Взрослая жизнь молодого человека

Самым убойным номером торжественного концерта «Гоп-ля, мы живем!», посвященного завершению реконструкции «Красного факела», стал танец сталеваров из спектакля «Только для женщин!» Но теперь, согласно строительной тематике, в руках у актеров были кирпичи, которые в финале, подобно цветам, полетели в публику. Публика с восторгом ловила стройматериал — и верила, что этим парням все дается легко и по жизни они идут победителями.

Уроки во сне и наяву

Ровно три года назад Антон Коломеец, только что принятый в труппу «Красного факела», дал нашей газете первое в жизни интервью. На вопрос, в какой момент почувствовал себя самостоятельным, он ответил: когда в 15 лет, приехав из маленького якутского поселка Светлый в огромный Новосибирск и поступив в театральное училище, впервые один проехал в метро. Город показался громадным и грохочущим, но не чужим, не враждебным. Город дал то, чего не хватало раньше: возможность среди ярких, креативных, эксцентричных людей быть личностью.

Будучи студентом, Антон засыпал на лекциях — не из-за скуки и лени, а из-за неумения распределить свои силы. Скорость и степень взросления зависит от того, насколько человек сознает, для чего и зачем он находится в этом месте и в это время. «Каких чудных детей взяли в труппу, какой славный мальчик», — сказала на спектакле одна критикесса, пока еще не отмечая, что взрослая твердость во взгляде не стала сценическим штампом Антона. Его герои совершенно на него не похожи. Еще в училище стало ясно, что сыграть самого себя — не самое высокое достижение артиста.

Валер в «Тартюфе» — персонаж комический: мешковатый камзол явно с чужого плеча, торчащие во все стороны космы. Половозрелый мальчик с плаксивым голоском, инфантильное существо, отказывающееся взрослеть и умнеть, — такой только и мог появиться в среде отупевших душ, для изобличения которых был ниспослан на землю дьявол. Так и тянет спросить:

— Антон, Ваш герой — самый, извините, придурковатый в спектакле: так было задумано?

— Конечно! Правда, я не сразу понял, что именно мне играть. Во время застольного периода режиссер, ориентируя на внутреннюю инициативу, каждому объяснял задачу, а меня как-то стороной обходил. Я подошел и спросил: ну а мне-то что делать? Куда двигаться? Андрей Прикотенко говорит: ты сам подумай, если его невеста, Мариана, такая шпала, такая дурында, то какой у нее должен быть жених? Я испугался сначала: какой жених должен быть тогда? Но ведь сам текст подсказывает: Валер жаждет любви, но он такой подкаблучник! Совершенно лишенный воли, он не то что ждет — он требует, чтобы Мариана сама за него все решала.

— Наверное, он жаждет не столько любви, сколько опеки, путая одно с другим? Поэтому и не меняется к финалу. Урок с дьяволом прошел для него даром?

— Как месил тесто, так и будет месить. Только вдвоем с женой. Ему большего и не надо было. Никуда не уйти от себя, если не стремишься уйти.

— Новый отсчет времени в этом спектакле начинается совсем для другого героя…

— … а остальные как жили, так и живут.

— Антон! А зачем Вы подстриглись чуть ли не под «ноль»? Как же теперь Вы будете играть Валера?

— К тому времени, когда «Тартюф» снова выйдет на публику, я успею обрасти. Я подстригся, потому что мне захотелось почувствовать себя человеком с короткими волосами. Парикмахер, у которого я всегда стригусь, хотел сделать модную стрижку, что-то фигурно выстригал, старался, а я: «Сделай короче! еще короче!» — «В смысле?» — «Как под машинку!» Ему как профессионалу жалко было мои волосы…

Черная роза

В нашумевшем стриптиз-шоу «Только для женщин!» Норман — фигура более динамичная, чем его предшественник из пьесы Мольера. В возможность его эволюции отказываешься верить. Пока собственными глазами не увидишь, как этот дохляк, выйдя покорять зал, медленно скользит вниз головой по шесту. А в начале спектакля он сидит в баре, как ребенок обхватив коленки, прилизанный, заторможенный и замороженный. Переминается с ноги на ногу, с рюкзачком за хиленькими плечиками. Голос срывается на истерические нотки, еще немного — и нервный срыв. Но еще немного — и приходит ощущение себя частью команды, и Норман уже не как маменькин сынок, а как мужчина заявляет: «Не знаю, зачем я это делаю, но я это сделаю». И он сделал это!

