Виктория Левченко: «Не люблю, когда от меня ничего не зависит»

Заслуженная артистка России Виктория Левченко не отрицает, что в глубине души она — настоящая блондинка. Она не любит говорить о театре, предпочитает писать об этом в своих дневниках. Стесняется, когда её узнают на улицах и просят автограф. Называет себя «благодарным зрителем», любит стильные спектакли. Признается, что очень любит сильные эмоции на сцене. И отвечает на вопросы «Театрального проспекта».

Виктория, совсем недавно прошла премьера спектакля «Макбет», роль у вас там совершенно демоническая и, на мой взгляд, весьма запоминающаяся. Расскажите, как это создавалось, как вообще в очередной раз работалось с Шекспиром?

Да, это мой, кстати, четвертый Шекспир. Была Джульетта, «Сон в летнюю ночь», Леди Анна в «Ричарде III». В «Макбете» я отдавала себе отчёт в том, что делает режиссёр Тимофей Кулябин, была во многом с ним согласна. Мне очень понравилось с ним работать, он создаёт замечательную атмосферу на репетициях — это очень важно. Конечно же, Геката не роль-мечта, скажу честно. Я просто пыталась существовать в контексте этого спектакля, ничего не нарушить. А ещё я в таких ситуациях пытаюсь вспоминать истории из жизни актрис, которые мне очень нравятся. В этой связи я вспомнила Галину Тюнину, актрису Мастерской Петра Фоменко — очень психологическую, мощную. Когда я её увидела в блокбастерах, «Дозорах», в роли волшебницы, я подумала: что же может прельщать такую актрису играть подобную роль? А она там очень убедительна… Я подумала, что её привлёк сам проект, команда, режиссёр. Про себя могу сказать то же самое.

А какие спектакли вы могли бы назвать своими любимыми? Возможно, из тех, что уже не идут на сцене «Красного факела», совсем или временно?

Я не люблю говорить о том, чего уже нет. У меня есть сейчас единственный любимый спектакль, в котором сочетается всё, что я люблю: режиссёр, роль, то, что я там делаю, — это «Тартюф». Так случилось. Все работы, оставшиеся в прошлом, составляют тот мощный крепкий фундамент, который из меня уже никто не выбьет. Это есть, это даёт мне силы, даёт знание того, что я могу. Вообще, потери обогащают, позволяют тебе быть щедрой.

Артистка Левченко может многое… А что лично вам интересно?

Я, вообще, маньячка стиля, очень люблю стильные спектакли. Когда я вижу грязь, неопрятность, безвкусицу, уже не могу ничего воспринимать. Но я жду, мечтаю и знаю, что будут те роли, которые меня интересуют: с такой мощной, может быть, драматической, жизненной палитрой, чтобы было, что играть. Меня вообще интересуют дамы крайностей, они мне дороги. Меня привлекает разговор о человеке, который находится в состоянии саморазрушения. Как он живёт? Как выкарабкивается? И когда в той роли, которую я получаю, я что-то нахожу, меня это очень радует. Потому что от меня что-то зависит, я могу что-то сделать. Но сейчас, к сожалению, у меня нет ролей, которые бы сильно вдохновляли.

А примеры какие-то можете привести? Того, чего бы хотелось сейчас?

Я могу, но не буду. Это мои внутренние стремления… А вдруг кто-то возьмёт и начнёт что-то такое делать, а меня там не будет? У меня, конечно, есть любимые авторы, которых я бы вечно играла. Один из них — Чехов. За период реконструкции «Красного факела» я поняла, что если когда-то у меня была мечта о Нине Заречной, то теперь я из неё выросла. Сейчас, скорее всего, я Раневская, Аркадина — мне это нравится. Но не факт, что это понравится кому-то другому.

Виктория, а бывает такое, что вы говорите: «Я не буду это играть»?

Я бы иной раз с удовольствием сказала, но не имею права. Я же нахожусь в труппе государственного театра. Допустим, нам говорят, что будет в сезоне. И у меня портится настроение, потому что нет Чехова, нет… я не буду сейчас называть авторов, у которых есть очень сильные женские характеры. Но я примерно понимаю, что я смогла бы сыграть. Когда я попадаю в ситуацию неудовлетворенности, я представляю: ладно, допустим, я попала в такую мощную бурю, меня шатает из стороны в сторону, я бьюсь, но понимаю, что в такой ситуации главное не потерять головы, надо взять себя в руки. И я себе говорю: спокойно, я дойду, я выйду, мне не нужна никакая помощь, я сама.

Мысли о судьбах театра тоже присутствуют?

В том числе! (Улыбается) Я понимаю директора: театр должен приносить деньги — время такое. Но хочется, чтобы при этом хотя бы цитировали великое. Может быть, спектакль «Макбет» — как раз тому пример. Он именно процитировал Шекспира. Это очень важно, мне кажется, в театре: куда-то расти, а не только бегать в комедиях и понимать, что вот здесь я должен выбежать в эту дверь и успеть сказать реплику, раздеться-переодеться или выйти в белье. Мышца в голове должна постоянно работать, потому что без этого она опадает — как на животе, на бедре. Это же некрасиво. А потом артисты смотрятся в зеркала и удивляются: почему же они так быстро страшнеют? А потому что, когда артист не мыслит, не думает, он именно страшнеет.

Виктория, а было такое, что вы всё-таки слышали заманчивое для вас название будущей постановки, предполагали в ней поучаствовать, а в распределении в итоге себя не увидели?

