеству. Поэтому вот уже пятый год меня зовут Лена Сергеевна.

В институте занятия уже месяц идут, сейчас добавятся ещё и репетиции в театре… Вы же участвуете в премьерном «Макбете»?

У меня в «Макбете» роль маленькая, но хорошая. Мне и интересно, и страшно… Я всегда хотела поиграть Шекспира, такая возможность представилась, но пока ничего не могу сказать. Я читаю пьесу и понимаю, да простят меня режиссёры, что большие роли делать проще — они прописаны. А когда за десять минут тебе нужно сыграть всё, да ещё и чтобы зритель поверил и вспомнил на поклонах, надо очень сильно постараться. Зато это увлекательно.

Мария Андреева, «Театральный проспект» № 1 (41)

Другие публикации

День театра в Новосибирске: Полуночный актерский марафон, выставка, премьеры и экскурсии

Новосибирские театры готовятся отметить профессиональный праздник. В честь Всемирного дня театра драматические и музыкальные труппы города запустят проекты, которые позволят разделить ежегодное событие не только с коллегами, но и со зрителями — ценителями, любителями и знатоками сценического искусства. В афишах заявлены премьеры спектаклей, актерские марафоны, квизы, концерты, экскурсии по закулисью и исторические выставки.

Юлия Щеткова, Новая Сибирь online

Что за прелесть эти сплетни

Петербургский режиссер Роман Кочержевский показал, что природа человека со времен английского классика комедии нравов Ричарда Шеридана не изменилась.

Яна Колесинская, Инфопро54

Пермский Театр-Театр сыграет в Новосибирске школьный мюзикл, драму по классике и почти античную трагедию

В Новосибирск в рамках межрегионального направления федеральной программы «Большие гастроли» приезжает один из самых известных региональных театров. С 1 по 6 апреля на сцене «Красного факела» представит свои спектакли Пермский академический Театр-Театр. Хорошо знакомый сибирской публике коллектив сыграет young adult мюзикл «Удачи, Марк!», драму самоидентификации по роману Ивана Тургенева «Отцы/Дети» и сложноустроенный трагический спектакль по пьесе белорусского драматурга Константина Стешика «Мороз».

Юлия Щеткова, Новая Сибирь online

«Школа злословия» в театре «Красный факел»: прыжок в глубину веков и человеческих пороков

Вывести на сцену в XXI веке комедию нравов «Школа злословия», написанную и поставленную в 1777 году британским драматургом Ричардом Бринсли Шериданом, было вызовом, сродни прыжку в пропасть с тарзанки: сложно, рискованно, но интересно.

Ольга Рахманчук, Культура Новосибирска

630099, Новосибирск, ул. Ленина, 19