А дальше происходит фокус, ради которого, наверное, «Только для женщин!» и ставился. Зрители, вернее, зрительницы спектакля превращаются в его участников — зрительниц стриптиз-шоу. По ту сторону рампы творится восторженное безумие, которое и прописано в пьесе. Так и тянет поделиться впечатлением:

— Антон, кажется, еще секунда — и поклонницы бросятся на сцену и разорвут одежду актеров на сувениры…

— То, что мы играем, не является высокого класса драматургией, но такого количества положительных эмоций ни один спектакль не приносит. Мастер нашего курса Изяслав Борисыч Борисов посмотрел «Только для женщин!» и сказал: это какой-то феномен, что в зале так бурно реагируют…

— А кто Вам цветы дарил после этого спектакля, если не секрет?

— Однажды какая-то девушка подарила розу. А потом, откуда-то узнав мой телефон, стала регулярно посылать СМС. И вот сообщение: «Можем ли мы встретиться»? А я встречался с девушкой и ответил: «Ты хорошая девчонка, но я не могу». — «Ты не знаешь, что ты потерял!» — «Может, ты и права», — ответил я, и на этом переписка завершилась. А на следующее утро роза завяла. Две недели она стояла свежая и не угасала — не менялась вообще! И вдруг стала маленькая, сморщенная и черная…

— Знаете, Антон, как-то один актер сказал мне буквально следующее: «Надо обязательно дарить артистам цветы. Без цветов артистам плохо».

— Мне кажется, дарить женщине цветы — нормальная ситуация. Но ты — мужчина, тебе не должны дарить цветы, а если дарят, то спасибо большое. — Не каждая зрительница умеет выразить свою признательность каким-то другим, более оригинальным способом… — Денису Франку после «Ночного таксиста» подарили шоколадный торт в виде такси. Вот это я понимаю — сюрприз! Мы этот торт все вместе съели в гримерке.

Приветы из детства

Следующая премьера малой сцены — «Смертельный номер» по пьесе Олега Антонова, которую ставит Тимофей Кулябин. Антон Коломеец репетирует роль рыжего клоуна. Думается, ему очень пригодится в этой работе одна из особенностей его актерской природы — с абсолютно серьезным и непроницаемым лицом показывать вещи, вызывающие гомерический хохот зала. Так дети, не понимая, почему их слова вызывают смех взрослых, тем не менее стараются вовсю. А вырастая, преобразуют это детское свойство в профессиональный инструмент и становятся актерами. Хочется понять: что присвоил Антон на первом этапе работы из незнакомой ранее пьесы?

— В одном интервью Тимофей сказал, что все артисты — дети. Да дети, но в определённом смысле. У артиста от ребёнка остается желание играть. При этом этот «ребёнок» должен быть самостоятельным, образованным человеком со своей человеческой и гражданской позицией. Но, мне кажется, в театре есть разные трактовки «артист-ребёнок». Режиссёр ведёт себя с артистом, как с глупым ребёнком, то пальцем пригрозит, то конфетку подарит. И некоторым артистам нравится позиция ребенка в театре. Вроде как я ничего не знаю, не понимаю и от всего отстраняюсь, для меня главное играть. Это уже совсем какие-то другие дети. А вот клоун — это настоящий ребенок, и это самое лучшее, что есть в клоуне. Ну и вот, наконец, ответ на вопрос. Мой герой — пацан в больших ботинках. Не очень внятно, да? Если ему плохо, он плачет, если хорошо, то смеется, без всех этих взрослых закрышек.

— Он только на арене такой?

— Арена для него неотделима от жизни, границы нет. И там, и там любое его эмоциональное проявление ценно, потому что искренне. Иначе люди в зале ему не поверят — это на уровне молекулярных ощущений.

— У Вашего клоуна есть прототип?