Вот такого, чтобы это была моя мечта и она от меня ушла — такого за последнее время не было. Потому что если бы взяли материал с той ролью, о которой я грежу по ночам (шучу) и если бы я чувствовала в себе силы, то предложила бы себя в качестве исполнительницы, сказала бы, что понимаю героиню и могу сыграть. Вообще, мне везло на режиссёров. У меня есть любимая фраза, которую, я где-то прочла: «Хорошо, когда ты с режиссёром немного на цыпочках». Чтобы иметь возможность всё время к нему тянуться. Понимать, что он говорит что-то замечательное, а я должна это сделать. Он должен быть гораздо интереснее, чем я сама, должен давать гораздо больше. И тогда возникает мощная фантазия, ты начинаешь мыслить, что-то придумывать.

Но чаще, наверное, бывают и другие ситуации…

Знаете, у меня есть несколько текстов ролей, не буду говорить, каких. Так вот, когда их видят, то смеются, потому что они изрисованные такие, как тряпочки. Переворачиваю один лист, у меня написано: «Сейчас бы сесть в поезд, купить билет на верхнюю полку и поехать к морю…». А на другом: «Я хочу жить по велению сердца… По-настоящему большой художник, если ему некуда идти, тем более уйдет», — и много восклицательных знаков. И дальше: «А если соблюдать все эти условности — это смертный приговор для меня как для артистки… P.S. Но я не ухожу, по-видимому, я ещё не очень большой художник».

Как-то грустно получается. Наверняка же есть и положительные моменты?

Я очень люблю театр. Конкретный — театр «Красный факел». Верю в чудеса, которые всё время происходят в моей жизни. Театр дарит надежду. А вообще, мне очень хочется каких-то открытий в театре… Для себя, конечно же!

Артист на сцене, разумеется, под пристальным вниманием зрителей. Как у вас обстоит дело с поклонниками? Подарки, цветы?

Бриллианты, конечно, не дарят, мы же не звёзды из старых мелодрам. Но бывают какие-то ситуации… Я вот еду в общественном транспорте, и вдруг мне передают чистый блокнот, говорят: распишитесь! И я теряюсь, потому что я без косметики, в капюшончике (люблю так, когда по-быстрому куда-то надо — чтобы не было ассоциаций с артисткой). Но всё равно узнают. А на моём лице, в тот раз, видимо, было такое… Я говорю: а вы меня ни с кем не спутали? — Нет, что вы! А ещё у меня было три потрясающих партнера, которые были действительно звёздами: Слава Росс, Виталий Коваленко и Серёжа Пиоро. Когда я выходила из театра, подбегали зрительницы (иногда это были взрослые дамы, иногда молодые девушки) и говорили: «Вот вы как? Вы как?» И потом они спрашивали: «А как Виталик? Как Серёжа?» — и я понимала, что это я за их счёт получаю комплименты.

Виктория, а на ваш взгляд, отношения «артист — зритель» какие? Можно ли говорить о некой «сверхзадаче» человека, который выходит на сцену перед множеством людей?

В спектакле мне важны ощущения — никаких выводов. Я уверена, зрители внушаемы, они часто приходят в театр и не могут сформулировать, чего хотят. Их можно гипнотизировать. Это счастье — быть на сцене и иметь возможность что-то говорить публике. Иметь смелость «Быть» во всех своих удивительных проявлениях. Вразрез со всеми схемами и штампами.

Мария Андреева, «Театральный проспект» № 2 (42)

Другие публикации

День театра в Новосибирске: Полуночный актерский марафон, выставка, премьеры и экскурсии

Новосибирские театры готовятся отметить профессиональный праздник. В честь Всемирного дня театра драматические и музыкальные труппы города запустят проекты, которые позволят разделить ежегодное событие не только с коллегами, но и со зрителями — ценителями, любителями и знатоками сценического искусства. В афишах заявлены премьеры спектаклей, актерские марафоны, квизы, концерты, экскурсии по закулисью и исторические выставки.

Юлия Щеткова, Новая Сибирь online

Что за прелесть эти сплетни

Петербургский режиссер Роман Кочержевский показал, что природа человека со времен английского классика комедии нравов Ричарда Шеридана не изменилась.

Яна Колесинская, Инфопро54

Пермский Театр-Театр сыграет в Новосибирске школьный мюзикл, драму по классике и почти античную трагедию

В Новосибирск в рамках межрегионального направления федеральной программы «Большие гастроли» приезжает один из самых известных региональных театров. С 1 по 6 апреля на сцене «Красного факела» представит свои спектакли Пермский академический Театр-Театр. Хорошо знакомый сибирской публике коллектив сыграет young adult мюзикл «Удачи, Марк!», драму самоидентификации по роману Ивана Тургенева «Отцы/Дети» и сложноустроенный трагический спектакль по пьесе белорусского драматурга Константина Стешика «Мороз».

Юлия Щеткова, Новая Сибирь online

«Школа злословия» в театре «Красный факел»: прыжок в глубину веков и человеческих пороков

Вывести на сцену в XXI веке комедию нравов «Школа злословия», написанную и поставленную в 1777 году британским драматургом Ричардом Бринсли Шериданом, было вызовом, сродни прыжку в пропасть с тарзанки: сложно, рискованно, но интересно.

Ольга Рахманчук, Культура Новосибирска

630099, Новосибирск, ул. Ленина, 19