Виктория Левченко: «Не люблю, когда от меня ничего не зависит»
Заслуженная артистка России Виктория Левченко не отрицает, что в глубине души она — настоящая блондинка. Она не любит говорить о театре, предпочитает писать об этом в своих дневниках. Стесняется, когда её узнают на улицах и просят автограф. Называет себя «благодарным зрителем», любит стильные спектакли. Признается, что очень любит сильные эмоции на сцене. И отвечает на вопросы «Театрального проспекта».
Виктория, совсем недавно прошла премьера спектакля «Макбет», роль у вас там совершенно демоническая и, на мой взгляд, весьма запоминающаяся. Расскажите, как это создавалось, как вообще в очередной раз работалось с Шекспиром?
Да, это мой, кстати, четвертый Шекспир. Была Джульетта, «Сон в летнюю ночь», Леди Анна в «Ричарде III». В «Макбете» я отдавала себе отчёт в том, что делает режиссёр Тимофей Кулябин, была во многом с ним согласна. Мне очень понравилось с ним работать, он создаёт замечательную атмосферу на репетициях — это очень важно. Конечно же, Геката не роль-мечта, скажу честно. Я просто пыталась существовать в контексте этого спектакля, ничего не нарушить. А ещё я в таких ситуациях пытаюсь вспоминать истории из жизни актрис, которые мне очень нравятся. В этой связи я вспомнила Галину Тюнину, актрису Мастерской Петра Фоменко — очень психологическую, мощную. Когда я её увидела в блокбастерах, «Дозорах», в роли волшебницы, я подумала: что же может прельщать такую актрису играть подобную роль? А она там очень убедительна… Я подумала, что её привлёк сам проект, команда, режиссёр. Про себя могу сказать то же самое.
А какие спектакли вы могли бы назвать своими любимыми? Возможно, из тех, что уже не идут на сцене «Красного факела», совсем или временно?
Я не люблю говорить о том, чего уже нет. У меня есть сейчас единственный любимый спектакль, в котором сочетается всё, что я люблю: режиссёр, роль, то, что я там делаю, — это «Тартюф». Так случилось. Все работы, оставшиеся в прошлом, составляют тот мощный крепкий фундамент, который из меня уже никто не выбьет. Это есть, это даёт мне силы, даёт знание того, что я могу. Вообще, потери обогащают, позволяют тебе быть щедрой.
Артистка Левченко может многое… А что лично вам интересно?
Я, вообще, маньячка стиля, очень люблю стильные спектакли. Когда я вижу грязь, неопрятность, безвкусицу, уже не могу ничего воспринимать. Но я жду, мечтаю и знаю, что будут те роли, которые меня интересуют: с такой мощной, может быть, драматической, жизненной палитрой, чтобы было, что играть. Меня вообще интересуют дамы крайностей, они мне дороги. Меня привлекает разговор о человеке, который находится в состоянии саморазрушения. Как он живёт? Как выкарабкивается? И когда в той роли, которую я получаю,
А примеры
Я могу, но не буду. Это мои внутренние стремления… А вдруг
Виктория, а бывает такое, что вы говорите: «Я не буду это играть»?
Я бы иной раз с удовольствием сказала, но не имею права. Я же нахожусь в труппе государственного театра. Допустим, нам говорят, что будет в сезоне. И у меня портится настроение, потому что нет Чехова, нет… я не буду сейчас называть авторов, у которых есть очень сильные женские характеры. Но я примерно понимаю, что я смогла бы сыграть. Когда я попадаю в ситуацию неудовлетворенности, я представляю: ладно, допустим, я попала в такую мощную бурю, меня шатает из стороны в сторону, я бьюсь, но понимаю, что в такой ситуации главное не потерять головы, надо взять себя в руки. И я себе говорю: спокойно, я дойду, я выйду, мне не нужна никакая помощь, я сама.
Мысли о судьбах театра тоже присутствуют?
В том числе! (Улыбается) Я понимаю директора: театр должен приносить деньги — время такое. Но хочется, чтобы при этом хотя бы цитировали великое. Может быть, спектакль «Макбет» — как раз тому пример. Он именно процитировал Шекспира. Это очень важно, мне кажется, в театре:
Виктория, а было такое, что вы всё-таки слышали заманчивое для вас название будущей постановки, предполагали в ней поучаствовать, а в распределении в итоге себя не увидели?
Вот такого, чтобы это была моя мечта и она от меня ушла — такого за последнее время не было. Потому что если бы взяли материал с той ролью, о которой я грежу по ночам (шучу) и если бы я чувствовала в себе силы, то предложила бы себя в качестве исполнительницы, сказала бы, что понимаю героиню и могу сыграть. Вообще, мне везло на режиссёров. У меня есть любимая фраза, которую,
Но чаще, наверное, бывают и другие ситуации…
Знаете, у меня есть несколько текстов ролей, не буду говорить, каких. Так вот, когда их видят, то смеются, потому что они изрисованные такие, как тряпочки. Переворачиваю один лист, у меня написано: «Сейчас бы сесть в поезд, купить билет на верхнюю полку и поехать к морю…». А на другом: «Я хочу жить по велению сердца…
Я очень люблю театр. Конкретный — театр «Красный факел». Верю в чудеса, которые всё время происходят в моей жизни. Театр дарит надежду. А вообще, мне очень хочется
Артист на сцене, разумеется, под пристальным вниманием зрителей. Как у вас обстоит дело с поклонниками? Подарки, цветы?
Бриллианты, конечно, не дарят, мы же не звёзды из старых мелодрам. Но бывают
Виктория, а на ваш взгляд, отношения «артист — зритель» какие? Можно ли говорить о некой «сверхзадаче» человека, который выходит на сцену перед множеством людей?
В спектакле мне важны ощущения — никаких выводов. Я уверена, зрители внушаемы, они часто приходят в театр и не могут сформулировать, чего хотят. Их можно гипнотизировать. Это счастье — быть на сцене и иметь возможность