— Я ведь только на пути к этому образу… Может быть, один пятилетний ребенок. Пацан один. Мой племянник. У него вся внутренняя мотивация застроена на радость жизни. Детям вообще не свойственна депрессия. Недавно Тоня Кузнецова показывала мне DVD с записью детского утренника, где выступала ее дочка Саша. Вот Саша выпрыгивает на сцену и радостно так объявляет: «Я Наф-Наф!» А ей: «Подожди, еще рано». Она расстроилась, что всех подвела, ей так неловко, она в слезы, плачет навзрыд, такое ощущение, что у ребенка самое большое горе на свете. А через две минуты она уже забыла об этом.

Возможно, наш спектакль будет несовременен. Не старомоден, но и не современен. Но и про себя не могу сказать, что я современный человек. В том смысле, что большинство моих однокурсников активны во всем, дорогу, в отличие от меня, пробивать умеют. Нет, я не считаю, что человек должен напялить робу и питаться упавшими с деревьев яблоками. Человек не должен жить бедно. Но мне кажется, себя потеряешь в гонке за успехом и, проще говоря, баблом. И тогда гонка превратится в агонию. И может произойти окончательная деморализация искусства. Пусть театр вдохновляет человека на самое лучшее. Пусть приподнимает над реальностью и дает надежду.

Я хотел бы сказать, что мне в театре работается не всегда хорошо, комфортно и интересно. Бывают такие пьесы, которые вообще не вызывают никакой потенции к фантазии. Но в моём запасе уже есть личные маленькие победы, актёрские союзы и такие родные спектакли, которые на фоне скучной театральной шелухи становятся ещё роднее и дороже. Меня это очень радует и даёт надежду на лучшее в моей жизни.

Однажды критик Марина Дмитревская писала в «Петербургском театральном журнале» (правда, по следам командировки совсем в другой город): «Зимой откроют отремонтированный театр… А я молюсь только об одном: чтобы ремонт не убил, не выветрил из этого театра то человеческое тепло, которое „надыхивали“ сюда долгие годы…» Хотелось бы отнести эти слова и к «Красному факелу». И тогда, может быть, Антон Коломеец будет играть в таком театре, о каком мечтает.

Яна Колесинская, «Театральный проспект» № 2 (88-й сезон)

Другие публикации

День театра в Новосибирске: Полуночный актерский марафон, выставка, премьеры и экскурсии

Новосибирские театры готовятся отметить профессиональный праздник. В честь Всемирного дня театра драматические и музыкальные труппы города запустят проекты, которые позволят разделить ежегодное событие не только с коллегами, но и со зрителями — ценителями, любителями и знатоками сценического искусства. В афишах заявлены премьеры спектаклей, актерские марафоны, квизы, концерты, экскурсии по закулисью и исторические выставки.

Юлия Щеткова, Новая Сибирь online

Что за прелесть эти сплетни

Петербургский режиссер Роман Кочержевский показал, что природа человека со времен английского классика комедии нравов Ричарда Шеридана не изменилась.

Яна Колесинская, Инфопро54

Пермский Театр-Театр сыграет в Новосибирске школьный мюзикл, драму по классике и почти античную трагедию

В Новосибирск в рамках межрегионального направления федеральной программы «Большие гастроли» приезжает один из самых известных региональных театров. С 1 по 6 апреля на сцене «Красного факела» представит свои спектакли Пермский академический Театр-Театр. Хорошо знакомый сибирской публике коллектив сыграет young adult мюзикл «Удачи, Марк!», драму самоидентификации по роману Ивана Тургенева «Отцы/Дети» и сложноустроенный трагический спектакль по пьесе белорусского драматурга Константина Стешика «Мороз».

Юлия Щеткова, Новая Сибирь online

«Школа злословия» в театре «Красный факел»: прыжок в глубину веков и человеческих пороков

Вывести на сцену в XXI веке комедию нравов «Школа злословия», написанную и поставленную в 1777 году британским драматургом Ричардом Бринсли Шериданом, было вызовом, сродни прыжку в пропасть с тарзанки: сложно, рискованно, но интересно.

Ольга Рахманчук, Культура Новосибирска

630099, Новосибирск, ул. Ленина, 19